В дошкольный период закладываются основы всех психических свойств и качеств личности. Их развитие необходимо для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
В последнее время много говорится о компетентностном подходе в образовании. Речь идет о новой единице измерения образованности человека, т. к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют измерить уровень качества образования.
Компетентностный подход в дошкольном образовании рассматривается как смысл дальнейшего развития личности и как фактор качества современного дошкольного образования.
Принято считать, что компетентность – прерогатива школьной жизни. Педагогический коллектив “ЦРР – д/с “Лира” решил, чтобы школа не стартовала с нулевого цикла, формировать компетенции уже в дошкольном возрасте. В целом компетентностный подход для детей дошкольного возраста в педагогике не разработан. Так как учебная деятельность в д/с не является ведущей, термин “учебно – познавательная компетенция” заменился на термин “познавательная”. Программа Л.А. Венгера “Развитие”, реализуемая в детском саду, ориентирована на деятельностный подход. Это позволяет оптимально сочетать содержание программы с требованиями компетентностного подхода.
Необходимость развивать основы познавательной компетенции у детей, начиная со второй младшей группы, обусловлена:
- сензитивностью возрастного периода по отношению к процессу развития восприятия как психического процесса;
- имеющимися у детей этого возраста умениями сравнивать предметы с помощью наложения друг на друга;
- благоприятными психологическими условиями возраста для становления и развития самостоятельности как интегрированного свойства личности.
Для развития основ познавательной компетенции детей применялись ключевые элементы теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина и Талызиной.
Гальперин разграничивал две части осваиваемого предметного действия: его понимания и умения его выполнять: “ориентировочную” и “исполнительную”. Теория Гальперина предполагает этап совместной и самостоятельной работы детей. В ней есть выход на способы развития самостоятельности, учет индивидуальных особенностей ребенка.
Опираясь на эту теорию можно выделить следующие этапы овладения новыми действиями, развивая при этом основы познавательной компетенции:
1 этап: “Научи”. Чтобы действия перешли из внешних (материальных) во внутренние (умственные), ребенку надо сначала показать, как выполняется то или иное действие, последовательность выполнения действия, его алгоритм.
2 этап: “Вместе”. Затем, чтобы ребенок смог самостоятельно выполнять новые для себя действия, необходимо, чтобы сначала он научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение), т.е. здесь идет работа в зоне ближайшего развития ребенка.
3 этап: “Твори”. Ребенок уже самостоятельно выполняет освоенные действия по алгоритму, а затем ищет новые пути выполнения этих действий, проявляя творчество и используя свое воображение.
Таким образом, большее внимание уделяется ориентировочной части осваемого предметного действия (если ребенок увидит, поймет, как выполняется то или иное действие, он сможет сам его совершить).
Разработаны и определены следующие способы развития познавательной компетенции:
1 способ: Детям предлагается проговаривать вслух свои действия (то, что он делает; то, что будет делать). Таким образом, спонтанные и хаотичные действия ребенка переводятся в организованные, планируемые, регулируемые. Происходит развитие регуляторных способностей через проговаривание. В последующем регуляторные способности могут стать базой для формирования произвольного внимания.
2 способ: Для закрепления приобретенных навыков и введения новых понятий целесообразно использовать три ступени:
1 ступень: устанавливается связь между предметом и его названием. Вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью. Это – …
2 ступень: произносится название предмета, а ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его педагогу. Дай мне…
3 ступень: педагог указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Что это?
3 способ: Так как компетентность приобретается в деятельности (действии), то и развитие познавательной компетенции необходимо вести через деятельность (активность). Важно не только показывать и рассказывать ребенку что-либо, не только, чтоб ребенок сам что-то говорил, нужно, чтобы ребенок это еще и делал. Т.е. выполнял те или иные действия, “проживал” различные ситуации.
Для развития основ познавательной компетенции важным является определение тех показателей, которым соответствуют особенности детей 3-4 лет:
- Способность различать цвета и геометрические формы.
- Способность сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу.
- Способность проговаривать вслух последующие действия.
- Способность называть предметы, явления, их свойства, рассказывать о них.
- Способность различать число предметов и их признаки.
Эти показатели познавательной компетенции взяты из стандартов дошкольного образования. Выбирались только те, которые подходят для детей второй младшей группы, и над которыми может работать именно психолог.
На основании выделенных показателей познавательной компетенции, определении способов ее развития, появилась необходимость в создании программы по формированию познавательной компетенции.
Цель программы: создание оптимальных условий для развития элементарных основ познавательной компетенции у детей дошкольного возраста.
Базой для развития основ познавательной компетенции является развитие психических процессов, а так как возраст 3 – 4 года является сензитивным периодом для становления восприятия, то акцент ставился именно на развитие разных форм восприятия.
Реализация программы в течение года дала возможность повысить уровни развития восприятия (высокого уровня стало больше на 29%) и познавательной компетенции (появился высокий уровень у 13% детей, низкого уровня стало меньше на 45%, приложение 1).
Анализ результатов работы с детьми показал, что программа является эффективной. Результаты по всем видам восприятия и познавательной компетенции дали положительную динамику. Поэтому по данной теме работа продолжалась в следующей возрастной группе.
В связи с изменениями возрастных особенностей в программу для детей 4– 5 лет были внесены дополнения в развитие уровней познавательной компетенции – объединение предметов на основе общих понятий, расширение их диапазона; углубление количественных характеристик (длина, ширина, высота). Формирование элементарных основ познавательной компетенции детей 4 – 5 лет велось через развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Реализация программы с детьми средней группы также дала положительные результаты: повысились уровни развития психических процессов (высокого уровня стало больше на 10%, низкого меньше на 15%) и познавательной компетенции (высокого уровня стало больше на 57%, низкого уровня стало меньше на 6%, приложение 2).
Непосредственно образовательная
деятельность (средняя группа)
“Зимняя сказка”
Цель: содействие развитию психических процессов, познавательной компетенции.
Задачи:
- Развивать логическое мышление, зрительную память, восприятие величины, внимание.
- Автоматизировать номинативные навыки (умение называть предметы, явления, их свойства, рассказывать о них).
- Развивать способность проговаривать вслух последующие действия.
- Формировать умение объединять предметы на основе общих понятий.
- Развивать умение выстраивать последовательность событий и понимать их логику.
Оборудование:
для детей:
- карточки “Найди и зачеркни” для каждого ребенка;
- картинки к игре “Четвертый лишний” для каждого ребенка;
- карточки к игре “Что сначала, что потом” для каждого ребенка;
- простые карандаши.
для психолога:
- мягкие игрушки: волк, заяц, лиса;
- презентация занятия (Приложение 3);
- белые и синие снежинки для каждого ребенка;
- костюм лесной феи;
- костюм снежного кома;
- части снеговика (три кома (большой, средний, маленький), нос-морковка на липучке, глазки на липучке, небольшие комочки для рук на липучке);
- магнитофон, кассета с записями спокойной и быстрой музыки, кассета с записями слов зайца, волка и снеговика;
- письмо;
- картинки с зимним лесом для каждого ребенка;
- проектор, ноутбук, экран для презентации.
Зал оформлен в виде зимнего леса: снежная полянка с “сугробами” – стульями для детей и взрослого, елочки.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, музыка, физическая культура, здоровье, социализация, труд.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Цель: создание положительной атмосферы, настрой на совместную работу, развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Образовательные области: музыка, познание.
Дети, проходите в зал. (Дети проходят в зал под музыку А. Вивальди “Времена года”, “Зима”). Поздоровайтесь с нашими гостями. Дети, какая музыка звучала? На какое время года похожа эта музыка? А какое сейчас время года? Теперь давайте вместе подойдем к экрану (Здесь и далее слайды из приложения 3, слайд 1). Посмотрите, какое время года изображено на картинке? Как вы догадались, что это зима?
Сейчас поиграем в игру “Зимние приметы”. Вставайте в круг. Когда я назову примету зимы, хлопайте в ладоши. Если примета относится к другому времени года, хлопать не надо. Готовы? Начнем: дети лепят снеговика; сосульки тают; дети катаются на коньках; дети купаются; идет холодный дождь; на улице лежит снег; перелетные птицы улетают на юг; люди празднуют Новый год (рисунок 1).
Молодцы, вы были очень внимательны. А теперь снова подойдем к экрану (рисунок 2).
2. Игровой момент “Зимняя сказка”
Цель: активизация внимания детей; создание положительной эмоциональной атмосферы, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным), создание условий для развития свободного общения с взрослыми и детьми, развитие музыкально – ритмических способностей, развитие физических качеств (координации).
Образовательные области: музыка, познание, социализация, коммуникация, физическая культура.
Дети, посмотрите на экран (Слайд 2). К нам летит птичка. А что у нее в клюве? (письмо). Вот оно лежит. Прочитаем? (Слайд 3).
“Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас к себе в гости – на прогулку в зимний лес. Хозяйка леса – лесная фея”.
Ну что, отправимся в лес на прогулку? А добраться нам поможет снежный ком. Он приведет нас прямо к лесной фее. (Рисунок 3. Дети идут за комом (переодетый взрослый) под веселую музыку по лесной тропинке. Обходя “сугробы”, подходят к экрану с изображением зимнего леса (Слайд 4). Педагог, переодевшись феей, встречает детей у экрана.)
Здравствуйте, дети. Я лесная фея. Спасибо, что пришли ко мне в гости в зимний лес. Хотите послушать одну историю? Давайте присядем на полянку. “Когда – то в моем лесу жили звери. Все они жили дружно и весело. Но однажды в лес пришел злой волшебник. Увидев, что все живут мирно и счастливо, он очень рассердился и напустил на наш волшебный лес свои злые чары (Слайд 5). И с тех пор все звери стали ссориться, ругаться, бояться друг друга. Зайчики – лисиц, лисицы – волков и медведей. Разрушить эти чары даже мне не под силу. Это могут сделать только дети”.
Может быть, вы сможете помирить всех зверей в моем лесу, чтобы опять все зажили дружно? Как вы думаете, сможете? Я приглашаю вас на прогулку по моему волшебному лесу (дети вместе с феей идут по лесу под музыку).
3. Игра “Найди и зачеркни”
Цель: развитие внимания, логического мышления, умения проговаривать вслух последующие действия, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным), сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Образовательные области: познание, социализация, здоровье.
Смотрите, дети, зайчик притаился под кустом. (Включается магнитофон с записью слов зайца). Ух! Как бежал я от лисы,
Хвост дрожит, дрожат усы.
Наконец-то убежал,
Чуть к ней в лапы не попал!
Ждет в лесу всех вас удача,
Как решите вы задачу.
Видите, дети, как зайчик боится. Весь дрожит. Решим задачу, чтобы зайчик больше никого не боялся? Посмотрите на экран (Слайд 6). На нем вы видите таблицу. Давайте посмотрим, какие предметы изображены в этой таблице (снежинки, коньки, цветы, ягоды, снеговики). Вы помните, какое сейчас время года? (Зима). Правильно. Дети, скажите, какие из этих предметов не относятся к зиме? (цветы, ягоды). Почему? (цветы и ягоды растут летом). А снежинки почему подходят? (Зимой бывает снег). Снеговики почему подходят? (Зимой дети лепят снеговика). А коньки почему подходят? (Зимой катаются на коньках). Молодцы.
Сейчас подойдите к столу. Чтобы наши ручки хорошо работали, давайте сделаем зарядку для пальчиков. Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить “ушками”. Зайка серенький сидит, он ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
А теперь найдите такие же карточки, возьмите карандаши и зачеркните все ягоды и цветы, которые вы найдете в таблице. (Попросить 1 – 2 детей назвать вслух свои действия). Зачеркнули? Молодцы (Рисунок 4). Вы так хорошо справились с этой задачей, что зайчик перестал всех бояться. Помните, как он дрожал под кустом, а теперь посмотрите, он нам машет лапкой (на экране, слайд 7).
4. Игра “Четвертый лишний”
Цель: развитие логического мышления, умения объединять предметы на основе общих понятий, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным), сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Образовательные области: познание, социализация, здоровье.
Продолжим свой путь (дети идут под музыку). Посмотрим, кто еще живет в лесу. А вот и лисичка – сестричка под елочкой.
Лиса – лесных зверей краса,
Что нос, что ушки, что глаза.
Сидит и шубка ловко,
Одна беда – плутовка! (плутовка, значит хитрая, может всех обмануть)
Дети, а давайте сделаем так, чтобы лиса перестала быть слишком хитрой и не охотилась больше на зайчика.
Для этого мы поиграем в игру “Четвертый лишний”. (Попросить 1 – 2 детей назвать вслух свои действия). Садитесь на полянку, спинку держим прямо, ноги стоят на полу. Посмотрите на экран и послушайте, как вы сейчас будете рассказывать (Слайд 8). На картинке нарисованы лыжи, коньки, санки, мяч. Здесь лишний мяч, потому что в мяч играют летом, а лыжи, санки, коньки нужны зимой. А теперь давайте разберем картинку все вместе (Слайд 9). Посмотрите внимательно, подумайте, и скажите, что здесь лишнее. (Сделать с детьми картинку, где нарисованы ель, береза, клен, цветок, рисунок 5). Сейчас возьмите картинки и расскажите, что лишнее на вашей картинке. (Дети подходят по одному к психологу и рассказывают, что лишнее).
Ну вот, лису и зайца мы с вами помирили. (Слайд 10) Посмотрите на экран, им так понравилась наша игра, они сидят вместе на полянке и слушают, как вы правильно все рассказываете. Молодцы!
5. Физкультминутка
Игра “Зайцы и волк”
Цель: развитие произвольности поведения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным), сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для развития свободного общения с взрослыми и детьми, развитие музыкально – ритмических способностей, развитие физических качеств (скорости, выносливости)
Образовательные области: познание, социализация, здоровье, коммуникация, музыка, физическая культура.
Идемте дальше, дети. Смотрите, кто еще живет в волшебном лесу? Волк. (Включается магнитофон с записью слов волка).
Я серый волк, зубами щелк,
Я ищу себе еду, я всегда голодный – у-у.
Поскорее побегу, может, что-нибудь найду.
Раньше волк был добрым, а сейчас стал злой. Все звери его боятся. Но мы сможем сделать так, чтобы он стал добрым. Для этого мы поиграем в игру “Зайцы и волк”.
Выберем водящего-“волка”. Он сядет на стул спиной к “зайцам”. Остальные дети – “зайцы” становятся за линию, обозначенную веревкой, оттуда идут к “волку”, произнося слова:
Волк-волчище,
Серый хвостище,
Зубастая пасть.
Тебе нас не поймать!
“Зайцы” подходят к “волку”, все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. “Волк” вскакивает со стула и гонится за “зайцами”, стараясь поймать кого-нибудь из них. Тот, кого поймает волк – становится водящим. (Дети играют в игру под веселую музыку).
Дети, волку так понравилась наша игра, что он стал добрым (Слайд 11). Посмотрите, он не злой, сидит вместе со всеми на полянке, и остальные звери уже его не боятся.
6. Игра “Что сначала, что потом?”
Цель: развитие умения обобщать, сравнивать и рассуждать, понимать последовательность событий, причинно – следственные связи, развитие трудовых умений через постройку снеговика, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным), сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для развития свободного общения со взрослыми и детьми.
Образовательные области: познание, социализация, здоровье, коммуникация, труд.
Дети, идемте дальше (дети идут под музыку). Может еще кого – то встретим. А здесь что? Это снеговик. Посмотрите, кто – то его сломал. Послушаем, что он нам расскажет. (Включается магнитофон с записью слов снеговика).
Я веселый снеговик.
Несчастье мне явилось вмиг.
Были злые здесь волчата,
Все ушли теперь куда – то.
Меня рушили, пинали
И на части разломали.
Я прошу вас, помогите,
Из кусков меня сложите!
Оказывается, снеговика сломали волчата. Это тоже чары злого волшебника. Давайте, слепим снова снеговика. Волк у нас уже стал добрым, а сейчас и волчата не будут ничего ломать, тоже станут добрыми.
Вот огромный снежный ком.
Правда, ведь, похоже? (где самый большой ком?)
А теперь второй на нем
Быстро расположим. (где ком поменьше? Куда мы его положим?)
Сверху третий к ним прирос… (где самый маленький комок? Куда мы его положим?)
Долепи морковку – нос, (куда морковку прилепим?)
Вместо рук вставляй комочки, (куда руки прилепим?)
Вместо глазок – уголечки. (где расположим глаза?)
До чего же он велик
Наш веселый снеговик!
Вот у нас какой красивый большой снеговик получился (рисунок 6). Давайте еще раз расскажем, как мы его лепили (сначала поставили большой ком, потом на него поменьше, на него еще поменьше; затем морковку прилепили, руки сделали, и глазки прилепили).
Дети, мы с вами слепили настоящего снеговика. Чтобы злые чары волшебника окончательно рассеялись, и снеговика никто больше не сломал, я предлагаю вам выложить снеговика на картинках в том порядке, в каком мы его лепили. Посмотрите на экран (Слайд 12). Все картинки со снеговиком рассыпались. Разложим картинки по порядку: что было сначала, что потом. (Попросить 1 – 2 детей назвать вслух свои действия: сначала я положу карточку с одним комом, потом положу карточку с двумя комками, потом карточку с тремя комками, потом карточку, где снеговик с ведром и морковкой; затем дети подходят к столу и каждый выкладывает картинки со снеговиком индивидуально, после чего сверяют свой ряд со слайдом 13).
Молодцы, дети. Посмотрите, вы смогли разрушить чары злого волшебника (Слайд 14). В моем волшебном лесу все опять стали добрыми. Звери не боятся друг друга. Даже злой волшебник стал добрым. Все опять будут жить мирно и счастливо.
7. Прощание
Цель: подведение итогов, рефлексия.
Дети, посмотрите, какая белая полянка. А здесь лежат снежинки. Сейчас мы с вами украсим полянку. Если вам удалось подружить всех зверей, и они стали добрыми и веселыми, то возьмите белую снежинку. А если не удалось подружить кого – то, кто – то остался злой – возьмите голубую снежинку. Снежинки положите на полянку. Полюбуемся ее красотой.
Дети, все звери моего леса говорят вам: “Спасибо” за то, что вы избавили их от злых чар, помирили друг с другом. Я вам тоже говорю: “спасибо” за то, что звери в моем лесу будут теперь жить дружно, не будут бояться друг друга и дарю вам картинки с зимним лесом. Сейчас вас проводит в детский сад снежный ком. До свидания.