Такой разный С.Я. Маршак

Разделы: Внеклассная работа


Цель конкурса: развивать память, внимание учащихся умение работать с поэтическим текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака; расширять кругозор учащихся; прививать любовь к литературе.

Оформление: Портрет писателя, презентация PowerPoint.

Ведущий 1: Эпиграфом нашего конкурса чтецов, вот какие строки из переведенного стихотворения поэта В. Блейка:

И, раскрыв свою тетрадь,
Сел писать я для того,
Чтобы детям передать
Радость сердца моего.

Ведущий 1: Замечательный поэт советской страны, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова. Стихи Самуила Яковлевича Маршака – друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства.

Ведущий 2: Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака. Мы предлагаем вашему вниманию конкурс чтецов, посвящённый С.Я. Маршаку и его творчеству. Поводом для нашего мероприятия стала юбилейная дата поэта, драматурга, переводчика, литературного критика и просто очень хорошего человека.

Ведущий 1: 3 ноября 2012 года исполнилось 125 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.

Ведущий 2: Для проведения конкурса чтецов нам необходимо жюри. И мы рады познакомить Вас с его составом:

Ведущий 1: Первыми приглашаем на нашу сцену учащихся, учащиеся поведают нам грустную историю, о том, что может произойти, когда не слушаешь маму. Вопрос: как называется стихотворение? Ответы детей. Правильно. Слушаем “Сказка о глупом мышонке” Спасибо за выступление ребята.

Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
– Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка – мать,
Стала утку в няньки звать:
– Приходи к нам тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
– И-го-го!-поет лошадка.
– Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
– Спи, мой серенький, хрю-хрю,
Я морковку подарю!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
– Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
– Куд-куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, –
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Разевает шука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
– Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...

Ведущий 2: Очень печальная история, кто знает, чем же окончились похождения мышонка? (ответы детей). Правильно у С. Я. Маршака написано продолжение и называется это стихотворение “Сказка об умном мышонке” и на сцену приглашаются ребята. Спасибо.

Унесла мышонка кошка
И поет: – Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!

Перепуганный мышонок
Отвечает ей спросонок:
– В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.

– Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
Поиграй со мной, мой свет! –
А мышонок ей в ответ:

– Поиграл бы я немножко,
Только – чур! – я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!

Засмеялась кошка Мурка:
– Ах ты, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!

Говорит мышонок Мурке:
– Ну тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.

Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки.
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку – хвать!

Кошке – смех, мышонку – горе...
Отыскал он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок – да исчез.

Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек –
Длинный, узенький хорек.

Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.

Вот пришел хорек с охоты.
Гостя спрашивает: – Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!

– В кошки-мышки или в жмурки? –
Говорит мышонок юркий.

– Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим "уголки".

– Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй.

Я – зверек,
И ты – зверек,
Я – мышонок,
Ты – хорек,
Ты – хитер,
А я – умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!

– Стой! – кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку.

А мышонок – прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
– Выходи играть в горелки!

– У меня,– он говорит, –
Без игры спина горит!

В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки.
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.

А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку еж:
– От ежей ты не уйдешь!

Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною в чехарду.
Выходи скорей – я жду!

А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
– Не хочу я в чехарду:
На иголки попаду!

Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!

Добежал он до опушки.
Слышит – квакают лягушки:
– Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!

Поглядел, мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.

У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.

А сова – все ближе, ближе,
А сова – все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
– Поиграй, дружок, со мной!

Пропищал мышонок: –
В прятки? –
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.

До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села старая на дуб
И глазами луп да луп.

А мышонок вымыл рыльце
Вез водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом,
Где остались мать с отцом.

Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.

То-то рада мышка-мать!
Ну, мышонка обнимать.
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.

Ведущий 1: Уже в этих первых произведениях наглядно выявилась творческая манера Маршака, всё то, что так сильно и прочно привлекло к нему симпатии юных читателей. Маршак пишет просто, но не упрощённо, лёгким, часто даже разговорным языком, в его произведениях – чёткий сюжет, много событий и мало рассуждений.

Ведущий 2: Для продолжения знакомства с творчеством писателя мы приглашаем учащихся со стихотворением “Кто найдет колечко?”.

Ведущий 1: Что ценится в обществе сегодня? Можете ли вы ответить на этот вопрос? А вот 4 класс нам сейчас ответит на данный вопрос. Стихотворение “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, –
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" – говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите.

Ведущий 2: В юмористических стихотворениях Маршака самые разнообразные оттенки смеха – улыбка, усмешка, ирония, сарказм, смех. Дети смеются “здоровым смехом” над героями его стихов. И ярким примером такого произведения является стихотворение “Багаж”.

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
– Товарищи!
Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его – и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
– Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!

Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
– Отдайте мою собачонку!

– Позвольте, мамаша На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Ведущий 1: Его стихотворения не только смешны, но и поучительны. “Дети на льду”:

Ребята летом на пруду
Кружились весело на льду,
Надев коньки стальные.
Но скоро пять из четверых
Лед проломили – и бултых!
Вернулись остальные.
Зачем позволили на льду
Кружиться им в июле?
Катаясь посуху в саду,
Они б не утонули.
Те, у кого ребята есть
И у кого их нет,
Пускай, услышав эту весть,
Запомнят мой совет:
До срока в строгости ребят
Держать необходимо.
Пусть по домам они сидят
И будут невредимы!

Ведущий 2: С особой любовью С. Маршак изображает вещи, так как вещи для него одушевлены, как и для Г. Андерсена, имеют свой характер и свою судьбу. Вещь для Маршака – это результат изобретательности и труда человека.

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...
Заявили запятые:
– Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
– Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
– Нет...– сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!
– Так,– сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Ведущий 1: Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером, удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С. Маршак писал: “Я люблю работающих людей – тех, кто делает свое дело мастерски, весело, щедро”. Он не терпел пустого времяпрепровождения, не умел отдыхать. Эта его особенность проявляется и в стихотворениях.

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
– Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
– Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Ведущий 2: В его творчестве не только детские стихи, но и сказки разных народов, и народные сказки. Одну из народных сказок предлагаем вашему вниманию “Старуха дверь закрой”

Под праздник, под воскресный день,
Пред тем, как на ночь лечь,
Хозяйка жарить принялась,
Варить, тушить и печь.
Стояла осень на дворе,
И ветер дул сырой.
Старик старухе говорит:
– Старуха, дверь закрой!
– Мне только дверь и закрывать,
Другого дела нет.
По мне – пускай она стоит
Открытой сотню лет!
Так без конца между собой
Вели супруги спор,
Пока старик не предложил
Старухе уговор:
– Давай, старуха, помолчим.
А кто откроет рот
И первый вымолвит словцо,
Тот двери и запрет!
Проходит час, за ним другой.
Хозяева молчат.
Давно в печи погас огонь.
В углу часы стучат.
Вот бьют часы двенадцать раз,
А дверь не заперта.
Два незнакомца входят в дом,
А в доме темнота.
– А ну-ка, – гости говорят, –
Кто в домике живет? –
Молчат старуха и старик,
Воды набрали в рот.
Ночные гости из печи
Берут по пирогу,
И потроха, и петуха, –
Хозяйка – ни гуту.
Нашли табак у старика.
– Хороший табачок! –
Из бочки выпили пивка.
Хозяева – молчок.
Все взяли гости, что могли,
И вышли за порог.
Идут двором и говорят:
– Сырой у них пирог!
А им вослед старуха: – Нет!
Пирог мой не сырой! –
Ей из угла старик в ответ:
– Старуха, дверь закрой!

Ведущий 1: Из автобиографии С. Маршака “В ранней молодости, когда я большего всего любил в поэзии лирику, а в печать отдавал чаще всего сатирические стихи, я и представить себе не мог, что со временем переводы и детская литература займут большое место в моей работе”. Вашему вниманию предлагается стихотворение “Всё то, чего коснётся человек”.

Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы.
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне молчаливо повесть рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.
А там еще живет петровский век,
В углу между Фонтанкой и Невою...
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.

Ведущий 2: Ну и продолжит лирическую тему стихотворение

Нахмурилась елка, и стало темно.
Трещат огоньки, догорая.
И смотрит из снежного леса в окно
Сквозь изморозь елка другая.

Я вижу: на ней зажигает луна
Одетые снегом иголки,
И, вся разгораясь, мигает она
Моей догорающей елке.

И жаль мне, что иглы на елке моей
Метель не засыпала пылью,
Что ветер ее не качает ветвей,
Простертых, как темные крылья.

Лесная дикарка стучится в стекло,
Нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом ее занесло, -
Она и под снегом живая!

Ведущий 1: Пока жюри подсчитывает баллы и определяет победителей. Мы предлагаем вам ответить на наши вопросы. Продолжите:

  1. Дама сдавала в багаж…
    (Диван,
    Чемодан,
    Саквояж,
    Картину,
    Корзину,
    Картонку
    И маленькую собачонку.)
    “Багаж”
  2. Стала петь мышонку щука –
    Не услышал он ни звука:
    Разевает щука рот,
    А не слышно, что поет…
    (Сказка о глупом мышонке)
  3. Перепуганный спросонок,
    Отвечает ей мышонок:
    – В кошки-мышки наша мать
    Не велела нам играть.
    (Сказка об умном мышонке)
  4. Пусть каждый день и каждый час
    Вам новое добудет.
    Пусть добрым будет ум у вас…
    (А сердце умным будет.)
    “Пожелания друзьям”.
  5. Собирались лодыри на урок,
    А попали лодыри на (каток)

Загадки

1) Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь).

2) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сегодня на носу?
(Очки).
3) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(Сапоги, ботинки, туфли, тапки).
4) Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч).

Ведущий 2: Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и другими орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.

Ведущий 1: Встреча с произведениями Маршака – это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Ведущий 2: Предлагаем вашему вниманию отражение его творческой деятельности.

Просмотр ролика

Спасибо за ваше участие и внимание!

_____________________________________________________________________________

Использованные ресурсы сети – Интернет:

  1. http://yandex.ru/yandsearch?text =54
  2. http://detki-mamki.ru/stixi/marchak-stixi.html
  3. http://www.miloliza.com/marshak.html

Литература:

  1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки, стихотворения. В начале жизни. Страницы воспоминаний/Предисл.: В. Смирновой; Комментарий Ю. Кондратьевой. – М.: Дет. лит., 1981.-639с., ил. (Библиотека мировой литературы для детей, том 22, книга 1)

Аудио-приложение

Презентация