Интеграция: математика + технология.
Цель урока: формировать умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 6.
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах;
- Формировать умение конструировать объекты окружающего мира;
- Развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
- Развивать логическое мышление и пространственное мышление;
- Воспитывать аккуратность при оформлении работы;
- Воспитывать чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
Методы: наглядные, частично-поисковые; практические; проблемные.
Оборудование: индивидуальный пакет геометрических фигур, альбомный лист, ножницы, клей, карточки с цифрами.
Литература:
- Башмаков М.И. Математика: учебник для 1-го кл.: в 2 ч. Ч.1 – М.: АСТ: Астрель, 2009 г.
- Матемаика: рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой “Математика”: для 1-го / М.Г. Нефедова.– М.: АСТ: Астрель, 2009 г.
- Волкова С.И., Пчелкина О.А. “Альбом по математике и конструированию”– М., Просвещение,2005 г.
- Попкова С.С. “Развитие пространственного мышления на уроках математики и труда”// НШ №5 2003 г.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята! Тихо садимся.
– У нас сегодня день открытых дверей и к нам на урок прилетел необычный гость .Кто он, вы сможете узнать решив правильно примеры. Перед вами примеры, прочитайте, найдите значение. Каждому значению соответствует буква. Если ответы расположить в порядке возрастания, то мы узнаем, кто наш гость.
– Открываем тетрадь на страницу 48. Запишем значение выражений в порядке возрастания. (1, 2, 3, 4, 5).
– Под числами запишем соответствующие буквы (ШУРИК).
– Кто же к нам в гости прилетел? (Шурик).
– Молодцы! Этот веселый инопланетянин прилетел с волшебной планеты. / Прикрепить изображение героя. В руках у него письмо./
– Ребята, у него что-то в руках?
– Прочитаем письмо, оно адресовано ученикам 1 класса Б Школы №9 г.о. Самара. “Дорогие ребята! Мой транспорт потерпел крушение при посадке. Помогите вернуться домой. Остались целыми только те части, которые вы сейчас начертите в тетради. С уважением, Шурик”
– Поможем Шурику? Но сначала выясним, какие части его транспорта остались целыми. Вниз 2 клеточки от полей 4 клеточки. В четвертой клеточки начертите фигуру, у которой нет углов; левее через клеточку начертите фигуру, у которой 3 угла; правее от первой фигуры, которые вы начертили, начертите 3 фигуры через клеточку, у которых все стороны равны / один ученик чертит данные фигуры на доске/ Проверяем.
– Как называются данные части? (геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат). Сколько их всего? (5). На какие две группы может разделить эти фигуры (С углами и без углов).
– С помощью этих фигур мы сконструируем транспорт, на котором Шурик доберется до дома. Отгадайте, что это за транспорт.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост, понесется до звезд. /Космическая ракета./
– Молодцы! А нам Шурик и чертеж оставил. (На обратной стороне доски)
– У вас на парте лежат письма, в которых находятся геометрические фигур, с помощью них мы сконструируем космическую ракету.
– Ребята! Давайте посмотрим, какие фигуры нужны для корпуса.(2 квадрата).
– Для носа (1 треугольник).
– Скажите как называется окно у ракеты? (Иллюминатор).
– Какая нужна фигура? (круг).
– Сколько фигур у вас осталось? (1 квадрат).
– Что вам нужно для крыльев? (2 треугольника).
– Как из квадрата получить два треугольника? (сложить по диагонали).
– Сейчас мальчики складывают квадрат по диагонали и с помощью ножниц разрезают. Мы собрали все части для конструирования космической ракеты. Мальчики конструируют ракету на белом листе по чертежу, а девочки аккуратно склеивают все части. А Никита идет работать к доске. /Конструирует ракету на магнитной доске./ В конце урока мы сделаем выставку ваших ракет.
– Транспорт для Шурика мы сделали. Какое число спряталось в ракете.(6) Это не спроста, так как он с планеты Шестьландия. Не зря в космической ракете Шурика шесть частей. Он прилетел к нам с планеты ШЕСТЬЛЯНДИЯ. На этой планете все по шесть. Дома только шестиэтажные. Столы и стулья шестиугольные. В семье по шесть деток. Цветы с шестью лепестками. Наивысшая отметка в школе – шестерка. И ракета у него №6.
– На что похожа цифра шесть? (На трубку деда, так и есть. Цифра шесть – дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек. Это цифра – акробатка: то шестерка, то девятка. /Читают ученики/. На нашей планете в разных странах число 6 обозначается разными знаками. Посмотрите на экран. (См. приложение №1).
– Чтобы дальше помогать Шурику нам надо быть очень внимательными. Какой орган нам помогает в этом (глаза). Сделаем зарядку для глаз.
Зрительная гимнастика по Аветисову (работа с экраном).
– Для того чтобы ракета Шурика отправилась домой нужно знать пароль. Наша задача разгадать пароль и отправить Шурика домой.
– Перед Шуриком три тропинки. Что напоминают они вам? (геометрические фигуры: прямая, ломаная, кривая).
– По какой тропинке Шурику быстрее добраться до своей ракеты (по прямой).
– Мы с Шуриком вышли на волшебную полянку, которая нам поможет разгадать пароль для запуска ракеты.
– На полянке цветы – ромашки. Сколько нужно добавить лепестков, чтобы получить цветок с шестью лепестками. /Ученики добавляют на доске./
– Записываем выражения в тетрадь стр. 48 №2.
– Итак, пароль разгадан. Попробуем запустить ракету. /Дети дописывают на доске выражения/.
6 – это 5 и 1или 1 и 5.
6 – это 2 и 4 или 4 и 2.
6 – это 3 и 3.
– Физминутка.
1. А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракеты ввысь!2. Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим и отдохнем,
А потом опять начнем.
– Посмотрите, ракета не заводится. Проверим, правильно ли мы отгадали пароль. Приготовьте свои веера. Шурик приготовил задачи в стихах.
1. Три больших. Три маленьких,
Маленьких, удаленьких-
Целая семья опят.
Сколько их на пнях сидят? (6)2. У куклы пять нарядных платьев.
Какое нынче одевать ей?
Есть у меня для куклы шерсть.
Свяжу – и платьев будет… (6)3. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)4. Шесть платков. А два их них
Вышиты узорами.
Сколько вышить нам осталось –
Подсчитаем скоро мы.(4)
– Мы справились с этим испытанием. Пароль определили верно. Можно отправлять в путь, но Шурик чем-то озабочен. Оказывается он прилетел с другом, но потерял его. Составим его фоторобот с помощью графического диктанта.
– 1 клеточка вправо, 1 –вниз, 1 – вправо, 1 вниз. 1 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 2 вверх, 1 влево,2 вниз, 2 влево,1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо,1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. (См. приложение №2).
– Проверим, кто у нас получился.
– Давайте найдем его и выясним, как его зовут. На листочке много человечков. Выберете, который соответствует нашему фотороботу и скажите как его зовут. (См. приложение №3).
– Ребята! Мы помогли Шурику построить корабль, помогли добраться до него, нашли друга Филю. Наши гости уже на корабле. Скажем им: “В добрый путь!”.
– Вы проделали сегодня большую работу. Мы помогали вернуться Шурику и Филе к себе на планету. А что это за планета? Что в ней особенного? Что мы делали для того, что бы они вернулись? (отгадывали пароль). Как вы думаете, с какой планету у нас будут гости на следующем уроке? (с планеты №7)
/Стук в дверь/ Пришла телеграмма от Шурика. За время дороги часть букв стерлась. (См. приложение №4). Допишите буквы и прочитайте слово.
(МОЛОДЕЦ!). И примите подарки с планеты Шестьландия.
За приложениями обращайтесь, пожалуйста, к автору