Урок русского языка по теме "В гостях у двойных гласных звуков. Звук (йа)"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: Познакомить с двойной ролью буквы «Я» и доказать, что в некоторых позициях буква «Я» обозначает два звука «й» и «а». Способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти. Воспитывать речевую культуру.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, диск.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (слайд 1). Ежик отправился в гости к своему другу ЙА. Он разгадал тайну, которую скрывают от нас гласные буквы. Вот что увидел по дороге. Около дома сидел мальчик с баяном. При знакомстве со своими гостями он сообщил, что зовут его Яша и предложил послушать  песню о себе: (диск)

Кто на свете всех умней? Я-я-я
Кто на свете всех сильней? Я-я-я.
Кто поет как соловей? Я-я-я.
Кто дружнее всех друзей? Я-я-я.

Воспитатель:  Ежику надоело это яканье, и он предложил песню: «Кто хвастун и дуралей?»

– Я-я-я спел Яша и тут же спохватился . Но уже было поздно. «теперь мы все о тебе узнали!» – сказали игрушки и пошли дальше. Им совсем не хотелось дружить с таким хвастуном и якалкой.

Воспитатель: Дети, как якал Яша? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о звуке (ЙА)

Воспитатель: Из каких двух звуков состоит (ЙА). (слайд 2). Что делают губы при произнесении этого звука? Выложите слоги: ям-ян-яп-ят-як-яй-ях-яф. Определите, в какой части  названия слышатся звук (ЙА).

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю интересное стихотворение. (расстроенная) Но не получиться. Вот беда, ЙА убежала. Обиделась или стыдно стало. ЙА письмо оставила:

Буква…– важная
Себя мной каждый норовит назвать.
Устала я от тех ребят,
Кто дело не по делу
Всегда кричит, умею …
Хоть сам и не умеет.

Воспитатель: Может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы. (Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А)Чей это домик? Какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я, может она видела куда побежала буква. (Достает букву сшитую с изображением лица и разговаривает).  Сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру. Поиграем? (игра в кругу с мячом) Слушайте внимательно, звук (ЙА) слышаться в начале, в середине, в конце А сейчас ребята отгадайте загадку:

1. Бегает среди камней, не угонишься за ней
Ухватил за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица). (слайд 3)

2. Всегда во рту , а не проглотишь. (язык) (слайд4)

3. Лежит замарашка в щетинистой рубашке.
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все стонет она. (свинья). (слайд 5)

4. Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко) (слайд 6)
Могут и разбиться, могут и свариться.

5. Если хочешь, в птичек могут превратиться. (яйца) (слайд 7)

6. Я стою в трех ногах, ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль. Как зовут меня?.. (Рояль) (слайд 8)

Воспитатель: Буква А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. А предупреждает, что мостик пройти нужно задание выполнить. Кто ошибается, упадет в речку. Мы сможем? (проходят через ребристую доску) Здесь чей то домик. Давайте, постучим. (Появляется  буква О, разговаривает с воспитателем). Буква О видела, что Я перепрыгнула через канаву. Канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет слово.

Воспитатель: Скажите со звуком (ЙА) в начале слова: мА, сень, сли, ша, рко, сно, корь. В середине, в конце перья, деревья, листья, перья.

Превращение слов: – отгадайте загадку и выложите с помощью звуковых обозначений слово – разгадку чем больше из нее выкапывают,

Тем больше она становится. (Яма)

– Положите обозначения звука (К) между(М) и (А). какое слово получилось? (Ямка). А сейчас

Физ/мин

Как у нашего у Яшки
С петухами есть рубашка.
Как гулянья в селе,
Так выходит Яшка в ней.
Лишь увидит он подруг,
Всем поклонится вокруг.
Любит Яшка поплясать
И себя показать.
Руки в боки подопрет
И присядочку пойдет.
Ножками потопает,
Сам себе похлопает.

Вот мы перепрыгнули через канаву, а здесь под кустом еще чей-то домик. В доме живут два звука «й» «а». уважаемые звуки, вы не видели, куда убежала буква Я? Ребята, звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Звуки хотят что бы вы разгадали ребус.

«Разгадай ребус» (на интерактивной доске)

– Какое слово получится, если к цифре 7 добавить звук (ЙА). (семья).

– Это буква Я.

Каждый знает: буква Я самая хвастливая.

– Почему букву Я считают хвастливой?

– На что похожа эта буква?

– Превратите буквы Я в человечка и бабочку.

– Прочитайте слоги

Закрепление.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы побывали у звука ЙА. Что вы узнали о звуке (ЙА)?

– Какие звуки живут на улице Двойных Гласных Звуков?

– Почему эти звуки так называются?

– Чем буква Я отличается от звука (ЙА)?

– Чем отличаются звуки (ЙА) и (А)?

– Назовите слова со звуком (ЙА)

– В чем вы испытывали трудности?

Закреплять знания детей, о том что буква Я может обозначать два звука «ЙА».

По вопросу просмотра презентации обращаться к автору статьи.