…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание. Г.Ревеш
Театр – одна из самых ярких, красочных, доступных восприятию ребенка сфера искусства. Наилучшим образом решение многих педагогических задач проходит во время систематических театральных занятий, где всесторонне развивается личность ребенка, его неповторимая индивидуальность, творческое начало.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства. Сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая “игра в поведение”. Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, “детское “как будто бы” куда сильнее нашего магического “если бы”. С помощью детского “как будто бы” дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей - это и подготовка к вступлению на театральной сцене: межличностные отношение, социальная адаптация в будущей жизни и работа в коллективе.
В репетиционные моменты приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения межличностных конфликтов.
“Сила театра в том, что он коллективный художник”. К.С.Станиславский
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Каждый ребёнок талантлив по-своему.
Важно знать:
Очень важно понять, что “театр, где играют дети” - самобытное явление.
Прежде всего, цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны.
Чтобы сделаться смелей,
Нужно стать повеселей.
Чтобы стать повеселей,
Нужно сделаться смелей.
В. Берестов
Все занятия объединены общей целью - вызвать в учащихся интерес к данному виду искусства через доступные для дошкольников формы.
Кроме того занятия театром открывают большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, для которых выбор будущей профессии является одной из главных задач.
Задачи.
Образовательные задачи.
- Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
- Познакомить детей с правилами поведения в театре.
- Расширить словарный запас.
- Формировать художественно – эстетический вкус.
- Формировать систему знаний, умений и навыков по основам актёрскому мастерству.
- Познакомить детей с историей театра.
- Обучать правильному дыханию, чёткому и громкому произношению литературного материала.
- Тренировать четкое и громкое произношение слов.
- Познакомить с видами кукольного театра и способами управления перчаточных кукол.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства и эмоции.
- Развивать актёрское мастерство.
Развивающие задачи.
- Развить зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.
- Приобщить к основам мастерства, как режиссёра, так и актёра.
- Развить творческих способностей, эстетического и художественного вкуса.
- Развить интерес у учащихся к данному виду творчества.
- Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
- Научить детей держаться на сцене более свободно и уверенно.
- Развить творческую активность детей, в театральнной деятельности.
- Развить артистические, эмоциональные качества у детей средствами занятий по театру.
Воспитательные задачи.
- Воспитать чувство личной ответственности.
- Воспитать в учащихся интерес к данному виду искусства.
- Формировать интерес к самообразованию.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Тип занятия: проблемный.
Форма занятия: индивидуально, групповая, индивидуально-коллективная.
Метод обучения: частично-поисковый (педагог создает ситуацию, дети решают ее самостоятельно или под руководством педагога на уровне размышления с практическим изложением).
Материалы и оборудование:
- cлайд-шоу;
- компьютер или магнитофон;
- интерактивная доска;
- музыка и песни на носителе (детские песни, классическая музыка, звуки природы, звуковые эффекты, фанфары…);
- куклы разного вида кукольного театра (перчаточные, марионетки, ростовые, настольные, …)
Формы проведения занятий:
- занятие-игра,
- сказка,
- репетиция,
- экскурсия (в театры г. Кемерово),
- творческая встреча,
- концерт,
- праздник,
- фестиваль.
В детстве что?
Кружись и падай,
На одной скачи ноге.
Сам себя смеши и радуй
В голубом дождевике...
Доставляй себе веселье
Из всего.
Из рук и ног,
Из болезни, из безделья,
Из бумаги, из чулок...
А. Кушнер
Занятия во всех возрастных группах проходят 1 раз в неделю в помещение музыкального зала или в групповой комнате в первую или во вторую половину дня.
Дети 1 года обучения (3-4 года) знакомятся с разделами:
вводное занятие – знакомство с общими правилами поведения в театре, пробные самостоятельные выступления на публике, диагностика детей;
сценическая речь – отработка громкого и чёткого произношение стихов, знакомство и повторение пластики домашних животных и птиц, лесных животных;
режиссёрская игра – знакомство и повторение русских народных сказок, прослушивание и просмотр настольного театра, пробное разыгрывание русской народной сказки вместе с педагогом в настольном театре.
Дети 2 года обучения (4-5 лет) знакомятся с разделами:
вводное занятие – знакомство с общими правилами поведения в театре, пробные самостоятельные выступления на публике, диагностика детей;
сценическая речь - отработка громкого и чёткого произношение стихов, самостоятельный пересказ русских народных сказок и знакомство с другим литературным материалом для этого возраста;
актёрское мастерство – повторение пластики домашних животных и птиц, диких зверей, знакомство с пластикой пожилых людей;
режиссёрская игра - самостоятельное разыгрывание русской народной сказки в настольном театре, изготовление кукол и декораций настольного театра.
Дети 3 года обучения (5-6 лет) знакомятся с разделами:
вводное занятие – знакомство с общими правилами поведения в театре, пробные самостоятельные выступления на публике, диагностика детей, знакомство с видами кукольного театра;
сценическая речь - отработка громкого и чёткого произношение стихов, самостоятельный пересказ русских народных сказок и знакомство с другим литературным материалом для этого возраста;
актёрское мастерство – отработка пластики домашних и диких животных, пожилых людей, знакомство с пластикой тропических животных, знакомство с психофизическими состояниями как у детей, так людей пожилого возраста и диких животных;
режиссёрская игра – самостоятельное и уверенное разыгрывание сказки в настольном театре, изготовление кукол и декораций настольного театра.
Дети 4 года обучения (6-7 года) знакомятся с разделами:
вводное занятие – знакомство с общими правилами поведения в театре, пробные самостоятельные выступления на публике, диагностика детей;
история театра – знакомство с историей Древнегреческого театра, театра 17 века, русского театра, изготовление или рисования специфических особенностей театра каждой эпохи;
сценическая речь - отработка громкого и чёткого произношение стихов, уверенное выступление на публике;
актёрское мастерство - отработка пластики домашних и диких животных, закрепление пластики пожилых людей и тропических животных, отработка психофизического состояния как у детей, так людей пожилого возраста и диких животных;
режиссёрская игра – по окончанию этого раздела дети умеют управлять и показывать самостоятельно спектакль куклами перчаточного театра, изготавливать как реквизит, так и афиши и пригласительные.
Формы подведение итогов по разделам:
- сценическая речь – выступление со стихами на праздниках, литературно-театральная композиция;
- актёрское мастерство – разыгрывание литературного материала, участие в небольших сценках;
- режиссёрская игра – показ спектакля - сказки детьми, изготовление: реквизита, афиши, пригласительные.