Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии: информационные, ситуативного обучения, здоровье сберегающие технологии.
Методы: проблемный, частично-поисковый, метод послойного среза знаний.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютеры, экран, видеопроектор, листы ватмана, маркеры, сигнальные карточки, модели корабликов, стикеры, мерные стаканы, динамометры, наборы грузов, сосуды с водой, сосуды с солью, лотки для посуды.
Организация пространства:
- Парты в классе расположены по типу «кафе» (для работы в группах).
- 5 групп по 5-6 учащихся.
Цель урока: создание условий для развития и саморазвития личности при усвоении нового учебного материала в рамках личностно ориентированного образования.
Задачи урока
- Развивающие: создание условий для развития когнитивной сферы учащихся, способности к выбору, самопознанию, саморегуляции, развитию способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы.
- Образовательные: продолжение развития УУД через изучение темы.
- Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и взаимосотрудничества, любви к родному городу.
Урок сопровождается авторским мультимедийным приложением (Приложение 1)
План и содержание урока представлены в таблице (Приложение 2)
Дополнительные материалы для учащихся — рабочая тетрадь ученика (Приложение 3)
Используемые источники:
- Браверман Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005.
- Гуревич А.Е. и др. Физика и химия 5-6 класс. Пробный учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2007.
- Леонтович А.А. Я познаю мир. Физика. Энциклопедия. — М.: АСТ: Люкс, 2005.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. — М.: Наука, 2004.
- http://www.t-z-n.ru/prearch/int_oster.html
Используемые ЭОР: Виртуальные лабораторные работы по физике —7-9 классы. ("Новый Диск"), 2007г.
Комментарии автора к уроку.
Данный урок по теме «Сила Архимеда» проводится в компьютерном классе, так как в основе урока — виртуальная лабораторная работа по изучению силы Архимеда, подводящая учащихся к самостоятельному формированию о силе Архимеда, как физической величине. Парная работа чередуется с работой в группах по выбору учащихся.
Особенностью урока является предоставление учащимся выбора на каждом этапе их деятельности:
- Выбор группы
- Выбор роли в группе
- Выбор способа оформления выводов группы (с помощью текста, рисунков, формул);
- Выбор понравившихся выводов для индивидуальной записи в тетрадь
- Выбор темы вопроса и самого вопроса на этапе применения знаний (ученые, литераторы, биологи, спортсмены, художники)
- Выбор домашнего задания
Важным моментом является использование учителем для контроля уровня усвоения знаний на каждом этапе метода послойного среза с использованием сигнальных карточек: зеленая — все понятно, готов работать дальше; красная — не понятно, необходима помощь.
В конце урока необходима положительная оценка не только результатов деятельности учащихся, но и их стремление выполнить предлагаемые задания, т.е. оценка процесса учения.
Обязательным условием реализации целей и задач урока является организация учителем рефлексии на каждом этапе урока.