Название работы: конспект урока с использованием презентации.
Предмет: география.
Класс: 9.
Тема урока: Сравнительная характеристика экономических районов Сибири.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Продолжительность: 40 минут.
Форма организации урока: работа в группах.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, модульная, информационная.
Цель урока: дать сравнительную экономико-географическую характеристику Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов по типовому плану. Ознакомиться с особенностями экономического развития районов Сибири.
Оборудование: политико-административная карта России, атласы по географии 9 класса, мультимедийный проектор, ноутбук, экран. Презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель. В состав Восточной экономической зоны входит два региона: Сибирь и Дальний Восток. В состав Сибири входят два экономических района Западная Сибирь и Восточная Сибирь. На уроке познакомимся с экономическим регионом Сибирь, сравнив два района, то есть выделим общие черты и различия между территориями. Тема урока “Сравнительная характеристика экономических районов Сибири” (слайд № 2).
Ребята, вам предстоит работа в группах. Каждая группа получает своё задание и выполняет его в течение 8-10 минут. И по истечении времени один человек от группы отчитывается перед классом. На основе этих сообщений все учащиеся класса заполнят таблицу в тетради “Сравнительная характеристика экономических районов Сибири”. Эта работа поможет вам выполнить тест в конце урока.
Учащиеся перечерчивают таблицу, оставляя место между пунктами плана. Приложение 1.
Распечатки с заданиями распределены во время перемены, до начала урока. Практическая работа проводится в группах (4-5 человек) по карточкам [2,с.257-258]. Если учащиеся испытывают затруднения при выполнении работы, можно заранее подготовить и назначить в каждую группу помощников из числа одноклассников, воспользоваться подробным планом экономико-географической характеристики региона. Приложение 2.
Группа № 1
Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа, описать состав территорий Западной и Восточной Сибири, сравнить экономико-географическое положение районов.
Группа № 2
Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа, сравнить обеспеченность трудовыми ресурсами Западной и Восточной Сибири.
Группа № 3
Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа, сравнить и оценить природные условия и ресурсы Западной и Восточной Сибири.
Группа № 4
Задание. Используя § 4;59-62 [1], карты атласа, составить историческую справку о заселении территории Западной и Восточной Сибири. Приложение 3.
Группа № 5
Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа, сравнить специализацию хозяйства Западной и Восточной Сибири.
Группа № 6
Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа, выделить крупные ТПК (подрайоны) Западной и Восточной Сибири, определить их специализацию.
Учитель. Ребята, время на выполнение работы истекло. Приготовьте свои таблицы в тетради для записей. При ответе используйте географические карты и текстовую информацию на слайдах презентации.
Учитель сопровождает выступление ребят показом презентации: для первой группы слайды № 3 и № 4; для второй группы — № 5; для третьей группы — № 6 и № 7; для четвёртой группы — № 8; для пятой группы — № 9 и № 10; для шестой — № 11 и № 12.
III. Итог по теме урока.
Учитель. Спасибо всем за проделанную работу. А теперь, ещё раз вспомним особенности Сибирского региона (слайд № 13).
По желанию учащиеся могут дополнить перечень.
IV. Закрепление.
Учитель. Для первичного закрепления полученных знаний и проверки степени усвоения материала, выполните тест из 12 вопросов ответы кратко запишите в тетрадь. Используйте заполненную на уроке таблицу. На работу отводится 8-10 мин. Приложение 4.
Учитель может варьировать количество вопросов в зависимости от степени подготовленности класса, количества времени.
Учитель. Теперь проверьте свои работы (слайд № 14). Отметьте на полях неверные ответы знаком “V”.
Поставьте оценку по предложенным критериям (слайд № 15).
V. Выставление оценок за урок.
Оценить можно как ответы выступающих, так и работу группы в целом.
VI. Домашнее задание.
Используя § 59-62 [1], выписать в таблицу проблемы и перспективы развития Сибири. Если задание “Проверь себя”, вызвало затруднение: § 59-62 [1] , составить тест по теме урока из 8 вопросов.
Список использованных источников
- Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство [Текст]: 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа,2001.-384с.
- Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии население и хозяйство России [Текст]: 9 класс-М.: “Вако”,2005,288с. – (В помощь школьному учителю).
- Ресурсы Internet:
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-194786.html#6585377
- http://geo10.ru/map1042827_0_0.htm
- http://900igr.net/kartinki/geografija/Rajony-Rossii/002-Ekonomicheskoe-rajonirovanie-Rossii.html
- http://www.posobiya.ru/MP_CTLG/MP_6/K-0605/index.html
- nilsky-nikolay.livejournal.com/93551.html
- russ.hashcode.ru/questions/163/
- http://annaviath.narod.ru/razrabotki_urokov_po_geografii_s_ikt/