Урок по теме "Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока: способствовать развитию умения решать сложные уравнения, где неизвестное выражено в виде выражения.

Задачи урока:  продолжить работу над решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; совершенствовать навыки учащихся в составлении выражения к задаче, умение решать задачи, составлением уравнения; закреплять умение решать уравнения изученных видов; развивать речь, мышление, память учащихся, формировать устойчивость внимания; интерес к учению; воспитывать товарищество, доброту, взаимовыручку.

Оборудование:

  • компьютерная презентация к уроку;
  • карточка с цифрами;

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

1) Упражнение на развитие памяти.

У: Я покажу вам карточку 5 секунд. Запомните числа и назовите их в конце урока.

2) У: Посмотрите на экран и скажите, что там написано? (Слайд №2)

У: Назовите одним словом.

Д: Равенства.

У: Какое из них лишнее и почему?

Д: 54 + 38 = 92, так как все остальные равенства содержат неизвестное число, выраженное буквой.

У: Разделите равенства на группы.

Д: 1) простые равенства; 2) сложные равенства или

1) на нахождение неизвестного уменьшаемого; 2) на нахождение неизвестного вычитаемого.

У: Кто может сформулировать тему урока? Какие уравнения будем решать? Что будем находить?

Д: Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.

(Слайд № 3)

У: Какие знания нам будут нужны на уроке?

Д: Правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого, вычислительные навыки, алгоритм (план) решения уравнений. (Слайд № 4).

У: Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое? Решите по 1 уравнению устно.

1 гр. Сложное на нахождение уменьшаемого.

2 гр. На нахождение вычитаемого.

3 гр. Простое на нахождение уменьшаемого.

II. Устный счёт.

У: Нужно выполнить предложенные задания.

- Вы готовы выполнять задания?

Д: Да.

1) Восстановите пропущенные цифры. (Слайд № 5).

У: Какое правило вам помогло?

2) У: Из частного а и б вычесть произведение с и к

1 (а : б) + (с х к)

2 (а : б) – (с : к)

3 (а х б) – (с : к)

4 (а : б) – (с х к)

Д: Правильный ответ под номером 4. (Слайд № 6).

3) У: Составьте выражения к задачам.

1. На одной полке в книг, а на другой – на 8 книг меньше. Во сколько раз на первой полке книг больше, чем на второй?

2. Турист в первый день прошёл с км, а во второй – в 2 раза меньше. Сколько всего км прошёл турист?

3. Сергей нашёл а грибов, а Вова – в 4 раза больше. На сколько грибов меньше нашёл Сергей?

(Ответы детей).

4) У: Прочитайте выражения. Можно ли их назвать уравнениями? Придумайте простое уравнение.

(Слайд № 7).

5) У: Решите уравнения и найдите лишнее. Почему лишнее?

1. Х + 17 = 57 . (Слайд № 8).

2. Х – 26 =14

3. 52 – Х = 12

4. Х – 17 = 13

5. 90 – Х = 50 (Ответы детей).

III. Работа по теме урока.

1. Исторические сведения. . (Слайд № 9).

  • Древнегреческий учёный – математик Диофант Александрийский, живший предположительно в III веке нашей эры в Египте.
  • Франсуа Виет (1540-1603) - Замечательный французский математик, основоположник символической алгебры. Он первый положил начало алгебры как науки По образованию и основной профессии — юрист. Ввёл буквенное обозначение в уравнениях

2. Составление и решение уравнений.

У: Рассмотрите изображённые фигуры. По каким признакам можно разделить все эти фигуры на группы? (Слайд № 10).

Д: По форме, по размеру, по настроению, по наличию неизвестного числа и известного числа или числа в виде частного или произведения.

У: Составьте равенства, используя буквенные значения, эти числа, произведение или частное чисел.

Д: 310 – а = 45:5; 270 + с = 24 * 2; 100 – а = 70; 40 – с = 34; 70 + а = 310 … и др.

У: На какие группы можно разделить равенства?

Д: На нахождение суммы и разности.

- На простые и сложные.

У: Выберите сложные уравнения и найдите их значения.

(По одному ученику с каждой группы решают у доски и по очереди комментируют решение, остальные дети решают в тетрадях).

У: Найдите значения остальных уравнений.

Физминутка. (Слайд № 11).

3. Решение задач, составлением уравнения.

У: Составьте и решите задачу в группах. (Слайд № 12).

Вова задумал число. Если из задуманного числа Х вычесть 220, то получится сумма чисел 370 и 30. Какое число задумал Вова?

(Ответы детей).

IV. Итог урока.

1. Обобщение.

У: Какие умения мы сегодня развивали?

Д: Умение решать простые и сложные уравнения, где неизвестное выражено в виде выражения.

- Составлять выражения к задаче.

- Решать задачу, составив уравнение.

У: Как найти уменьшаемое? Вычитаемое?

(Ответы детей).

- Как будем решать уравнения, если разность выражена в виде выражения?

(Ответы детей).

2. Рефлексия.

У: - Какие задания вы выполнили без затруднения, без ошибок?

- Какие задания вызвали трудности?

- Какие задания вам больше понравились?

Определите своё настроение. (Слайд № 13)

(Ответы детей).

Д/з с. 69 № 8.

У: Спасибо за урок.