Формирование универсальных учебных действий (УУД):
личностные:
- развивать умение высказывать свое отношение к зимней природе и выражать свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
метапредметные:
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других, вести диалог с автором произведения;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли;
- уметь работать в паре, в группе;
регулятивные:
- развивать умения рассуждать, сравнивать, анализировать, умение высказывать свое предположение;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
- приобщать учащихся к искусству, развивать художественный вкус, интерес к чтению лирических стихотворений;
- формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения над языковыми средствами, настроением стихотворения и самого поэта;
- формировать литературоведческие понятия: эпитет, олицетворение, метафора.
Оборудование:
интерактивная доска;
учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой, 4 класс;
толковый словарь;
альбом, краски.
Ход урока
1. Введение в тему урока
У. Послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь?
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Бело ока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
- О какой царице идет речь? (Зима)
У. Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. В вас случайно попали снежком, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снеговика, ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
- Нравится ли вам зима? Чем?
- Как её описывают? (Бело ока, белолица)
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему сравнивают с белым?
- Почему именно на тройке? (Зимние месяцы)
- О каком серебре говорится? (Снег)
- Что такое снег?
Д. Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.
- Из чего он состоит? (Снежинки).
2. Определение темы урока
Самостоятельная работа в парах.
У. Ознакомьтесь с текстами.
а) Чтение про себя.
б) Чтение вслух.
1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.
- Что узнали из текста? Какой тип текста? Почему? (Почему белая)
2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.
Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно шесть.
- Что узнали из этого текста? Какой тип текста? Почему? (Как образуется)
3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.
Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.
- Что узнали из третьего текста? Какой тип текста? Почему? (Описание полета)
- Какова тема текстов? (Снежинка)
3. Открытие нового знания
а) Рассказ о К.Бальмонте.
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. В пять лет Костя уже научился читать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
б) Словарная работа
У. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста. (Слайд 3).
Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий.
Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным,
облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет
с треугольными выступами по окружности (в данном
случае “звезда кристальная” – построенная в
форме кристалла).
в) Знакомство с содержанием стихотворения
У. А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение
К. Бальмонта “Снежинка”. (Ппрослушивание)
У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания? (Светлое, лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)
Какие слова – описания вы услышали? (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)
Какая еще может быть снежинка?
4) Физминутка
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.
5) Первичное усвоение новых знаний
(Комментированное чтение).
У. Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем:
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая, Какая смелая!
У. Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (Светло-пушистая)
У. Какие эпитеты использовал автор еще? (Белая, чистая, смелая)
Дорогой бурною.
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На небо просится
У. Подберите синоним к слову дорога. Какой эпитет относится к “дороге”? “Бурная” (“Бурная дорога” - это какая? (Трудная, опасная) Это дорога с небес на землю. Какая появляется часть речи? А снежинка “легко проносится”, не боится, ей хочется на землю…)
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
У. Что покинула? (Лазурь, т.е. небо – родной дом)
Толковый словарь - низринула.
У. Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю)
У. Покинула и низринула – волевой характер движения.
У. А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
У. Найдите эпитеты.
В чем умение снежинки? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают).
Человек сохраняет чистоту души.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
У. С кем снежинка дружит? (С ветром. Он её крутит, и лелеет, и утешает)
У. Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, то крутится, то медленно качается, как на качелях…)
Какие слова одушевляют снежинку? (Олицетворения – проносится, взметается)
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
У. Увидели снежинку? С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте. Как называется это художественное средство? Что такое метафора? С помощью метафоры автор создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску.
Звезда традиционно символизирует нечто прекрасное, чистое, высокое, ассоциируется с небом. Кристальная имя прилагательное. От какого существительного оно образовано? Кристалл – это ископаемое, образующее от природы правильную геометрическую форму..)
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
У. Что вы заметили в этой строфе? Она почти дословное повторении 1-й строфы) - Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).
У. С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).
6. Обобщение полученных результатов составлением кластера. (Слайд 4)
Чистая, белая | Чистая душа |
Просится | Сознательно стремится |
Бурная дорога | Бурная жизнь |
Безвестная страна | Будущее |
Сохранно-чистая | Сохранить чистой душу |
Ветер | Неожиданные повороты |
Конец пути | Достижение цели |
Чистая, белая | Чистая душа |
У. Какой можно сделать вывод?
За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души.
7. Выразительное чтение (работа в группах)
У. В стихотворении автор выразил свои чувства, настроение. Выберите из ряда слов те, которые наиболее точно их показывают. (Слайд 5 )
У. Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение. Такой прием очень интересен. Постарайтесь передать это настроение и чувства при чтении.
Как будем читать стихотворение? (Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе).
8. Рисование снежинки
У.
Летит снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!
К.Бальмонт описал снежинку словами, а вы попытайтесь изобразить снежинку кистью.
9. Рефлексия
У. Захотелось ли вам выучить стихотворение наизусть?
10. Домашнее задание (слайд 6).
1. Выучить наизусть.
2. Приготовить выразительное чтение.
3. Поработать в тетрадях.