Урок развития речи "Стихи. К. Бальмонт "Снежинка". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Формирование универсальных учебных действий (УУД):

личностные:

- развивать умение высказывать свое отношение к зимней природе и выражать свои эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других, вести диалог с автором произведения;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли;

- уметь работать в паре, в группе;

регулятивные:

- развивать умения рассуждать, сравнивать, анализировать, умение высказывать свое предположение;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

- приобщать учащихся к искусству, развивать художественный вкус, интерес к чтению лирических стихотворений;

- формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения над языковыми средствами, настроением стихотворения и самого поэта;

- формировать литературоведческие понятия: эпитет, олицетворение, метафора.

Оборудование: 

презентация;

интерактивная доска;

учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой, 4 класс;

толковый словарь;

альбом, краски.

Ход урока

1. Введение в тему урока

У. Послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь?

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Бело ока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
- О какой царице идет речь? (Зима)

У. Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. В вас случайно попали снежком, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снеговика, ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

- Нравится ли вам зима? Чем?
- Как её описывают? (Бело ока, белолица)
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему сравнивают с белым?
- Почему именно на тройке? (Зимние месяцы)
- О каком серебре говорится? (Снег)
- Что такое снег?

Д. Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.

- Из чего он состоит? (Снежинки).

2. Определение темы урока

Самостоятельная работа в парах.

У. Ознакомьтесь с текстами.

а) Чтение про себя.

б) Чтение вслух.

1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.

- Что узнали из текста? Какой тип текста? Почему? (Почему белая)

2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.

Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно шесть.

- Что узнали из этого текста? Какой тип текста? Почему? (Как образуется)

3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.

Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.

- Что узнали из третьего текста? Какой тип текста? Почему? (Описание полета)

- Какова тема текстов? (Снежинка)

3. Открытие нового знания

а) Рассказ о К.Бальмонте.

Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. В пять лет Костя уже научился читать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.

б) Словарная работа

У. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста. (Слайд 3).

Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий.
Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае “звезда кристальная” – построенная в форме кристалла).

в) Знакомство с содержанием стихотворения

У. А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение

К. Бальмонта “Снежинка”. (Ппрослушивание)

У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания? (Светлое, лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)

Какие слова – описания вы услышали? (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)

Какая еще может быть снежинка?

4) Физминутка

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

5) Первичное усвоение новых знаний

(Комментированное чтение).

У. Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем:

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая, Какая смелая!

У. Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (Светло-пушистая)

 У. Какие эпитеты использовал автор еще? (Белая, чистая, смелая)

Дорогой бурною.
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На небо просится

У. Подберите синоним к слову дорога. Какой эпитет относится к “дороге”? “Бурная” (“Бурная дорога” - это какая? (Трудная, опасная) Это дорога с небес на землю. Какая появляется часть речи? А снежинка “легко проносится”, не боится, ей хочется на землю…)

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

У. Что покинула? (Лазурь, т.е. небо – родной дом)

Толковый словарь - низринула.

У. Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю)

У. Покинула и низринула – волевой характер движения.

У. А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

У. Найдите эпитеты.

В чем умение снежинки? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают).

Человек сохраняет чистоту души.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

У. С кем снежинка дружит? (С ветром. Он её крутит, и лелеет, и утешает)

У. Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, то крутится, то медленно качается, как на качелях…)

Какие слова одушевляют снежинку? (Олицетворения – проносится, взметается)

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

У. Увидели снежинку? С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте. Как называется это художественное средство? Что такое метафора? С помощью метафоры автор создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску.

Звезда традиционно символизирует нечто прекрасное, чистое, высокое, ассоциируется с небом. Кристальная имя прилагательное. От какого существительного оно образовано? Кристалл – это ископаемое, образующее от природы правильную геометрическую форму..)

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

У. Что вы заметили в этой строфе? Она почти дословное повторении 1-й строфы) - Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).

У. С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).

6. Обобщение полученных результатов составлением кластера. (Слайд 4)

Чистая, белая Чистая душа
Просится Сознательно стремится
Бурная дорога Бурная жизнь
Безвестная страна Будущее
Сохранно-чистая Сохранить чистой душу
Ветер Неожиданные повороты
Конец пути Достижение цели
Чистая, белая Чистая душа

У. Какой можно сделать вывод?

За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души.

7. Выразительное чтение (работа в группах)

У. В стихотворении автор выразил свои чувства, настроение. Выберите из ряда слов те, которые наиболее точно их показывают. (Слайд 5 )

У. Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение. Такой прием очень интересен. Постарайтесь передать это настроение и чувства при чтении.

Как будем читать стихотворение? (Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе).

8. Рисование снежинки

У.

Летит снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!

К.Бальмонт описал снежинку словами, а вы попытайтесь изобразить снежинку кистью.

9. Рефлексия

У. Захотелось ли вам выучить стихотворение наизусть?

10. Домашнее задание (слайд 6).

1. Выучить наизусть.

2. Приготовить выразительное чтение.

3. Поработать в тетрадях.