Цели:
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления и внимания;
- личное соревнование между учениками в эрудиции, начитанности, широте кругозора с помощью игры;
- воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
- воспитание дисциплинированности и терпения.
Оборудование:
- Юла со стрелкой, стол «Поле чудес»;
- Сувениры участникам и победителю;
- Призы для сектора «Приз» и «Сюрприз»;
- Секундомер;
- Музыка из передачи «Поле чудес».
Ученик.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
Мы к слову проявим сейчас интерес
И всех приглашаем на «Поле чудес»!
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня не пятница, но с вами школьный капитал-шоу «Поле чудес»! Спонсором сегодняшней игры является администрация школы! И вы, конечно, догадались, что тема сегодняшней игры – математика, история математики и все, что связано с математикой.
Представляю первую тройку игроков – это учащиеся 9 класса (объявляет учащихся)
Итак, послушайте задание на I тур. Ученый – грек, который первым начал рассуждать о числах, начинал не как ученый, а как победитель Олимпийских игр по кулачному бою! Затем он занялся музыкой. Ему удалось установить связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. Тогда он решил, что не только законы музыки, но и вообще все на свете можно выразить с помощью чисел. «Числа правят миром!» – провозгласил он. Кто этот ученый? На доске семь букв (ПИФАГОР). (Задаются вопросы участникам)…Вы верно угадали слово. Призы 1 тройке игроков! Победитель 1 тура выходит в финал. (Объявляется пауза – инсценировка «Треугольник и квадрат»)
Инсценировка «Треугольник и квадрат» (выступают три ученика: автор, треугольник, квадрат)
Жили-были два брата
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре!»
Но квадрат ответил: «брат,
Я ведь старше, я – квадрат!»
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратом,
А проснешься без углов».
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата…
Онемел… Стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Ведущий. Мы продолжаем игру. Я напоминаю, что тема сегодняшней игры – математика, история математики и все, что связано с математикой. Представляю вам вторую тройку игроков. Это учащиеся 9 класса (объявляет учащихся).
Послушайте задание II тура. В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так для взвешивания дорогих товаров применялись золотник(4г), в торговле использовали пуд, берковец и …. А вот еще какая мера массы, которая использовалась в Древней Руси, предстоит отгадать вам. На доске четыре буквы (ФУНТ). Вращайте стрелку! (задаются вопросы участникам)… Вы верно угадали слово! Поздравляю, вы выходите в финал! Призы 2 тройке игроков!
(Объявляется пауза – послушайте и ответьте на вопрос)
Стихотворения читает ученик.
1. К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок? (4)
2. Я, Сережа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда,
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится? (6)
3. Мы – большущая семья,
Самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать:
Юра, Шура, Даша, Саша.
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем,
Говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (6)
4. Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (19)
Ведущий. Мы продолжаем игру. Я напоминаю, что тема сегодняшней игры – математика, история математики и все, что связано с математикой. Представляю вам третью тройку игроков. Это учащиеся 9 класса (объявляет учащихся).
Задание на III тур. За свою жизнь этот ученый сделал так много, что рассказывать об этом можно несколько часов. Он впервые решил много трудных задач по геометрии, нашел правила вычисления площадей и объемов различных тел. Но больше всего этот ученый славился среди греков своими изобретениями. Например, каждая хозяйка, сама того не зная, часто использует его винты – главную часть мясорубки. Жил этот ученый в городе Сиракузы на острове Сицилия, и погиб от рук римлян в 212 году до н.э. Назовите имя ученого. На доске семь букв (АРХИМЕД). Вращайте стрелку! (задаются вопросы участникам)… Вы верно угадали слово! Поздравляю, вы выходите в финал! Призы 3 тройке игроков!
Объявляется пауза.
Конкурс на самого внимательного.
Ученик.
Расскажу я вам рассказ
в полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово «три»
приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали,
распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
и не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закаленный
стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
а жди команду: раз, два, … марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори разок,
другой, но лучше …пять.
Недавно поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
когда была возможность взять! (если приз не взяли)
Ведущий. Игра со зрителями. Первое устройство, предназначенное для вычислений. Предок счет. На доске четыре буквы. (АБАК) …Верно! Вам вручается приз!
Итак, финал. В финале принимают участие …(объявляет учеников).
Задание на финал. Здесь зашифрован раздел математики. Эта часть математики была признана наукой в 18 веке, когда возникла теория вероятностей. Теперь эта наука применяется при решении шахматных и шашечных задач, магических квадратов, домино, игры в карты, кости, при отгадывании шифров. Что это за раздел математики? На доске тринадцать букв (КОМБИНАТОРИКА) … Вы выиграли! Победителя финала приглашаем сыграть в супер игру. Тишина в классе.
Задание на супер игру. Равенство, содержащее букву. На доске девять букв (УРАВНЕНИЕ). Вам разрешается открыть любые три буквы, если таковые есть в слове. Дается минута на размышление (если угадал – приз).
Ведущий. Спасибо всем за хорошую игру.
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет!
До свидания!
(Ученики поют песню, посвященную математике.)