Цель урока: способствовать развитию умения решать сложные уравнения, где неизвестное выражено в виде выражения.
Задачи урока: продолжить работу над решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; совершенствовать навыки учащихся в составлении выражения к задаче, умение решать задачи, составлением уравнения; закреплять умение решать уравнения изученных видов; развивать речь, мышление, память учащихся, формировать устойчивость внимания; интерес к учению; воспитывать товарищество, доброту, взаимовыручку.
Оборудование:
- компьютерная презентация к уроку;
- карточка с цифрами;
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
1) Упражнение на развитие памяти.
У: Я покажу вам карточку 5 секунд. Запомните числа и назовите их в конце урока.
2) У: Посмотрите на экран и скажите, что там написано? (Слайд №2)
У: Назовите одним словом.
Д: Равенства.
У: Какое из них лишнее и почему?
Д: 54 + 38 = 92, так как все остальные равенства содержат неизвестное число, выраженное буквой.
У: Разделите равенства на группы.
Д: 1) простые равенства; 2) сложные равенства или
1) на нахождение неизвестного уменьшаемого; 2) на нахождение неизвестного вычитаемого.
У: Кто может сформулировать тему урока? Какие уравнения будем решать? Что будем находить?
Д: Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.
(Слайд № 3)
У: Какие знания нам будут нужны на уроке?
Д: Правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого, вычислительные навыки, алгоритм (план) решения уравнений. (Слайд № 4).
У: Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое? Решите по 1 уравнению устно.
1 гр. Сложное на нахождение уменьшаемого.
2 гр. На нахождение вычитаемого.
3 гр. Простое на нахождение уменьшаемого.
II. Устный счёт.
У: Нужно выполнить предложенные задания.
- Вы готовы выполнять задания?
Д: Да.
1) Восстановите пропущенные цифры. (Слайд № 5).
У: Какое правило вам помогло?
2) У: Из частного а и б вычесть произведение с и к
1 (а : б) + (с х к)
2 (а : б) – (с : к)
3 (а х б) – (с : к)
4 (а : б) – (с х к)
Д: Правильный ответ под номером 4. (Слайд № 6).
3) У: Составьте выражения к задачам.
1. На одной полке в книг, а на другой – на 8 книг меньше. Во сколько раз на первой полке книг больше, чем на второй?
2. Турист в первый день прошёл с км, а во второй – в 2 раза меньше. Сколько всего км прошёл турист?
3. Сергей нашёл а грибов, а Вова – в 4 раза больше. На сколько грибов меньше нашёл Сергей?
(Ответы детей).
4) У: Прочитайте выражения. Можно ли их назвать уравнениями? Придумайте простое уравнение.
(Слайд № 7).
5) У: Решите уравнения и найдите лишнее. Почему лишнее?
1. Х + 17 = 57 . (Слайд № 8).
2. Х – 26 =14
3. 52 – Х = 12
4. Х – 17 = 13
5. 90 – Х = 50 (Ответы детей).
III. Работа по теме урока.
1. Исторические сведения. . (Слайд № 9).
2. Составление и решение уравнений.
У: Рассмотрите изображённые фигуры. По каким признакам можно разделить все эти фигуры на группы? (Слайд № 10).
Д: По форме, по размеру, по настроению, по наличию неизвестного числа и известного числа или числа в виде частного или произведения.
У: Составьте равенства, используя буквенные значения, эти числа, произведение или частное чисел.
Д: 310 – а = 45:5; 270 + с = 24 * 2; 100 – а = 70; 40 – с = 34; 70 + а = 310 … и др.
У: На какие группы можно разделить равенства?
Д: На нахождение суммы и разности.
- На простые и сложные.
У: Выберите сложные уравнения и найдите их значения.
(По одному ученику с каждой группы решают у доски и по очереди комментируют решение, остальные дети решают в тетрадях).
У: Найдите значения остальных уравнений.
Физминутка. (Слайд № 11).
3. Решение задач, составлением уравнения.
У: Составьте и решите задачу в группах. (Слайд № 12).
Вова задумал число. Если из задуманного числа Х вычесть 220, то получится сумма чисел 370 и 30. Какое число задумал Вова?
(Ответы детей).
IV. Итог урока.
1. Обобщение.
У: Какие умения мы сегодня развивали?
Д: Умение решать простые и сложные уравнения, где неизвестное выражено в виде выражения.
- Составлять выражения к задаче.
- Решать задачу, составив уравнение.
У: Как найти уменьшаемое? Вычитаемое?
(Ответы детей).
- Как будем решать уравнения, если разность выражена в виде выражения?
(Ответы детей).
2. Рефлексия.
У: - Какие задания вы выполнили без затруднения, без ошибок?
- Какие задания вызвали трудности?
- Какие задания вам больше понравились?
Определите своё настроение. (Слайд № 13)
(Ответы детей).
Д/з с. 69 № 8.
У: Спасибо за урок.