Задачи.
Образовательные:
1. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей
действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
2. Закреплять знание основных цветов спектра.
Развивающие: Развивать умение ориентироваться на микроплоскости и в окружающем пространстве, определять и словесно обозначать направления: вперед, вверх, направо, налево.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь ближнему.
Оздоровительные: Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.
Средства деятельности:
Демонстрационные: игрушка клоун, картинки с изображением различных клоунов, игрушка светофорчик небольшого размера с включающимися по очереди огоньками или фонарики разного цвета (красного, желтого, зеленого), (если не имеется в наличии фонариков такого цвета, то можно одеть на обычный фонарик разноцветные пакеты или воздушные шарики.
Раздаточные: бутафорские билеты красные квадратные и синие прямоугольные; круглый лист бумаги диаметром 20см белого цвета, маленький треугольник зеленого цвета, 2 небольших круга синего цвета, 1 треугольник среднего размера красного цвета, 2узких небольших прямоугольника черного цвета, 2овала желтого цвета, большой коричневый треугольник (количество наборов геометрических фигур зависит от количества команд, в данном случае два набора); схема пути, ленты длиной 70–80 см.
Форма организации: групповая.
Ход мероприятия
Раздается стук в дверь. Педагог открывает и видит что на пороге сидит игрушка клоун.
Педагог: Ребята кажется к нам в гости кто – то пришел. Кто ты такой (обращается к клоуну).
Клоун: Здравствуйте, ребята. Я веселый клоун Бим.
Педагог: А что же ты здесь делаешь, как ты здесь оказался?
Клоун: Я ездил в гости к своему другу клоуну Бому, стал возвращаться назад и заблудился. Никак не могу найти дорогу назад. Кто же мне поможет?
Педагог: Бим, а давай наши ребята тебе помогут.
Клоун: Помогите мне, пожалуйста.
Педагог: Ребята, на чем же нам лучше всего поехать?
Дети: На машине, автобусе, поезде.
Педагог: Давайте спросим у Бима на чем ему хотелось бы поехать.
Клоун: Я бы поехал на автобусе.
Педагог предлагает детям построить автобус. Дети строят по 4 стула в два ряда.
Педагог: Но прежде чем сесть в автобус нам нужно приобрести билеты.
Бим помоги мне, пожалуйста, продать билеты, а купить их можно за вежливое слово.
Дети приобретают билеты, благодарят клоуна, после чего замечают что билеты разной формы, разного цвета и на одних билетах написана цифра 1, а на других цифра – 2.
Клоун: Те, у кого билеты красные квадратные с цифрой «1» сядут в автобусе на первый ряд, а те, у кого билеты синие прямоугольные с цифрой «2» сядут на второй ряд.
(Таким образом происходит деление детей на команды и в дальнейшем все действия детей происходят командно.)
Педагог: Отправляемся в путь!
– А как же мы поедем? Мы ведь не знаем куда ехать.
– Ребята, как вы думаете чтобы доехать домой что нужно знать?
Дети: Нужно знать свой адрес.
Клоун: А вы, ребята, знаете свой адрес?
Дети рассказывают свой адрес клоуну.
Клоун: Вы все такие молодцы, а я вот забыл свой адрес,
но у меня есть схема пути.
Выложите на полу из ленточек этот путь и расскажите как и в какую сторону нужно
ехать.
(Дети на полу выкладывают путь следования и, двигаясь по нему, рассказывают в какую сторону нужно ехать.)
Клоун: Спасибо вам, ребята, без вас бы я никогда не
добрался до своего дома.
– Ой, ребята, что-то я так устал.
Педагог: А ты сядь и отдохни и ребята тоже отдохнут.
– Сядьте на свои места поудобнее, снимите очки, закройте глаза, накройте их
ладонями и посидите так одну минуту.
(Выполняется упражнение для глаз на расслабление «Пальминг»,во время которого можно включить негромкую музыку.)Через одну минуту педагог предлагает открыть глаза детям, включает на светофоре красный цвет проводит дугу в воздухе слева направо (упражнение для глаз на фиксацию взгляда), спрашивает какой цвет горел на светофоре и что можно делать на этот сигнал светофора. Затем предлагает снова закрыть глаза и проделывает те же манипуляции зажигая желтый и зеленый цвет поочередно.
Клоун: Ребята, а вы бы хотели познакомиться с моим другом Бомом?
Дети: Да.
Клоун: А у меня есть его фото, вот он (показывает
картинку с изображением клоуна, задумывается, перебирает картинки).
– Нет вот он (показывает другую картинку), нет вот он (снова
показывает другую картинку).
– Что – то я запутался, ребята, помогите мне вспомнить как выглядит мой друг. Я
буду вам рассказывать, а вы делайте его фотопортрет из геометрических фигур.
– Лицо у него большое белое и круглое, нос маленький зеленый треугольный, глаза
небольшие круглые синие, брови черные узкие прямоугольные, рот треугольный
красный, уши овальные желтые, на голове колпачок большой треугольный коричневого
цвета.
– Молодцы ребята, сейчас мы сможем быстро отыскать его портрет.
(Дети находят портрет Бома сравнивая со своим изображением.)
Рефлексия: Спасибо вам, ребята, сегодня вы столько раз мне помогли.
Какие задания вам показались наиболее сложными?
Какие задания вам показались веселыми?
Ответы детей.
– Ну вот, друзья настала пора прощаться, но не грустите ведь вы всегда можете увидеться со мной в цирке.
(Прощается и уходит.)
Литература
-
Дружинина Л. А., Алекина Т. А., Шестакова И. А., Шержукова Н. Е. «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения». Челябинск, «Издательство Марины Волковой, ООО «АЛИМ», 2008 г.
-
ДружининаЛ.А., Абдалова Н.Ю., Сидорович А.А., Хохлова Е.И., Южанинова Е.Р. «Занятия по развитию социально – бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушение зрения». Челябинск, «Издательство Марины Волковой, ООО «АЛИМ», 2008 г.
-
Дружинина Л.А., Андрюшенко Е.В., Шологина Г.А., Шильдяева Л.Г., «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения». Челябинск, «Издательство Марины Волковой, ООО «АЛИМ», 2008 г.
-
Завьялова Н. А., Лукина Е. В., Живолукова Н.К., Биник Н.И. «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе» – Волгоград: Учитель, 2005 – 191с.
-
Григорьева Л. П., Бернадская Блинникова И. В., Солнцева О. Г. «Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе». – М.: Школа – Пресс, 2001. – 96с.: ил. 64. – («Лечебная педагогика и психология – приложение к журналу «Дефектология»», вып. 6).