Формирование графических навыков учащихся. Игрушки-тарарушки из Полхов-Майдана. Роспись объемных заготовок

Разделы: Технология

Класс: 3

Ключевые слова: графические навыки, роспись, ДПИ


Тип урока: самостоятельное составление узора, роспись объемного предмета (игрушки, предметов посуды), 1 час 30 мин.

Цель урока: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке из Полхов-Майдана.

Задачи урока для преподавателя:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с работами современных мастеров, с характерными особенностями формы и росписи  игрушек из  Полховского Майдана.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям.
  • Обучающие:
    • закрепление знаний учащихся о  росписи, истории ее возникновения, элементах росписи;
    • обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров:
    • развивать у детей умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали на объемной заготовке;
    • формировать графические навыки учащихся через использование разнообразных приемов росписи: «цветы», «травки», «пестрение», «домики»;
    • развивать мышление учащихся,  учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме.

Задачи урока для учащихся:

  • Образовательные:
    • закрепить знания детей о народном промысле Полхов-Майдана. 
  • Воспитательные:
    • прививать эстетические чувства посредством изучения народных промыслов.
  • Обучающие:
    • совершенствовать навыки росписи, используя характерные для данного промысла элементы и цветовую гамму;
    • развивать чувство ритма, творчество, фантазию;
    • формировать графические навыки.

Зрительный ряд: изделия Полхов-Майдана (матрешки, грибок, кошечка, дощечка), фотографии и рисунки элементов, таблицы работ современных мастеров.

Музыкальный ряд: русские народные песни

Материалы и оборудование: гуашь, кисти круглые №1, 3, 5, палитра, детский эскиз, баночка для воды, тряпочка для кистей, загрунтованная деревянная объемная заготовка (грибок, матрешка, предметы посуды), фон – желтый.

План урока:

  1. МНУ – 2 мин
  2. Вводная беседа – 5 мин
  3. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин
  4. Анализ образца педагога – 5 мин
  5. Объяснение с показом последовательности выполнения работы – 3 мин
  6. Закрепление показа последовательности выполнения работы – 3 мин
  7. Физкультминутка – 1 мин
  8. Самостоятельная работа детей – 60 мин
  9. Анализ работ детей – 6 мин
  10. Итог урока – 3 мин

Ход урока

Кабинет оформлен для проведения заключительного занятия по росписи игрушек Полхов-Майдана. Столы приготовлены для  самостоятельного выполнения узора на деревянных заготовках (загрунтованных игрушках) по заранее подготовленным детьми эскизам.

Входят дети, здороваются, занимают свои места.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Кисточки, игрушка, краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

Вводная беседа

Звучит песня “Коробейники”

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательные игрушки. Угадайте какие?

Дети: Это игрушки, украшенные Полхов-Майданской росписью!

Учитель: Почему она так называется?  Чем запомнилась вам  эта роспись?

Учитель: Правильно! На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан. 

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена – бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полхов-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Заготовки для полхов-майданской росписи можно условно разделить на две категории: игрушки и бытовые приборы. Исключение составляют расписные пасхальные яйца, которые идут отдельным пунктом.

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия – тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский – Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” – подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” – чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

– Давайте рассмотрим изделия Полхов-Майдана. Какие краски используют мастера?

Дети: Основных красок всего четыре – синяя и зеленая, красная и желтая и обязательно черный цвет для обводки элементов.

Учитель: Да, верно. А какие элементы росписи вы знаете?

Дети: Пятилистники, цветы, бутоны, яблочки, листики.

Сообщение темы и постановка целей занятия

Педагог: Ребята, сегодня вы будете самостоятельно украшать ваши игрушки, используя свои эскизы.

Расписывать будете сразу кистями по желтому загрунтованному фону разноцветной и черной гуашью,  используя разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики» (т.е. сначала работаем цветом, затем выполняем черный контур).

Анализ образца педагога

Педагог: Я тоже выполнила для вас свой образец расписанной игрушки.

рис.1
рис.2

Давайте рассмотрим его.

– Какими  красками  я работала?

– Какие элементы использовала?

Объяснение с показом последовательности выполнения работы

А теперь я покажу, в каком порядке необходимо выполнять узор в цвете на доске.

– Работать будете тремя кистями:№1, 3, 5, сразу гуашью.

– Сначала будем работать  кистью №5 красным цветом. Я выполняю крупные элементы. У меня это – пятилистники, цветы. Рисовать элементы будем красным цветом везде, где он повторяется.

Затем рисуем более мелкие элементы – бутончики, яблочки, листики. Рисуем кистью №3 сразу одинаковые элементы везде, где они повторяются  одним цветом.

– Теперь берем тоненькую кисть №1 и черный цвет, выполняем «наводку» и мелкие элементы (точечки, завиточки),также сразу везде, где они повторяются. У меня это крестики, спиральки, волнистые линии, завитки.

– Вот такой узор на игрушке у меня получился.

Закрепление показа последовательности выполнения работы

– Каким цветом будем работать сначала? Какой кистью и какие элементы будем рисовать?

Физкультминутка

– Прежде, чем начнем работать самостоятельно, давайте выполним физкультминутку «Веселые художники»

Самостоятельная работа детей

– Вы должны составить свой непохожий на другие узор. Работаем аккуратно, с любовью.

Приступаем к работе.

(Следить за осанкой, при затруднении показ осуществлять на листе педагога).

рис.3
рис.4
рис.5

Анализ работ детей

рис.6

Проводится в форме коллективного просмотра-выставки.

Анализируются:

  • аккуратность;
  • оригинальность;
  • композиционное решение.

Итог урока

– Какие игрушки ВЫ сегодня выполняли?

– Чем запомнился вам этот народный промысел? Почему?

Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”