Открытый урок физики по теме "Сила Архимеда". 5-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: сила Архимеда


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии: информационные, ситуативного обучения, здоровье сберегающие технологии.

Методы: проблемный, частично-поисковый, метод послойного среза знаний.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютеры, экран, видеопроектор, листы ватмана, маркеры, сигнальные карточки, модели корабликов, стикеры, мерные стаканы, динамометры, наборы грузов, сосуды с водой, сосуды с солью, лотки для посуды.

Организация пространства:

  • Парты в классе расположены по типу «кафе» (для работы в группах).
  • 5  групп  по 5-6 учащихся.

Цель урока: создание условий для развития и саморазвития личности при усвоении  нового учебного материала в рамках  личностно ориентированного образования.

Задачи урока

  • Развивающие: создание условий для развития  когнитивной  сферы учащихся, способности к выбору, самопознанию, саморегуляции, развитию способностей к  творческой деятельности и  познавательной активности, навыков групповой работы.
  • Образовательные:  продолжение развития  УУД  через   изучение темы.
  • Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и взаимосотрудничества, любви к родному городу.

Урок сопровождается авторским мультимедийным приложением (Приложение 1)

План и содержание урока представлены в таблице (Приложение 2)

Дополнительные материалы для учащихся — рабочая тетрадь ученика (Приложение 3)

Используемые источники:

  1. Браверман Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005.
  2. Гуревич А.Е. и др. Физика и химия 5-6 класс. Пробный учебник для общеобразовательных учреждений.    — М.: Дрофа, 2007.
  3. Леонтович  А.А. Я познаю мир. Физика. Энциклопедия. — М.: АСТ: Люкс, 2005.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. — М.:  Наука, 2004.
  5. http://www.t-z-n.ru/prearch/int_oster.html

Используемые ЭОР: Виртуальные лабораторные работы по физике —7-9 классы. ("Новый Диск"), 2007г.

Комментарии автора к уроку.

Данный урок  по теме «Сила Архимеда» проводится в компьютерном классе, так как в основе урока — виртуальная лабораторная работа по изучению силы Архимеда, подводящая учащихся к самостоятельному формированию о силе Архимеда, как физической величине. Парная  работа  чередуется с работой в группах по выбору учащихся.

Особенностью урока является предоставление учащимся выбора на каждом этапе их деятельности:

  • Выбор группы
  • Выбор роли в группе
  • Выбор способа оформления выводов группы (с помощью текста, рисунков, формул);
  • Выбор понравившихся выводов для индивидуальной записи в тетрадь
  • Выбор темы вопроса и самого вопроса  на этапе применения  знаний (ученые, литераторы, биологи, спортсмены, художники)
  • Выбор домашнего задания

Важным моментом является использование учителем для контроля уровня усвоения знаний на каждом этапе метода послойного среза с использованием сигнальных карточек: зеленая — все понятно, готов работать дальше; красная — не понятно, необходима помощь.

В конце урока необходима положительная оценка не только результатов деятельности учащихся, но и их стремление выполнить предлагаемые задания, т.е. оценка процесса учения.

Обязательным условием реализации целей и задач урока  является организация учителем рефлексии на каждом этапе урока.