Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [д], [д'], буква Д, д"

Разделы: Начальная школа


По программе «Школа-2100».

Цели урока:

  • познакомить с согласными звуками [д][д,], буквой  д;
  • формировать навык осознанного чтения;
  • формировать навык правильного написания букв и их соединений;
  • развивать интерес к чтению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

– Улыбнитесь друг другу, подарите и мне  свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.

2. Постановка учебной проблемы.

Определение темы урока.

– К нам на урок пришел добрый Домовенок.

– А почему он пришел и тему нашего урока вы определите сами.

– Работа с рисунком на стр. 94, рассматривание и вычленение деталей (дом, дед, дуб, дятел, дым).

– А сейчас будете моими помощниками, помогите закончить предложения.

Тут наш … (дом).

Над домом … (дым).

У дома … (дерево).

На дереве … (дупло).

У дупла … (дятел).

К дому ведет … (дорожка).

У дома сидит ... (дед).

– Это отдельные предложения или текст?

– Почему?

– Чего не хватает у текста?

– Придумаем заглавие.

– Повторите весь текст с заглавием.

– Назовите слова, которые вы добавляли.

– Что заметили интересного?

– С какого звука начинаются эти слова?

– Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

(Тема: Звуки [д][д,], буква д.)

3. Выделение звуков. Знакомство с буквой Д д.

Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

– Что видите на картинке?

– Произнесите слово дом

– Какой первый звук услышали в этом слове? [д]

– Определите какой это звук: гласный или согласный?

– Что о нем можете сказать?

Охарактеризуйте звук  [д] – согласный, звонкий, твердый.

– Кого видете на рисунке?

– Произнесите слово дятел.

– Какой первый звук услышали в этом слове? ,]

– Что о нем можете сказать?

,] – согласный, звонкий, мягкий.

– Какой буквой обозначим эти звуки? «Дэ».

– Давайте пофантазируем, на что похожа печатная буква «Д».

Д – это домик аккуратный с высокой крышею двускатной.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

– Расскажите Домовенку, как мы должны раскрасить схему-человека с буквой «Д» и почему.

4. Физминутка.

5. Первичное закрепление.

Домовенок хочет с вами поиграть.

Игра «Поймай звук»

[д] – встают мальчики

,] – встают девочки.

Дима, дудочка, домино, дело, Дюймовочка, солдат, гвоздика, звезда, белочка.

– Научим читать Домовенка.

– Чтение слогов.

– Прочитайте слоги, где звук ,] произносится мягко.

– Прочитайте слоги, где гласная буква показывает, что согласный произноситься твердо.

– Прочитайте первую строчку с интонацией радости.

– Прочитайте вторую строчку с интонацией грусти

– Что заметили?

– Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.

– Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук.

6. Работа в прописи.

Рассмотрите рисунки (с. 14).

Называние слов, со звуками [д], [д,].

Составление текста.

Обведение линий в рисунке.

– Из каких элементов состоит буква?

(овал и линия с петлей внизу).

– В каких буквах эти элементы встречаются?

Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.

– Прописывание буквы детьми в воздухе.

Написание буквы в табло.

– видите, какую красивую букву мы будем учиться писать?

Самостоятельная работа в прописи. (1-2 строчка).

Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений.

– Чем отличаются соединения в написании до и од

7. Физминутка.

8. Работа в азбуке.

Чтение столбиков слов.

Объяснение непонятных слов.

1 столбик.

– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.

– Прочитайте слово, где есть опасное место.

2 столбик.

– Прочитайте слова, меняя интонацию.

Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно.

– Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет.

– Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.

3 столбик.

– Прочитайте слова с корнем -дыр-, с корнем -дым-

– Выделите корень. Как называются эти слова?

4 столбик.

– Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

– Что заметили? Выделите корень -дар-

– Прочитайте слова с приставками.

5 столбик.

Прочитайте эти слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень?

9. Работа в прописи. (с. 15)

Списывание слов с письменного образца с комментированием: дом, дым, доска, дракон.

Запись однокоренных слов (Родина, род, родник, друг, подруга).

Беседа о лексическом значении этих слов.

Запись слов по картинкам.

(дом, домик, домишко).

Выделение корня и суффикса.

Работа над предложением.

Чтение и анализ предложения.

Запись с измененным порядком слов.

Подруга Лада у Лиды.

10. Физминутка.

11. Повторение. Работа в азбуке.

Чтение текста.

Наблюдение над предлогами.

Подчеркивание пробела между предлогом и словом по ходу чтения.

Придумать заголовок текста.

На доске ключевые слов:

Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

  1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.
  2. Чтение по предложениям с комментариями.

1-е предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный…)

2-е предложение. Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался).

3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?

– Постой, не спеши – стала учить труба. Почему стала учить труба? (мудрая, давно живет на крыше дома).

4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным).

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?

6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.

– Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).

– Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.

7-е предложение. И… (предупредить о выразительном чтении-длинная пауза).

8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?

9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.

– А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.

– Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?

– Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!»? Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.

12. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали, чему научились?

– Хотели вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?

– Почему?

Самооценка собственной деятельности на уроке.

– Как вы сегодня поработали?

– Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

– Что интересного было на уроке?