Тема урока: "Звук [й], буква "Й, й""

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Познакомить со звуком [Й’] и буквами Й, й, научить слышать этот звук; чтение слов по слогам ; упражнять в чтении предложений; развивать речь, фонематический слух, мышление; расширять словарный запас; воспитывать аккуратность, гигиенические навыки, здоровый образ жизни.

I. Организационный  момент.

1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ «Улыбка». (Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.)

Упражнения для языка.

«Лошадка»  (Поцокать языком, «приклеивая» его к верхнему нёбу).

«Качели» (языком потянуться к носу, а затем к подбородку).

Упражнение для губ и щёк.

Покусывание губ, похлопывание и растирание щёк.

«Сытый хомячок». Надуть обе щёки, потом надувать щёки поочерёдно.

2. Работа над темой.

Формирование учащимися темы и цели урока.

– Когда мы так говорим?

Ой-Ой-Ой!

Ай-АЙ-Ай!

– Посмотрите на рисунки. Что произошло? (На доске представлена картинка с изображением девочки. Она укололась об кактус и мальчика у крапивы).

(Девочка укололась об кактус и она воскликнула «ОЙ!

Мальчик задел руку об крапиву  и  воскликнул «Ай!»)

– А теперь послушайте отрывок из сказки К.Чуковского «Айболит».

И пришла к Айболиту лиса: 
"Ой, меня укусила оса!" 
И пришёл к Айболиту барбос: 
"Меня курица клюнула в нос!" 
И прибежала зайчиха, 
И закричала: "Ай, ай! 
Мой зайчик попал под трамвай! 
Мой зайчик, мой мальчик, 
Попал под трамвай! 
Он бежал по дорожке, 
И ему перерезало ножки, 
И теперь он больной и хромой, 
Маленький заинька мой!" 

– Что общего в словах ай, ой, мой? Назовите новый для вас звук, имеющийся в словах ой, ай, айболит, зайчик, трамвай, зайчиха, мой?

– Сформулируйте тему и цель нашего урока.

(Познакомимся со звуком [й’]  и буквой Й.Научимся отличать [й’] и букву Й й  от других звуков и букв. Будем читать слоги, слова с этой буквой.

3. Работа по теме урока.

– Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой.

В его имени есть новый звук.

– Какой герой у нас в гостях, из какой сказки он к нам пришёл?

(Это герой сказки К.Чуковского «Айболит».)

– Произнесите слово Айболит, выделяя в нём новый звук.

– Произнесите звук [й’] ещё раз.

– Давайте поближе познакомимся со звуком [й’]. Как вы думаете, это гласный или согласны звук? (Согласный)

– Почему? (При произношении звука [й’] воздух встречает препятствие. Язык создаёт преграду воздуху, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.)

Какой звук [й’] глухой или звонкий?

(В ушах есть звон. Значит он звонкий.)

Как он произносится твёрдо или мягко?

(Звук [й’] произносится мягко. Он мягкий).

– Сделайте необходимые выводы.

(При произнесении звука [й’] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й'] произносится мягко. Значит, он мягкий.)

– Айболит любит чистоту и аккуратность. Он привык повторять правила личной гигиены  и учит как  укрепить здоровье. Он предлагает вспомнить их. Постарайтесь, чтобы в каждом составленном вами предложении было хотя бы одно слово со звуком [й'].

Делай зарядку.
Убирай постель.
Умывайся по утрам.
Мой руки перед едой.
Мой руки после игры с кошкой.
Мой руки после игры в волейбол.
Чисти зубы зубной пастой  и щёткой.
Летом загарай, купайся, закаляйся.

И т. д.)

– Молодцы, ребята! Хорошо помните правила личной гигиены и знаете как  укреплять здоровье. Только не забывайте их выполнять.

– А теперь давайте узнаем, что же делает доктор Айболит, если зайчик  поранил лапку. (Мажет йодом)

– А чем лечит Айболит зверей  при кашле? (Мекстурой)

– Чем же заболели зверята в Африке? (Ангиной, скарлатиной, холериной, малярией)

– Какой одинаковый звук вы услышали в словах йод, мекстурой, ангиной, скарлатиной, холериной, малярией? (Звук [й'])

– А сейчас познакомися с буквой Й й.

Показ учителем печатной и письменной буквы Йй. Дети печатают эту букву в тетради.

– На какую букву похожа буква й?

Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква И.
А. Шибаев

Букву й зовут «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
В. Степанов

Летает над калиткой
Птица
Но на калитку не садится.
Е.Тарлапан

Физкультминутка.

Зайка серенький
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

II. Работа с учебником (с. 34).

1. – Послушайте. Допишите букву.

Предложения читают читающие дети.

– Какую букву нужно дописать?

– Подчеркните букву й в словах.

– На какие знаки препинания нужно обратить внимание, чтобы правильно прочитать предложения?.

–Как правильно нужно прочитать предложения? Почему? (Подсказывают знаки препинания.)

2. Найдите и зачеркните лишнюю букву: н, р, й, и.

–Почему она «лишняя»?

– Что общего у оставшихся букв? Какие звуки они обозначают?

– Произнесите слова в первом и во втором столбиках. Подчерки буквы согласных звуков.

– Найдите и назовите слова, которые отвечают на вопрос какой?

– Подчеркните в словах согласные буквы.

3. Назовите предметы и впишите в схемы  соответствующие буквы. Прочитайте слова: чайник, лейка, таз, попугай.

– Как называются их звуки?

– Какое слово здесь «лишнее»? Почему?

– Рисунок какого предмета лишний?  Раскрасьте его. Объясните, почему он лишний.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что вы узнали о новом звуке и букве, которая его обозначает?

– Какие правила вам помог вспомнить Доктор Айболит?

Литература:

  1. Нечаева Н.В. «Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». Издательство «Учебная литература», 2009
  2. Занимательное азбуковедение: Кн.для учителя (Сост.В.Волина. – М.:Просвещение.1991.