Цели урока: совершенствование умений правильно называть буквы алфавита; формирование умения анализировать звукобуквенный состав слова.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
– Послушайте стихотворение.
С неба падали пушинки
На замёршие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
“Как же их зовут?” – ты спросишь.
Имя здесь я написала.
(И.Семёнова)
– Назовите буквы, с которых начинается первое слово каждой строки. Какое слово можно составить из этих букв?
– Какая орфограмма встретилась вам в этом слове? (Жи – пиши с буквой И.)
– Сегодня на уроке мы продолжаем работать с алфавитом: будем учиться правильно называть буквы и звуки, которые эти буквы обозначают.
II. Проверка домашнего задания
– Что такое алфавит? Чем азбука отличается от алфавита? (Азбука и алфавит – это буквы, расположенные по порядку. Азбука русское слово, алфавит – греческое слово.)
– Назовите восьмую букву алфавита, придумайте слово на эту букву.
– Назовите букву, которая стоит перед ней и после неё. Придумайте слова на эти буквы.
III. Чистописание
– Сегодня на урок к нам пришло интересное письмо.
Добрый день, дорогие дети!
Должен доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.
В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник Дормидонтыч и две собаки – добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.
Есть у нас долгожитель – дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет.
Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерётся и не дразнит добермана-пинчера).
– Вы, наверное, уже догадались, что мы добрались до буквы Д.
– Какие слова в письме начинались на эту букву?
– Сегодня на уроке мы будем работать над строчной и заглавной буквами Д, д.
– Спишите: Д д Д д
Обратить внимание на овальность и округлость буквы.
Строчную букву д сопоставить со строчной буквой у.
– Спишите буквосочетания:
Ди Де До Дм Дв дл дв др ду
– Запишите название рек, в которых встречается буква Д;
Двина, Днепр, Дунай, Дон – реки.
– А теперь давайте поработаем со скороговоркой:
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
IV. Работа по теме урока
– Спишите названия видов транспорта в алфавитном порядке.
Троллейбус, машина, автобус, самолёт, вертолёт, поезд, катер.
(Автобус, вертолёт, катер, машина, поезд, самолёт, троллейбус.)
– Прочитайте слова – названия спортивных игр. Спишите их в алфавитном порядке.
Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.
(Баскетбол, волейбол, городки, лапта, теннис, футбол, хоккей.)
– Напишите слова в алфавитном порядке. I ряд – овощи, II ряд – фрукты.
Абрикос, помидор, капуста, груша, огурец, слива.
– Прочитайте слова, близкие по значению. Расположите их в алфавитном порядке.
Буря, ураган, шторм.
Пурга, метель, вьюга, буран.
Зной, жара, пекло.
– Выполните упр. 94, 95.
V. Физкультминутка
VI. Словарно-орфографическая работа
1. Звукобуквенный разбор слова: лось
2. Работа над фразеологическими оборотами.
“Голодный как собака”
“В один присест”
– Сравнение с собакой встречается в нашем языке очень часто, вспомните – “продрог как собака”, “собачий холод” и т.д. Быть “голодным как собака” – это значит очень-очень проголодаться, сильно хотеть есть. Этот фразеологизм подчёркивает острейшее чувство голода. “В один присест” – значит сразу, в один раз.
Я – голодный как собака:
Съел бы целого слона!
Вермишель и булку с маком,
Кашу, творог, два блина!
Колбасу, сосиски, рыбу,
И, конечно, на десерт-
Я б мороженого глыбу
Уписал в один присест!
VII. Закрепление изученного материала
– Давайте поиграем в игру “Кто больше составит слов”.
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
– Составьте разные слова, используя буквы в слове ЛЕСТНИЦА.
(Лес, лист, стена, сила, лиса, цена, настил, сани, лица, танец. )
VIII. Итог урока
– Закончите мои предложения.
Все буквы, расположенные по порядку, называются … .
В алфавите каждая буква имеет своё … и своё … .
Домашнее задание: упр. 96, выучить наизусть весь алфавит.