Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, учебник Климанова Л.Ф. 2 класс, презентация, видеоролики.
Ход урока
1. Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на работу. Звучит музыка из цикла “ Времена года” и идут слайды.
а) беседа эмоционально-оценочного характера:
– Что вы представили, когда смотрели слайды и слушали музыку?
– Что почувствовали?
– Ребята, попробуйте отгадать какое же это время года?
б) Выделение темы.
– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь?
– Эта тема нашего сегодняшнего урока.
А эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала
именно солнце?
– Какое солнышко весной?
– Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.)
Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке.
Перед вами желтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете
рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и
получит оценку.
2. Сообщение темы урока.
А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию.
И.А.Крылов “ Живая шляпа”.
Н.Н.Носов “ Стрекоза и муравей”.
Ф.И.Тютчев “ Кот и лодыри”.
С.Я.Маршак.
– Молодцы! Это Федор Иванович Тютчев. Мы будем сегодня читать стихотворения
Тютчева о весне.
– Ребята, а как вы узнаете весну? (Солнце греет, становится теплее, тает снег,
бегут ручьи, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы.)
– А вам нравится весна? Прочитайте авторский текст на странице 108 учебника.
– Что вы узнали из этого текста?
– Ребята , а только ли видно весну? Ее еще и слышно. Журчат ручьи, капель,
птички щебечут. Давайте послушаем голоса весеннего леса.
(Прослушивание записи.)
– Откройте учебники на стр. 109 . Давайте прочитаем и попробуем разгадать
весенние загадки. (Отгадывание загадок.)
– Эпиграфом к уроку мы взяли слова Льва Николаевича Толстого “ Без Тютчева
нельзя жить”
На доске:
Без Тютчева нельзя жить!
Он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом.
Так о Тютчеве писал Рубцов. А что вы знаете о Тютчеве? Давайте вспомним его биографию.
Федор Иванович Тютчев родился 1803 году в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика и поэта Семена Раича. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.
В 1819 году на словесное отделение московского университета.
Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.
Стихи Тютчев начал писать в 1818 году еще в подростковом возрасте. Но его
стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру
Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем
журнале
“ Современник”. Однако настоящая известность пришла к нему в 1854 году, когда он
выпустил сборник стихов.
Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.
– А теперь мы посмотрим видеофрагмент “Дома музея Тютчева”, который находится
в селе Овстуг где он родился.
(Просмотр видеофрагмента.)
– Много своих произведений Тютчев посвятил природе и временам года. Вот его стих
“Зима недаром злится”.
(Аудиозапись. Дети следят по тексту.)
3. Первичная проверка понимания, работа с текстом. Беседа.
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Вы заметили что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и
прочитайте эти строки.
(Ответы детей.)
– Как названа зима? (Ведьма злая.)
– А весна? (Прекрасное дитя.)
– Что делает зима?
– Что делает весна?
– С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.
(Выразительное чтение. 1–2 ученика.)
– Замечательно справились, думаю, автору бы понравилось.
4. Физкультминутка.
1. Для глаз (следим за солнцем.)
2. Гимнастика под музыку.
5. Продолжение работы над новым материалом.
Первичное чтение стихотворения “Весенние воды”.
(Аудиозапись. Дети следят по тексту.)
– Ребята, а теперь внимательно прослушайте, как сама вдохновенная музыка
заговорила в этих строчках. Композитор Сергей Рахманинов воплотил ее в
хрустальную мелодию. (Звучит романс.)
– Какое настроение передает нам поэт? (Здесь настроение сменяется тихой,
радостью.)
– Прочитайте первые 2 строчки стихотворения” Весенние воды”. О каком периоде
весны в них говорится?
– Какие звуки мы слышим?
– Что значит гласят?
(Выразительное чтение стихотворения. 1–2 ученика.)
– А следующее его стихотворение с детства знают все. Тютчев написал его когда был молодой. Оно называется” Весенняя гроза”. С этим стихотворением нас познакомит Ульяна.
(Читает наизусть стихотворение “Весенняя гроза”. Тихо звучит мелодия из цикла “ Времена года” и идет слайды.)
Федор Иванович Тютчев.
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда Весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
– Какая картина грозы описана? (Радостная.)
– Молодцы! Действительно, природа наслаждается и играет, ликует.
6. Закрепление изученного материала.
1. – Ребята теперь я вам всем раздам стихотворение Тютчева, и мы попробуем прочитать его под музыку про себя. Получилось у вас?
1-й вариант. Федор Иванович Тютчев
ПЕРВЫЙ ЛИСТ.
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым...
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,—
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной...О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
2-й вариант. Федор Иванович Тютчев.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она.
И ей невольно улыбнулась…
– Кто теперь попробует прочитать его под музыку в слух (слушаем 1–2 уч.).
– Спасибо вам большое. Но я вам хочу открыть секрет. Чтение под музыку
называется – художественным.
2. Литературный диктант.
– Я назову вам несколько утверждений. Если они верные то ставите +, если нет то -. Будьте внимательны предложения читаю только 1 рез.
1. Тютчева зовут Федор Николаевич?. (-)
2. Он родился в селе Овстуг ? (+)
3. Его музей находится в селе где он родился? (+)
4. Он пишет о детях. (-)
5. Его первого учителя звали Сергей Раич. (-)
6. С детства он хорошо знал французский язык. (+)
7. мы сегодня читали его стихотворения о зиме? (-)
А теперь проверяем.
+ + + – – + -
– Рисуем лучики солнцу за каждый правильный ответ.
7. Итог.
– А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока “Без Тютчева нельзя жить”.
Почему? (Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово.)
– Какие стихотворения мы сегодня прочитали?
– А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? (Ставим оценки.)
Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение.