По программе «Школа-2100».
Цели урока:
- познакомить с согласными звуками [д][д,], буквой д;
- формировать навык осознанного чтения;
- формировать навык правильного написания букв и их соединений;
- развивать интерес к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
– Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.
2. Постановка учебной проблемы.
Определение темы урока.
– К нам на урок пришел добрый Домовенок.
– А почему он пришел и тему нашего урока вы определите сами.
– Работа с рисунком на стр. 94, рассматривание и вычленение деталей (дом, дед, дуб, дятел, дым).
– А сейчас будете моими помощниками, помогите закончить предложения.
Тут наш … (дом).
Над домом … (дым).
У дома … (дерево).
На дереве … (дупло).
У дупла … (дятел).
К дому ведет … (дорожка).
У дома сидит ... (дед).
– Это отдельные предложения или текст?
– Почему?
– Чего не хватает у текста?
– Придумаем заглавие.
– Повторите весь текст с заглавием.
– Назовите слова, которые вы добавляли.
– Что заметили интересного?
– С какого звука начинаются эти слова?
– Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?
(Тема: Звуки [д][д,], буква д.)
3. Выделение звуков. Знакомство с буквой Д д.
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
– Что видите на картинке?
– Произнесите слово дом
– Какой первый звук услышали в этом слове? [д]
– Определите какой это звук: гласный или согласный?
– Что о нем можете сказать?
Охарактеризуйте звук [д] – согласный, звонкий, твердый.
– Кого видете на рисунке?
– Произнесите слово дятел.
– Какой первый звук услышали в этом слове? [д,]
– Что о нем можете сказать?
[д,] – согласный, звонкий, мягкий.
– Какой буквой обозначим эти звуки? «Дэ».
– Давайте пофантазируем, на что похожа печатная буква «Д».
Д – это домик аккуратный с высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
– Расскажите Домовенку, как мы должны раскрасить схему-человека с буквой «Д» и почему.
4. Физминутка.
5. Первичное закрепление.
Домовенок хочет с вами поиграть.
Игра «Поймай звук»
[д] – встают мальчики
[д,] – встают девочки.
Дима, дудочка, домино, дело, Дюймовочка, солдат, гвоздика, звезда, белочка.
– Научим читать Домовенка.
– Чтение слогов.
– Прочитайте слоги, где звук [д,] произносится мягко.
– Прочитайте слоги, где гласная буква показывает, что согласный произноситься твердо.
– Прочитайте первую строчку с интонацией радости.
– Прочитайте вторую строчку с интонацией грусти
– Что заметили?
– Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.
– Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук.
6. Работа в прописи.
Рассмотрите рисунки (с. 14).
Называние слов, со звуками [д], [д,].
Составление текста.
Обведение линий в рисунке.
– Из каких элементов состоит буква?
(овал и линия с петлей внизу).
– В каких буквах эти элементы встречаются?
Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.
– Прописывание буквы детьми в воздухе.
Написание буквы в табло.
– видите, какую красивую букву мы будем учиться писать?
Самостоятельная работа в прописи. (1-2 строчка).
Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений.
– Чем отличаются соединения в написании до и од
7. Физминутка.
8. Работа в азбуке.
Чтение столбиков слов.
Объяснение непонятных слов.
1 столбик.
– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.
– Прочитайте слово, где есть опасное место.
2 столбик.
– Прочитайте слова, меняя интонацию.
Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно.
– Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет.
– Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.
3 столбик.
– Прочитайте слова с корнем -дыр-, с корнем -дым-
– Выделите корень. Как называются эти слова?
4 столбик.
– Прочитайте слова с радостью, с восторгом.
– Что заметили? Выделите корень -дар-
– Прочитайте слова с приставками.
5 столбик.
Прочитайте эти слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень?
9. Работа в прописи. (с. 15)
Списывание слов с письменного образца с комментированием: дом, дым, доска, дракон.
Запись однокоренных слов (Родина, род, родник, друг, подруга).
Беседа о лексическом значении этих слов.
Запись слов по картинкам.
(дом, домик, домишко).
Выделение корня и суффикса.
Работа над предложением.
Чтение и анализ предложения.
Запись с измененным порядком слов.
Подруга Лада у Лиды.
10. Физминутка.
11. Повторение. Работа в азбуке.
Чтение текста.
Наблюдение над предлогами.
Подчеркивание пробела между предлогом и словом по ходу чтения.
Придумать заголовок текста.
На доске ключевые слов:
Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.
- Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.
- Чтение по предложениям с комментариями.
1-е предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный…)
2-е предложение. Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался).
3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?
– Постой, не спеши – стала учить труба. Почему стала учить труба? (мудрая, давно живет на крыше дома).
4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным).
А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)
5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?
6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.
– Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).
– Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.
7-е предложение. И… (предупредить о выразительном чтении-длинная пауза).
8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?
9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.
– А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
– Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?
– Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!»? Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.
12. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали, чему научились?
– Хотели вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?
– Почему?
Самооценка собственной деятельности на уроке.
– Как вы сегодня поработали?
– Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
– Что интересного было на уроке?