Программное содержание: Закрепить знания детей о частях тела человека. Закрепить знания о внутренних органах – (сердце, лёгкие) их расположение внутри тела человека и функции которые они выполняют.
Познакомить с новыми органами – (желудок, кишечник). Их расположение внутри тела человека и функции, которые они выполняют. Воспитывать бережное отношение к своему организму, желание знать своё тело и заботиться о своем здоровье.
Материал: Схема человека, картинки – сердце, легкие, желудок, кишечник. Эмблема Капитошки, шарики, стаканы для опытов, правила приёма пищи.
Словарная работа: лёгкие, желудок, кишечник, пульс, желудочный сок.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда мы пойдем, и о чем будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки:
«Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле....(ножки)»
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле…..(ручки)
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки
А для этого нужны
Нашей Оле…..(глазки)
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…..(ушки)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит (нос).
– Ребята, а вот руки, ноги, глаза, уши, нос, рот – как назвать все это одним словом.
– Правильно, части тела. Эти части тела мы с вами видим, но есть и другие невидимые части тела, которые находятся внутри нас. С некоторыми из них мы уже познакомились, а сейчас ребята мы познакомимся ещё с одним органом.
– А поможет нам в этом, правильно Капитошка – маленькая капелька воды, которую мы отправим в путешествие внутрь своего животика.
(Дети пьют воду).
– Куда попала вода? В рот. Затем в горлышко и спустилось в живот.
– Странные звуки (запись биения сердца).
– Что это звуки? (так стучит сердце).
– С какой стороны находится сердце? (с левой).
– А почему оно так странно звучит? (ух – тюх, ух – тюх)
– Оно работает как насос, втягивая и выталкивая кровь.
– Сердце всегда одинаково работает? Почему?
– Ребята, а как еще можно узнать как работает сердце?
– Правильно, можно положить пальцы на запястье и прощупать пульс.
– А еще что увидел Капитошка?
– Легкие. Два мешочка, которые то надувались, то сжимались, как воздушные шарики.
– А почему легкие то надуваются, то сдуваются?
– Так мы дышим. При вздохе надулись, при выдохе сдулись.
– Сердце и легкие когда-нибудь отдыхают? Почему?
– А что нужно делать, чтобы наши легкие и сердце работали без устали (укреплять их – заниматься спортом, делать зарядку, дышать свежим воздухом и лучше через нос).
– Правильно ребята, нужно заниматься спортом. В нашем городе построено много спортивных комплексов, где можно хорошо позаниматься и укрепить свое здоровье.
– Давайте мы тоже с вами сделаем небольшую зарядку (Физминутка)
«Сделаем разминку, держи ровно спинку.
Раз, два, три, четыре – мы шагаем, мы шагаем,
Раз, два, три, четыре – мы наклоны выполняем,
Раз, два, три, четыре – мы согнемся, разогнемся.
Дальше будем приседать,
Дружно сесть и дружно встать.
В мячик поиграю, попляшу и покружусь
И здоровья наберусь».
Пошел Капитошка дальше и вдруг провалился в мешочек – который всё время урчал и двигался. Стенки этого мешочка были розовые и шершавые и из них сочилась кислая жидкость. Капитошка сначала испугался, но потом понял что он попал в желудок (выставляется картинка), а кислая жидкость-это желудочный сок.
– Все что мы кушаем и пьем попадает в желудок. Там желудочный сок постепенно пропитывает пищу и растворяет ее. А сам желудок своими стенками мнет и растирает ту пищу которая в него попала, пока она не превратится в кашицу, не переварится.
– Переваренная пища попадает в кишечник. Кишечник – это длинный – целых 7 метров изогнутый орган с мягкими ворсистыми стенками (выставляется картинка). Ворсинки постоянно двигаются, они как насос, перекачивают питательные вещества в кровь. А все не нужное из кишечника выводится наружу (мы идем в туалет).
– А выглядит это так: у каждого ребенка маленькая баночка с водой и ложка.
Банка с водой это желудок с желудочным соком. Бросим кусочек сахара и помешаем. Что происходит? Он растворяется, становится меньше и меньше.
А если положим кусочек хлеба? (он размякнет и распадется на крошки).
Вот так же и пища. Которую мы кушаем переваривается в желудке.
– А теперь нальем немного воды из стакана на салфетку. Что происходит? Салфетка впитала в себя воду, а крошки остались наверху. Вот так и работает кишечник, впитывая и пропуская через свои стенки все нужное для организма.
– Но прежде чем попасть в желудок, куда попадает пища?
– Правильно в рот. что мы с ней делаем? Жуем, измельчаем.
– А вы замечали, что во рту у нас всегда мокро. Это слюна. Она постоянно выделяется и помогает языку и зубам измельчить ту пищу, которая попала в рот. А потом слюна помогает языку протолкнуть измельченную пищу внутрь и она попадает в желудок.
– Чем мельче измельчат зубы пищу, тем легче желудку будет ее переварить. Поэтому нужно тщательно все пережевывать и не разговаривать за столом во время еды.
– А еще надо запомнить следующие правила:
- Есть надо в определенные часы.
- Во время еды не торопится. (Почему?)
- Не есть на ходу.
- Не переедать.
- Не бегать и не прыгать после еды, и не ложиться на живот. (Почему?)
– Ну что ребята понравилось путешествие. С каким органами мы сегодня познакомились? Желудок, кишечник.
На этом наше путешествие заканчивается. Давайте скажем Капитошке спасибо и вернем его обратно. (Дети дуют в пустые стаканы. Капельки воды на стенках. Вот Капитошка и вышел обратно.
Наше занятие закончено. Скажем всем будьте здоровы.