Туберкулез известен с глубокой древности. Туберкулёзные поражения были обнаружены при исследовании останков человека около 5 тыс. лет назад. Наибольшее внимание врачей прошлого привлекал туберкулёз легких, который был широко распространен в Древней Индии и в Китае. Важную роль в развитии учения о туберкулезе сыграло открытие в 1882 году. Р. Кохом возбудителя туберкулёза. Если в конце XIX века туберкулёз был широко распространен среди беднейших слоёв населения, то сейчас и достаточно благополучные люди заболевают туберкулёзом. Существенную роль в организации лечения туберкулёза имеют противотуберкулезные диспансеры, которые проводят диагностику, лечебные мероприятия, направление больных в санатории.
В школу при тубдиспансере поступают дети из разных слоев населения. Чаще всего у них отмечается первичный туберкулез. У детей нет резко выраженных локальных проявлений туберкулёза, а начальные проявления туберкулезного инфицирования выражаются общими симптомами интоксикации, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями организма, особенно при интенсивном росте и недостаточном развитии ЦНС.
В клинической картине преобладают функциональные расстройства. Дети быстро утомляются, пассивны, плохо включаются в урок, поверхностно воспринимают учебный материал. В настоящее время еще не разработаны методы, позволяющие добиться излечения в короткие сроки, поэтому лечение больного туберкулезом длительное. Лечение больных детей проводят по тем же схемам, что и взрослых, уменьшая дозу.
Поэтому моей задачей является такая организация труда и отдыха, создание таких условий труда, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления. Так как детям приходится долгое время сидеть за партой в наклонной позе, это может привести к нарушению осанки. Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. Нарушение осанки (сутулость чрезмерное отклонение позвоночника вперед – лордоз или назад – кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника – сколиоз встречаются очень часто. Это чаще всего, физически ослабленные дети, перенёсшие тяжёлые заболевания или страдающие какой-нибудь хронической болезнью. Самое распространенное нарушение осанки – сутулость (опущена голова, плечи сведены впереди, грудь уплощена, спина круглая, лопатки крыловидные). В целях профилактики мы на уроках вместе с детьми выполняем упражнения, корригирующие осанку. Также мне в работе помогают воспитатели тубдиспансера, которые большую часть находятся с детьми. Вот некоторые упражнения, которые мы проводим с ребятами, они им очень нравятся. Упражнения не только исправляют осанку, но также служат отличной дыхательной гимнастикой, которая так необходима детям, находящимся на лечении.
1. На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Ножки в стороны, ножки вкось,
Ножки вместе, ножки врозь.2. “Часики”. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить “тик-тик” (10-12 раз).
3. “Каша кипит”. Сидя, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произношение звуков “ф-ф-ф-ф” (3-4 раза).
4. “Паровозик”. Ходить по комнате, делая поперечные движения руками и приговаривая “чух-чух-чух” (20-30 секунд).
5. “Лыжник”. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука “ммммммм” (1,5 – 2 мин).
6. “Гуси-лебеди”. Медленная ходьба по комнате. На вдохе – руки поднять в стороны, на выдохе – опустить вниз с произношением длительного звука “г-у-у-у” (1-2 мин).
7. “Помаши крыльями, как петух”. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить “ку-ка-ре-ку” (5-6 раз).
8. У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес.9. Раз, два, три, четыре.
Встал с постели Мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять,
В лес малину собирать, попрыгать – поиграть.10. Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим, до лампы дотянусь.11. Тик-так, тик-так, топай, Мишка, хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.12. Вы, ребята, посмотрите.
Все ли правильно стоите?
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна.
Ноги, вы, соедините
Прямо голову держите!
Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки – регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии.
При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.
Нарушение осанки приводит к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, изменяют рессорную функцию позвоночника, что в свою очередь отражается на деятельности нейтральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому детям, которые находятся на длительном лечении, необходимы систематические занятия для формирования правильной осанки.