Цель урока: создать условия для формирования образного представления об эпохе “Дворцовых переворотов”.
Задачи урока:
- рассмотреть предпосылки и причины дворцовых переворотов;
- выяснить значение термина “Дворцовые перевороты”;
- познакомить с действующими лицами эпохи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации обучения: индивидуально-групповая работа учащихся.
Основные виды деятельности учащихся: работа с историческим источником, заполнение рабочей карты “Эпоха Дворцовых переворотов”; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.
Домашнее задание: работа с кубиком “Дворцовые перевороты”.
Оборудование:
- Рабочая карта “Эпоха Дворцовых переворотов”.
- Исторический материал для групповой работы .
- Кубик “Дворцовые перевороты” для домашнего задания.
- Презентация “Эпоха Дворцовых переворотов”.
- Компьютер, мультимедиа проектор.
Ход урока
- Организационный – 0,5 мин.
- Вводно-мотивационный – 3 мин.
- Изучение новой темы – 35 мин.
- Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Организованное окончание урока – 0,5 мин.
Краткий конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Этап урока |
– Добрый день! Я рад приветствовать вас! Устраиваемся, начинаем работу. | Учащиеся перед началом урока распределены на 6 групп. Каждая группа имеет пакет необходимых материалов. | 1
|
– Петр Великий, Петр I, Петр
Алексеевич – преобразователь, политик, воин и
многое другое. Помимо величия в своих делах при
жизни, он многое предопределил и в будущем.
Смерть Петра не принесла успокоение России, все
было с точностью наоборот… Нам же предстоит изучить этот этап в истории. Объясняю, что сегодня на уроке будем изучать материал, используя рабочую карту. Обращаю внимание на первый слайд презентации [на экране появляется высказывание С.М. Соловьева об этом периоде]. Совместно читаем цитату. – А как вы думаете, почему историк так охарактеризовал этот период? После работы с источником, предлагаю учащимся, исходя из прочитанного, обозначить тему нашего урока. Обращаю внимание учащихся на Приложение 1 в рабочей карте [одновременно на экране появляется текст источника, слайд 2]. Совместно знакомимся с историческим источником. – Почему мы вновь вспомнили этот указ? – В связи с чем? – Правильно, молодцы.
– Давайте тогда попробуем определиться как, каким образом и что мы изучать в рамках указанной нами темы урока. Предлагаю учащимся составить древо предсказаний, предположений того, что нам необходимо изучить в рамках указанной темы. Вместе составляем древо. После составления древа еще раз обращаем внимание на вопросы и выбираем главный, на наш взгляд, с которого лучше начать. Обращаемся к “Генеалогическому древу семьи Романовых. Фрагмент” в рабочей карте. [На экране появляется тоже древо, слайд № 3]. Говорим, что оно заполнено не полностью. Для ответа на поставленный вопрос необходимо его заполнить. Предлагаю учащимся поработать в группах. Каждая группа работает по своему источнику в течение 7-10 минут. По истечению времени, каждая группа представляет результат своей работы. Работаем в хронологической последовательности: начинаем с первого правителя эпохи и т.д. Подробно останавливаемся на рассмотрении вопроса № 3. Каждая группа выбирает одного человека, который зачитывает получившийся рассказ. После воспроизведения текста заполняют пропуски в “генеалогическом древе семьи Романовых”: указывают правителя и годы нахождения на престоле. Завершив работу по источнику, обращаем внимание на экран, где имена правителей окрашиваются в разные цвета (красный и зеленый).
– Как вы думаете, по какому принципу появилась разная цветовая символика? С чем это связано?
– Совершенно верно. Тогда давайте попробуем собрать воедино всю информацию об изучаемом периоде, которую мы получили на данный момент. [На экране появляется слайд № 4, на котором появляются вопросы по пройденному материалу.] Коллективно отвечаем на вопросы, которые появляются на экране:
– Теперь же давайте попробуем составить единое понятие, которое включало бы основные характеристики данного исторического этапа. Совместно подходим к термину “Дворцовые перевороты”, поскольку определение этого термина они получили в результате ответов на вопросы [в это время на слайде № 5 появляется данный термин]. – Как вы думаете, что обозначают выделенные слова?” – Давайте вернемся к теме нашего урока. Хотели бы вы изменить тему? Если да, то объясните, почему? – Я с вами согласен. В качестве закрепления поработаем с логическими цепочками. Нужно их восстановить”. [на экране появляются логические цепочки, слайд № 6].
После работы с цепочками возвращаемся к древу. На данном этапе урока нужно отметить те вопросы, на которые удалось найти ответы в течение урока. На оставшиеся вопросы, учитель обращает особое внимание, поскольку их рассмотрение переносится на следующий урок. Вашим домашним заданием будет заполнить пустые прямоугольники на этом кубике. Необходимо будет вписать имя правителя, годы нахождения на престоле. Для тех, кого заинтересовала данная тема, предлагаю обратиться к сочинению С.М. Соловьева и узнать, как сам историк объясняет смысл своих слов, взятых мной в качестве эпиграфа к уроку. – Сегодня вы прекрасно поработали на уроке и получили отличный результат. Всем огромное спасибо. |
Ученики слушают.
Ученики еще раз внимательно читают цитату и предполагают, почему автор так называет этот период.
Ученики записывают тему урока.
Ученики знакомятся с текстом источника. – Данный источник определяет новый порядок наследования престола. Утвержден был Петром Великим. – Все дело в том, что Петру, по данному указу, необходимо было назначить себе преемника. Однако он не успел этого сделать.
Ученики слушают.
Учащиеся работаю вместе с учителем по составлению древа предсказания. Ученики определяют главный вопрос: “Кто управлял в это время?”.
Ученики смотрят на генеалогическое древо.
Ученики сами работают по источнику, отвечая на вопросы.
Ученики представляют результат групповой деятельности. Совместно заполняем древо семьи Романовых. Отмечают полученный результат в своей рабочей карте.
– Во-первых, красным цветом закрасились женщины-правительницы, а зеленым – мужчины. Во-вторых, все именами, закрашенные красным цветом пришли к власти с помощью гвардии, политических интриг, а зеленым – по завещанию, т.е. мирным путем.
Ученики слушают.
– Нестабильность во дворце, неразбериха в управлении государством и т.д.
Ученики соглашаются с учителем относительно выбора термина, либо сами предлагают его.
– Указ 1722 года – это причина переворотов. Четвертый вопрос говорит о движущих силах. – Наверное, лучше было бы назвать наш урок “Дворцовые перевороты” или “Эпоха Дворцовых переворотов”, так как это понятие наиболее точно отражает суть нашего урока”. Ученики выполняют Приложение № 3 в своей рабочей карте. Каждый ученик выбирает одну логическую цепочку, которую должен заполнить.
Ученики слушают.
Записывают в дневниках: работа с кубиками, обращение к тексту сочинения С.М.Соловьева. |
2
3
4
5 |
Приложение (таблица в редакции автора)