Ни для кого не секрет, что предмет сольфеджио является дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, памяти, ритма, музыкальных представлений, художественного вкуса. Все формы работы, объём теоретических знаний и навыков подчинены этой цели. Но сегодня речь пойдёт не об обычном занятии, складывающимся из пения по нотам, анализа, диктанта, упражнений на фортепиано, работы над элементами музыкального языка и др. Всё перечисленное важно, вполне эффективно и отвечает необходимым требованиям. Такое занятие называется традиционным. Внимание же автора притягивает возможность на сольфеджио внедрить нетрадиционную форму занятия-олимпиаду.
Много столетий тому назад в Древней Греции зародилось олимпийское движение за право называться самым сильным, смелым, быстрым и ловким. Спортивные состязания превращались в массовый праздник. Олимпионик – победитель игр – в родной город въезжал на колеснице, одетый в пурпур и увенчанный лавровым венком. Любая олимпиада открывалась помпой – торжественным шествием во главе с магистром – устроителем игр. А завершалась награждением победителей и массовым пиром. Давно уже олимпиады проводятся не только в спорте, но и в других отраслях знаний: по математике, физике, иностранным языкам и т.п.
Олимпиада по сольфеджио – это занятие-соревнование, которое вызывает у учащихся повышенный интерес. Играть, и при этом выявлять, кто активнее, любознательнее, усидчивей, сообразительнее, свойственно детям. В нашем городе уже много лет проходят олимпиады по разным предметам. Городская олимпиада по сольфеджио проходит весной. Лучшие учащиеся города в индивидуальной номинации оспаривают право называться сильнейшими по сольфеджио. Основные этапы всем известны: диктант, чтение с листа и запись последовательностей интервалов и аккордов в ладу.
Разработанная олимпиада по сольфеджио в ДД(Ю)Т Московского района может претендовать на новизну, т.к. не списана, опирается на опыт проведения подобных мероприятий и творческий багаж педагогов, накопленный годами работы с ребятами.
Впервые опыт проведения олимпиады по сольфеджио был получен в 2001 году. Мероприятие удалось, захотелось продолжить эксперимент. В 2005 г. олимпиада стала районной. Несмотря на то, что прошло уже немало лет, до сих пор помнится ощущение большого праздника, где на самом почётном месте восседает его высочество Сольфеджио!
Целью олимпиады является повышение интереса к изучаемой дисциплине, расширение круга умений и навыков по предмету, совершенствование самостоятельной работы, развитие логического мышления и творческой активности, развитие таких качеств как: ответственность, коммуникативность, стремление к успеху.
Часто об этой дисциплине рассуждают как о предмете слишком заумном, сложном, нудном. Поэтому, развенчивая миф о сольфеджио, еженедельно на занятиях, педагоги стараются разнообразить формы, методики и подходы преподавания предмета. Олимпиада, как нельзя лучше, способствует созданию праздника в игровой форме, основанной на близких к традиционным заданиях, но в необычном обрамлении. Как известно, хорошее музыкальное образование основывается на гибком и активно развитом музыкальном слухе, что является мощным инструментом для совершенствования аудиальной системы человека XXI века. Единственная дисциплина, на которую специально возложена задача оттачивания музыкального слуха, – сольфеджио, поэтому данный тип занятия гармонично соединяет традицию и новацию. Практически все формы работы, используемые в игре, были групповые (кроме конкурса капитанов). Это способствовало сплочению команд, воспитывало чувства сопереживания, поддержки, желание выступить на олимпиаде как можно лучше, добиться большего, не подвести команду.
Все задания конкурса соответствовали программным методическим требованиям города к предмету сольфеджио в системе дополнительного образования. Включали в себя устные вопросы – ответы, игру, анализ, написание диктанта, хоровое пение командой.
При проведении олимпиады по сольфеджио были использованы самые разнообразные методы: иллюстрации, показа, суммирования знаний, аналитический, групповой, демонстрации, индукции и дедукции, метод обсуждения, аналогии, проблемно-поисковый метод, метод поощрения и контроля, диалога, повтора, тренировки, а также специфические музыкальные методы.
Олимпиада проходила в форме открытого занятия, в которой приняли участие 3 команды по 6 человек.
На олимпиаде широко применялись наглядные пособия, в изготовлении которых принимали участие педагоги, родители обучающихся и сами дети. Наглядность, применительно к музыке, всегда условна, а в отношении сольфеджио несколько схематична: буквы, цифры, стрелки, пустые квадраты. Тем не менее, пользуясь схемами, таблицами, кроссвордами, педагог активизирует учащихся, будит их фантазию, укрепляет память, что способствует лучшему усвоению материала, оживляет занятие.
Всё мероприятие проходило в красочном музыкальном оформлении.
Структура олимпиады базировалась на быстрой смене следующих форм работы:
- Конкурс приветствий команд
- Разминка
- Определение на слух
- Конкурс капитанов
- Решение кроссвордов
- Чтение мелодий с листа
- Исполнение ритмического этюда командами
- Составление диктанта
- Подведение итогов
- Исполнение песни про сольфеджио всеми участниками олимпиады.
Отправной точкой начала олимпиады послужили найденные в фонотеке фанфары композитора XVI века Яна Дисмаса Зеленки. В течение всей олимпиады ребята опирались на музыку постоянно.
Конкурс приветствий прошёл весело и непринуждённо. Боязнь начала уступила место азарту и любопытству. Командами были заранее отрепетированы названия, девизы и песни – портреты, характеризующие их участников. Первой по жребию выступила команда «Музыкальные мышки». Вторыми были «Медузята». В заключении своё представление дала команда «Скрипичный ключ». Ребятам было интересно посмотреть на приветствия других команд, потому что до начала олимпиады всё держалось в строгой тайне.
Разминка представляла собой быстрые ответы на поставленные ведущей вопросы:
– Назовите параллельную тональность ре мажору.
– Продолжите ряд, начинающийся со слов Тон – полутон – тон – тон…
– Сколько ступеней охватывает кварта.
Все вопросы, взятые из курса 1 и 2 годов обучения, требовали быстроты реакции, лаконичности, командной сплочённости и хорошей теоретической подготовки. На этом этапе вперёд вырвалась команда «Музыкальные мышки», отвечавшая дружно, громко и правильно.
Сразу после разминки ребята взялись на слух узнавать музыкальные произведения. Прозвучали несколько музыкальных фрагментов композиторов А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Й.Штрауса, П.И.Чайковского. Обучающиеся, взяв карточки, определяли лады: мажор или минор. Песни композитора В.Шаинского, романс М.Глинки, вальс А.Хачатуряна, марш В.Агапкина, танго Г.Родригеса, полька Р.Лехтинена были сыграны педагогом, чтобы ребята установили жанр произведения. Далее работая с карточками, команды определяли интервалы от примы до октавы.
Каждая команда на олимпиаде была представлена лидером-капитаном. Четвёртый конкурс – стал проверкой знаний капитанов. Педагогом было дано задание найти допущенные ошибки в трех гаммах: заштрихованы ступени, которые являются устойчивыми, не поставлены случайные знаки в гармоническом миноре, мажорный лад превращён в одноименный лад по записи, а не по ключевым знакам. Это задание стало для лидеров команд сложным, так как, во-первых, капитаны остались один на один с заданием без поддержки команд, а во-вторых, данное задание стало сюрпризом, и вызвало небольшое замешательство.
Зато следующий этап олимпиады «решение кроссвордов» был пройден моментально, обсуждение было бурным и весёлым. Жюри поразила грамотность обучающихся и аккуратность заполнения клеточек. За считанные минуты кроссворды были решены, хотя вопросы были не из лёгких. Чего стоят слова: диссонанс, интервал, гамма, альтерация, неустои…
Второй год занятий по предмету характеризуется тем, что в работе используются не только мажоры, но и минорные лады. Минор изучается в трёх видах, вводится понятие одноимённости и параллельности ладов. Поэтому в олимпиаду был введен раздел «Чтение с листа». Все команды для чтения с листа получили мелодии в минорных ладах до двух ключевых знаков и справились на отлично .
Замечательно воспитанники преодолели следующее задание: прохлопать ритмический этюд. Он включал такие фигуры как пунктирный ритм и звено из четырёх шестнадцатых.
Проверкой всех знаний, умений и навыков стал диктант. На олимпиаде был предложен диктант в миноре в виде карточек – тактов. Воспитанники должны были написать мелодию в нужном порядке. Мелодия звучала трижды. Диктант-перестановка – любимая форма диктанта среди младших школьников.
В конце олимпиады прозвучала прекрасная музыка. Она поистине стала народной, передаваясь от старших групп к младшим, от педагога к педагогу, из города в город, как устное народное творчество.
«За руки взяв нас, привели нас в класс мамы.
Знали песни мы, но учить должны гаммы.»
Песня очень нравится всем воспитанникам. Она поднимает их настрой, заставляет вприпрыжку спешить на занятия.
Кроме ребят, поддерживающих команды, присутствовали родители, а также педагоги, которые вошли в состав жюри. Жюри оценивало не только правильность ответов, но и быстроту реакции. Оценка конкурсных этапов проводилась по 5-бальной системе, когда председатель жюри объявила итоги, было видно невооруженным взглядом, как радовались победители и печалились те, кто оказались последними. Ребята получили полезные подарки и дипломы участников и победителей.
На олимпиаде, в которой участвовало 3 разных команды воспитанников из трёх групп, проявилась возможность лучше увидеть свои плюсы и минусы, знания и пробелы, сравнивая сверстников с соперниками. Хочется, чтобы олимпиады по сольфеджио стали ежегодными и не только внутри Дворца, но и района. У нас есть для этого все средства и возможности. Это поможет подогреть интерес к сложному, но очень важному предмету, как сольфеджио, а усвоение курса этого предмета поможет воспитанникам выработать сознательное отношение к музыкальным явлениям, поставит заслон к безвкусице, бездуховности, популизму, пошлости.
Ростки хорошего, заложенные на занятиях, дадут мощные побеги во взрослой жизни и педагоги будут гордиться своими воспитанниками: образованными, добрыми, культурными, занимающими в жизни активную позицию.