Цель конкурса: развивать память, внимание учащихся умение работать с поэтическим текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака; расширять кругозор учащихся; прививать любовь к литературе.
Оформление: Портрет писателя, презентация PowerPoint.
Ведущий 1: Эпиграфом нашего конкурса чтецов, вот какие строки из переведенного стихотворения поэта В. Блейка:
И, раскрыв свою тетрадь,
Сел писать я для того,
Чтобы детям передать
Радость сердца моего.
Ведущий 1: Замечательный поэт советской страны, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова. Стихи Самуила Яковлевича Маршака – друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства.
Ведущий 2: Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака. Мы предлагаем вашему вниманию конкурс чтецов, посвящённый С.Я. Маршаку и его творчеству. Поводом для нашего мероприятия стала юбилейная дата поэта, драматурга, переводчика, литературного критика и просто очень хорошего человека.
Ведущий 1: 3 ноября 2012 года исполнилось 125 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.
Ведущий 2: Для проведения конкурса чтецов нам необходимо жюри. И мы рады познакомить Вас с его составом:
Ведущий 1: Первыми приглашаем на нашу сцену учащихся, учащиеся поведают нам грустную историю, о том, что может произойти, когда не слушаешь маму. Вопрос: как называется стихотворение? Ответы детей. Правильно. Слушаем “Сказка о глупом мышонке” Спасибо за выступление ребята.
Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
– Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка – мать,
Стала утку в няньки звать:
– Приходи к нам тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
– И-го-го!-поет лошадка.
– Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
– Спи, мой серенький, хрю-хрю,
Я морковку подарю!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
– Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
– Куд-куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, –
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Разевает шука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
– Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
– Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
Ведущий 2: Очень печальная история, кто знает, чем же окончились похождения мышонка? (ответы детей). Правильно у С. Я. Маршака написано продолжение и называется это стихотворение “Сказка об умном мышонке” и на сцену приглашаются ребята. Спасибо.
Унесла мышонка кошка
И поет: – Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!Перепуганный мышонок
Отвечает ей спросонок:
– В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.– Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
Поиграй со мной, мой свет! –
А мышонок ей в ответ:– Поиграл бы я немножко,
Только – чур! – я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!Засмеялась кошка Мурка:
– Ах ты, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!Говорит мышонок Мурке:
– Ну тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки.
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку – хвать!Кошке – смех, мышонку – горе...
Отыскал он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок – да исчез.Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек –
Длинный, узенький хорек.Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.Вот пришел хорек с охоты.
Гостя спрашивает: – Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!– В кошки-мышки или в жмурки? –
Говорит мышонок юркий.– Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим "уголки".– Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй.Я – зверек,
И ты – зверек,
Я – мышонок,
Ты – хорек,
Ты – хитер,
А я – умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!– Стой! – кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку.А мышонок – прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
– Выходи играть в горелки!– У меня,– он говорит, –
Без игры спина горит!В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки.
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.Закричал мышонку еж:
– От ежей ты не уйдешь!Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною в чехарду.
Выходи скорей – я жду!А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
– Не хочу я в чехарду:
На иголки попаду!Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!Добежал он до опушки.
Слышит – квакают лягушки:
– Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!Поглядел, мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.А сова – все ближе, ближе,
А сова – все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
– Поиграй, дружок, со мной!Пропищал мышонок: –
В прятки? –
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села старая на дуб
И глазами луп да луп.А мышонок вымыл рыльце
Вез водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом,
Где остались мать с отцом.Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.То-то рада мышка-мать!
Ну, мышонка обнимать.
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Ведущий 1: Уже в этих первых произведениях наглядно выявилась творческая манера Маршака, всё то, что так сильно и прочно привлекло к нему симпатии юных читателей. Маршак пишет просто, но не упрощённо, лёгким, часто даже разговорным языком, в его произведениях – чёткий сюжет, много событий и мало рассуждений.
Ведущий 2: Для продолжения знакомства с творчеством писателя мы приглашаем учащихся со стихотворением “Кто найдет колечко?”.
Ведущий 1: Что ценится в обществе сегодня? Можете ли вы ответить на этот вопрос? А вот 4 класс нам сейчас ответит на данный вопрос. Стихотворение “Ежели вы вежливы”.
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, –
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" – говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите.
Ведущий 2: В юмористических стихотворениях Маршака самые разнообразные оттенки смеха – улыбка, усмешка, ирония, сарказм, смех. Дети смеются “здоровым смехом” над героями его стихов. И ярким примером такого произведения является стихотворение “Багаж”.
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
– Товарищи!
Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его – и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
– Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
– Отдайте мою собачонку!– Позвольте, мамаша На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Ведущий 1: Его стихотворения не только смешны, но и поучительны. “Дети на льду”:
Ребята летом на пруду
Кружились весело на льду,
Надев коньки стальные.
Но скоро пять из четверых
Лед проломили – и бултых!
Вернулись остальные.
Зачем позволили на льду
Кружиться им в июле?
Катаясь посуху в саду,
Они б не утонули.
Те, у кого ребята есть
И у кого их нет,
Пускай, услышав эту весть,
Запомнят мой совет:
До срока в строгости ребят
Держать необходимо.
Пусть по домам они сидят
И будут невредимы!
Ведущий 2: С особой любовью С. Маршак изображает вещи, так как вещи для него одушевлены, как и для Г. Андерсена, имеют свой характер и свою судьбу. Вещь для Маршака – это результат изобретательности и труда человека.
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...
Заявили запятые:
– Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
– Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
– Нет...– сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!
– Так,– сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Ведущий 1: Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером, удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С. Маршак писал: “Я люблю работающих людей – тех, кто делает свое дело мастерски, весело, щедро”. Он не терпел пустого времяпрепровождения, не умел отдыхать. Эта его особенность проявляется и в стихотворениях.
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.Спрашивают лодыри
У него:
– Ты чего нахмурился,
Отчего?Замяукал жалобно
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!Отвечают лодыри:
– Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!Отвечает лодырям
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Ведущий 2: В его творчестве не только детские стихи, но и сказки разных народов, и народные сказки. Одну из народных сказок предлагаем вашему вниманию “Старуха дверь закрой”
Под праздник, под воскресный день,
Пред тем, как на ночь лечь,
Хозяйка жарить принялась,
Варить, тушить и печь.
Стояла осень на дворе,
И ветер дул сырой.
Старик старухе говорит:
– Старуха, дверь закрой!
– Мне только дверь и закрывать,
Другого дела нет.
По мне – пускай она стоит
Открытой сотню лет!
Так без конца между собой
Вели супруги спор,
Пока старик не предложил
Старухе уговор:
– Давай, старуха, помолчим.
А кто откроет рот
И первый вымолвит словцо,
Тот двери и запрет!
Проходит час, за ним другой.
Хозяева молчат.
Давно в печи погас огонь.
В углу часы стучат.
Вот бьют часы двенадцать раз,
А дверь не заперта.
Два незнакомца входят в дом,
А в доме темнота.
– А ну-ка, – гости говорят, –
Кто в домике живет? –
Молчат старуха и старик,
Воды набрали в рот.
Ночные гости из печи
Берут по пирогу,
И потроха, и петуха, –
Хозяйка – ни гуту.
Нашли табак у старика.
– Хороший табачок! –
Из бочки выпили пивка.
Хозяева – молчок.
Все взяли гости, что могли,
И вышли за порог.
Идут двором и говорят:
– Сырой у них пирог!
А им вослед старуха: – Нет!
Пирог мой не сырой! –
Ей из угла старик в ответ:
– Старуха, дверь закрой!
Ведущий 1: Из автобиографии С. Маршака “В ранней молодости, когда я большего всего любил в поэзии лирику, а в печать отдавал чаще всего сатирические стихи, я и представить себе не мог, что со временем переводы и детская литература займут большое место в моей работе”. Вашему вниманию предлагается стихотворение “Всё то, чего коснётся человек”.
Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы.
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне молчаливо повесть рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.
А там еще живет петровский век,
В углу между Фонтанкой и Невою...
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.
Ведущий 2: Ну и продолжит лирическую тему стихотворение
Нахмурилась елка, и стало темно.
Трещат огоньки, догорая.
И смотрит из снежного леса в окно
Сквозь изморозь елка другая.
Я вижу: на ней зажигает луна
Одетые снегом иголки,
И, вся разгораясь, мигает она
Моей догорающей елке.
И жаль мне, что иглы на елке моей
Метель не засыпала пылью,
Что ветер ее не качает ветвей,
Простертых, как темные крылья.
Лесная дикарка стучится в стекло,
Нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом ее занесло, -
Она и под снегом живая!
Ведущий 1: Пока жюри подсчитывает баллы и определяет победителей. Мы предлагаем вам ответить на наши вопросы. Продолжите:
- Дама сдавала в багаж…
(Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.) “Багаж” - Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
(Сказка о глупом мышонке) - Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
– В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
(Сказка об умном мышонке) - Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас…
(А сердце умным будет.)
“Пожелания друзьям”. - Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на (каток)
Загадки
1) Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь).
2) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сегодня на носу?
(Очки).
3) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(Сапоги, ботинки, туфли, тапки).
4) Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч).
Ведущий 2: Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и другими орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.
Ведущий 1: Встреча с произведениями Маршака – это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Ведущий 2: Предлагаем вашему вниманию отражение его творческой деятельности.
Спасибо за ваше участие и внимание!
_____________________________________________________________________________
Использованные ресурсы сети – Интернет:
- http://yandex.ru/yandsearch?text =54
- http://detki-mamki.ru/stixi/marchak-stixi.html
- http://www.miloliza.com/marshak.html
Литература:
- Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки, стихотворения. В начале жизни. Страницы воспоминаний/Предисл.: В. Смирновой; Комментарий Ю. Кондратьевой. – М.: Дет. лит., 1981.-639с., ил. (Библиотека мировой литературы для детей, том 22, книга 1)