Цели урока:
1) изучить строение, основные отделы и функции
скелета человека; значение опорно-двигательной
системы человека;
2) развивать знания об опорно-двигательных
системах организмов; совершенствовать навыки
использования учащимися Интернет технологий.
3) воспитывать бережное отношение к своему
здоровью.
Оборудование. Модели скелета и черепа человека; демонстрационные таблицы “Скелет млекопитающего животного”, “Скелет и мышцы человека”; учебник; компьютеры, подключенные к интернету; проектор; инструктивные карточки; готовые формы таблиц для заполнения.
Тип урока. Комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание хорошей психологической, рабочей обстановки. Беседа о происхождении человека.
2. Актуализация знаний.
Опорно-двигательный аппарат собаки.
Беседа о строении скелета, его отделов с использованием таблиц и моделей скелета.
Вопросы:
- Каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных?
- Назовите основные отделы скелета.
- Как вы думаете, есть ли сходства и различия между скелетом человека и млекопитающих?
3. Изучение нового материала.
1) Значение, основные функции и общая схема скелета человека.
Учащиеся самостоятельно изучают материал по инструктивной карточке в интернете (Приложение 1).
Мозговая атака по изученному материалу.
- Какие функции выполняет скелет человека?
- Сколько костей в скелете человека?
- Из каких отделов состоит скелет человека?
2) Скелет человека, его отделы, их строение.
Класс делится на три группы, и учащиеся самостоятельно изучают материал по инструктивной карточке в Интернете и с помощью текста учебника.
Заполнение таблицы по форме:
Отдел скелета | Кости, его образующие | Функции |
Скелет головы | ||
Скелет туловища | ||
Скелет конечностей |
После завершения работы группы отчитываются. Во время выступления одной группы, учащиеся других групп заполняют недостающие строки таблицы по соответствующим отделам скелета.
А. Скелет головы.
1. Самостоятельная работа первой группы учащихся в Интернете, с учебником и моделью “Череп человека”.
Заполнение таблицы по форме:
Отделы черепа |
Кости, образующие | Функции |
лицевой отдел | ||
мозговой отдел | ||
2. Беседа по результатам изучения скелета головы.
– Какой отдел головы больше и почему?
– Из каких костей состоит лицевой отдел?
– Из каких костей состоит мозговой отдел?
Физкультминутка.
Б. Скелет туловища.
1. Самостоятельная работа второй группы учащихся в Интернете и с текстом учебника.
Заполнение таблицы по форме:
Отдел скелета | Кости, его образующие и их кол-во | Функции |
Позвоночник | ||
Грудная клетка |
2. Беседа по результатам изучения скелета туловища.
– Из каких отделов состоит позвоночник?
– Сколько позвонков в отделах позвоночника?
– Как устроен позвоночник и позвонки?
– Из каких костей состоит грудная клетка?
В. Скелет конечностей.
1. Самостоятельная работа третьей группы учащихся в интернете и с текстом учебника.
Заполнение таблицы по форме:
Отдел скелета | Кости, его образующие | Функции |
Пояс верхних конечностей | ||
Скелет верхних свободных конечностей | ||
Пояс нижних конечностей | ||
Скелет нижних свободных конечностей |
2. Беседа по результатам изучения скелета конечностей.
– Из каких костей состоит пояс верхних конечностей?
– Из каких костей состоит скелет верхних свободных конечностей?
– Из каких костей состоит пояс нижних конечностей?
– Из каких костей состоит скелет нижних свободных конечностей?
4. Закрепление знаний о строении скелета.
Разнотипные тесты в двух вариантах из материалов ЕГЭ (Приложение 2)
Ответы:
1 вариант: 1. в, 2. б, 3. б, 4. в, 5. е, 6. в.
2 вариант: 1. а, 2. е. 3. а, 4. г, 5. б, 6. в.
Учащиеся обмениваются работами, проверяют правильность ответов и сами оценивают: все верно– “5”, 5 ответов– “4”, 4 ответа– “3”.
5. Домашнее задание.
- Изучить материал учебника, ответить на вопросы, выполнить задания.
- Самостоятельная поисковая работа с текстом и рисунками учебника с целью выявления сходств и различий между скелетом человека и млекопитающих животных:
– Сравнить скелет головы человека и обезьяны.
– Сравнить скелет туловища человека и собаки.
– Сравнить скелет конечностей человека и
обезьяны.