НОД по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Звук [д]"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

  • Закрепление правильного произношения звука [д].
  • Выделение звука в [д] словах.
  • Определение наличия или отсутствия звука [д] в слове.
  • Формирование слоговой структуры слова. Упражнение в делении слов на слоги (понятия “слог”, “часть слова” не даются).
  • Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие общей моторики, координации речи с движением.
  • Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.

Оборудование: предметные картинки на звук [д], “волшебная” палочка, бумажные цветы, конверт, магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент. Игры с пальчиками.

Лошадка

У лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Птичка

Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.

Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Колокольчик

Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.

2. Самомассаж лицевых мышц.

Логопед. Тёплый ветерок ласкает ваши лица (поглаживание). Налетела туча, пошёл дождик (постукивание подушечками пальцев). Опять выглянуло солнышко и ласкает ваши лица (поглаживание, расслабление).

3.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам в этом Маленькая Фея. В этом конверте письмо от неё и волшебная палочка. Фея пишет: “Для того чтобы попасть в сказочный лес, нужно произнести формулу правильной речи и повторить волшебное заклинание”.

Формула правильной речи

Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.

Логопед. А теперь повторяйте за мной: ДА-ДО-ДА, ДО-ДО-ДА, ДО-ДА-ДА. Мы с вами оказались в стране гласных звуков.

Логопед. Какие гласные звуки здесь живут?

Дети. Звуки А, У, Ы, О, И.

Логопед. Почему их называют гласными?

Дети. Их можно петь, тянуть.

Логопед. А вот и царство согласных звуков. Какие согласные звуки вы знаете? Сегодня мы познакомимся с ещё одним звуком, который живёт в царстве согласных звуков. Чтобы узнать, какой это звук, нужно отгадать загадки.

Белый столб стоит на крыше,
И растёт всё выше, выше,
Вот он вырос до небес
И исчез. (Дым)

Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Определение первого звука в словах-отгадках. Произнесение звука [д].

Логопед. Поднесите руку ко рту, и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Попробуем спеть звук [д].

Дети. Он не поётся.

Логопед. “Потяните” ниточку.

Дети. Ниточка рвётся.

Логопед. Значит звук [д] какой?

Дети. Согласный.

Логопед. Положите ладошку на горло и произнесите звук [д] . Голосок поёт или спит?

Дети. Поёт.

Логопед. Какой это звук?

Дети. Звонкий.

Логопед. Загибаем пальчики и повторяем, какой звук [д]. Согласный – не поётся, звонкий – произносится с голосом.

4. Игра “Поймай звук”.

Логопед. Я буду называть слоги, а вы, как услышите слог со звуком [д], хлопните в ладоши.

Да, та, па, да, та, да…

Логопед. А теперь я назову слова, а вы определите, в каких словах есть звук [д].

Дом, танец, дымок.

Дуб, дыня, тишина.

5. Физкультурная пауза.

Избушка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (Показывают пальчиком)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. (Покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

Логопед. А сейчас 1, 2, 3 – вокруг себя повернитесь, в лягушек превратитесь! (Взмах “волшебной” палочкой).

Лягушки

На болоте две лягушки, две зелёные квакушки.
Утром рано умывались, полотенцем вытирались.
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
1, 2, 3 – вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь!

6. Упражнение “Отхлопай слово”.

Идём дальше по лесу. (Звучит музыка).

Дети подходят к “волшебным” цветам, берут лежащие под ними картинки и называют те, в названии которых есть звук [д], отхлопывая слоговую структуру слова.

7. Игра “Чего не стало?”

Выставляется ряд картинок, дети закрывают глаза, одна картинка убирается, а затем она угадывается и называется.

8. Игра “Назови ласково”.

Логопед. Тот, до кого я дотронусь “волшебной” палочкой и назову слово, называет его ласково.

Дом – домик
Дорога – дорожка
Дуб – дубок
Дым – дымок
Дудка – дудочка
Дочь – доченька
Дождь – дождичек
Даша – Дашенька

9. Подбор слов со звуком Д.

Логопед. Пора возвращаться обратно в детский сад. Для этого нужно назвать слова со звуком [д]. (Дети называют слова, которые начинаются со звука [д]).

10. Итог.

Логопед. Вот мы и в детском саду. Ребята, где мы с вами побывали? Что нового узнали? (Логопед дарит детям наклейки).

Использованная литература

  1. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 77 с.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., издательство “Лань”, 1999. – 32 с.