Нотное письмо явилось результатом неустанного стремления создателей и исполнителей музыки привести услышанный мир звуков к уникальному триединству: “вижу-слышу-воспроизвожу”. Музыка по своей природе - искусство исполнительское, вне исполнения, все нового и нового воспроизведения оно не может жить полноценной жизнью.
На ранних этапах развития музыки эту функцию исполнения осуществлял сам композитор. Позднее, исполнительское искусство выделилось в самостоятельный род музыкальной практики. Появились две различные формы деятельности, ее разные участники: композитор и исполнитель со своими личными особенностями, возможностями и тенденциями.
На первый взгляд, кажется, что композитор и писатель выполняют одинаковые функции: оформляют в знаках свои идеи, образы, свое видение мира и т.п. Однако знаки, которыми пользуется писатель, достаточны, чтобы выразить всю полноту задуманного произведения, нотные же обозначения - знаки особого рода, в них фиксируется текст таким образом, что требуется его определенная звуковая, конкретная интерпретация, что дает возможность для широкого поля исполнительских решений. Интерпретация - самостоятельное истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения [3, c.72].
В современную методику музыкального обучения прочно вошла триада: “ вижу-слышу-играю”. Смысл этой формулы заключается в предварительной активации внутреннего слуха, данной музыки, которую предстоит сыграть. Если же музыкант слышит только то, что он уже сыграл, не слыша внутренним слухом того, что ему предстоит сыграть, результаты оказываются малоутешительными, “больше думать, а не играть”, говорил своим ученикам Артур Рубинштейн, “думать - значит играть мысленно” [5, c. 78]. Эта мысль в разных вариациях проходит через педагогические наставления всех крупнейших музыкантов и педагогов.
Известный отечественный психолог Б.М.Теплов различал три основных вида музыкальной деятельности: слушание, исполнение, сочинение музыки. Дополняя эту классификацию, польский психолог музыки Я. Вершиловский вводит еще одну относительно самостоятельную деятельность музыканта любого профиля - чтение нот или игру по нотам. Эта деятельность, по мнению ученого, имеет свои четко выраженные психологические особенности и является основной, ведущей для таких музыкальных специальностей как концертмейстер, дирижер и участник ансамбля.
Существует столько разновидностей игры по нотам, сколько дано условий и целей исполнения. Если принять за критерий точность воспроизведения нотного текста и характер музыкально-исполнительской задачи, то можно различать несколько видов игры по нотам. Это разбор-изучение, то есть анализ и осмысление наиболее существенных фрагментов произведения. Это разбор-исполнение, то есть медленное проигрывание пьесы во всех подробностях нотной записи. Это также чтение с листа и эскизное проигрывание произведения.
Однако не все из перечисленных разновидностей имеют художественно-образную природу. Чтение музыки с листа является наиболее сложным видом игры по нотам и, как показывают экспериментальные исследования, обладает статусом художественной деятельности [13,c.74]. Это означает: чтение музыки с листа есть акт ее интерпретации. Здесь мысль музыканта движется от общего к частному, от целого к деталям, от свернутого художественного образа к развернутому во времени музыкальному движению.
Где же пролегает та граница, которая отделяет чтение с листа от других видов игры по нотам? Существуют два различных мнения на этот счет. Первое сводится к довольно распространенному представлению: чтение с листа есть одноразовое проигрывание неизвестного музыкального материала “с листа”, “с первого взгляда”. В “Музыкальной энциклопедии” так и сказано: “исполнение по нотам какой-либо пьесы без предварительного ее разучивания” [7, стлб.105]. Из этого следует, что все последующие обращения к произведению - второе, третье, четвертое - уже не являются в строгом смысле чтением с листа.
Однако практика выдающихся музыкантов – исполнителей и педагогов свидетельствует, что это не совсем так. Согласно второй точке зрения (ее высказывают пианисты Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз и другие), чтением с листа можно назвать не только одноразовое, но также и двух – трехкратное проигрывание нового материала целиком. Понятно, что приведенные здесь количественные “нормы” не являются жесткими. Не случайно Г.М. Коган, в последующих изданиях своей книги “Работа пианиста” снял их и ограничился общим указанием: “проигрывание с листа следует прекратить, как только исполнитель приобретет самое общее представление о характере музыкального содержания” [6, c.9].
Многие мастера, отмечая своеобразие чтения с листа, говорят о том, что в процессе беглого проигрывания “не все прочитывается, как следует” (Г.Г. Нейгауз), допускаются и “ноты фальшивые” (М.И.Гринберг) и “темп приблизительный” (К.Н. Игумнов) [9, c.37]. Нельзя ставить обязательной задачей точную игру всех нот и тонких нюансов. “То, что не удается при первом проигрывании не должно пробуждать чувство разочарования” - писал С.Е. Фейнберг [12, c.25].
Предварительное чтение – ознакомление необходимо для того, чтобы “постигнуть идею в целом” (Л.С. Ауэр), “молниеносно овладеть музыкой”, соприкоснуться с “духовным образом” сочинения (Г.Г. Нейгауз) [8, c.102]. Оно направлено на то, чтобы схватить его “как бы с птичьего полета” (Л.А. Баренбойм) [1, c.35]. При этом важно “сформировать отношение к данному произведению” (Я.И. Зак). При всей приблизительности чтения нот с листа - это, прежде всего свободное и увлеченное исполнение музыки. Оно требует активного восприятия и переживания музыки. Именно благодаря переживанию эмоционально – образного содержания произведения создается первое яркое представление о нем.
В решении своих проблем музыкальная педагогика опирается на психологию. Ведь изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка, ее проявлений и развития, без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность. В тесной связи с психологией методика решает вопросы доступности того или иного материала, его объема, а также эффективности используемых методов.
Существует закономерный путь вхождения в мир музыки. Путеводителями на этом пути становится музыкальность, художественный интерес и развитая чувствительность к музыкальной красоте. Элементарные способности, необходимые для вхождения в мир музыки, являются родовым свойством человека, равно как и восприятие ритма, темпа, протяженности и прерывистости, громкости или слабости звука. О музыкальности же следует говорить лишь в плане внутренней способности оценивать движение музыкального потока как содержательного высказывания, что связано уже с выявлением напряжения тонов и их ослабления, консонанса и диссонанса, контраста, устойчивости и неустойчивости, подъема и спада, законченности и незаконченности.
Способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Б.М. Теплов, изучая структуру музыкальных способностей, органически связывал их с общим развитием личности. Он впервые ввел понятие о музыкальной одаренности и определил ее основные компоненты: эмоционально-эстетическое отношение к действительности, образное мышление, система музыкально-слуховых представлений, включающая различные качественные свойства музыкального слуха, ладовое и ритмическое чувство [11, c.121].
Деятельность музыканта основывается на взаимодействии очень тонких координаций слуховых, тактильных и двигательных ощущений, а также на ощущениях пространства и времени. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых и двигательных представлений является одной из важнейших в современной методике обучения игре на музыкальном инструменте. Огромное значение в формировании и развитии музыкально-исполнительских навыков имеет “мышечное чувство” - ощущения, вызванные раздражителями мышц и связок, принимавших участие в осуществлении певческих и игровых движений.
“Музыкально-исполнительский навык - это система сознательно выработанных движений, которые частично автоматизируются, позволяя этим реализовать музыкальные знания и умения в целенаправленной музыкальной деятельности” [4, c.67]. Навыки проходят сложный путь: от осознания каждого элемента движения до автоматизации всей системы движений, подчиняющихся поставленной цели. Важнейшим условием формирования и сохранения навыка являются постоянные упражнения.
Чтение с листа опирается в первую очередь на исполнительские навыки и умения, приобретаемые в процессе обучения игре на инструменте. Роль мышечно-двигательных факторов в слуховом представлении музыки была впервые отмечена И.М. Сеченовым. Физиологическая наука доказала, что каждый вид музыкальной деятельности, основываясь на взаимодействии слуховых и двигательных представлений, позволяет как бы заранее намечать мысленную проекцию исполнения музыкального материала.
Путь к воспроизведению музыкантом-инструменталистом нотного текста в идеале таков: от зрительного восприятия через слуховую сферу к моторике. Скорость протекания всего процесса зависит от быстроты восприятия нотного текста, его осознания, передачи в двигательные центры мозга, которые мгновенно посылают приказ мышечному аппарату, после чего движение, производящее звучание, осуществляется.
Чтение нот с листа (как и пение с листа) - область музыкальной деятельности, в которой с наибольшей интенсивностью формируются музыкально-слуховые представления и способность оперирования ими. Под музыкально-слуховыми представлениями мы понимаем высотные и ритмические представления, которые развиваются всегда в единстве и взаимосвязи. Прежде чем воспроизвести звук, надо представить его себе в уме и по высоте и по длительности. Это процесс крайне активный и единственно способствующий развитию внутреннего слуха, без которого, как известно, никакое исполнение невозможно.
Образование прочных рефлекторных связей между видимыми нотами и слышимыми звуками, формирование музыкально-слуховых представлений и составляет сущность слухового метода обучения, при котором вырабатываются временные связи по схеме:“вижу – слышу – играю - поправляю”; то есть “нотный текст - слуховые представления – игровые движения – слуховой контроль” [14, c.32].Таков процесс чтения с листа - целостный и сложный по своей аналитико-синтетической деятельности. Взаимосвязь анализа и синтеза наглядно проступает в процессе чтения с листа. “Каждое звено анализа неразрывно связано с синтезом и точно также каждое движение синтеза с анализом” [2, c.53].
С первых шагов обучения нотной грамоте, необходимо прививать ученикам навыки одновременно эмоционального и интеллектуального подхода к чтению нотного текста. Педагог должен суметь внушить ученику чувство уважения, интереса и пытливости ко всему, что написано в нотах, мысль о том, что за этими значками скрывается что-то очень важное и интересное.
Каждый человек обладает уникальным внутренним миром и является носителем единственного в своем роде “соцветия” психических качеств. Важнейшие из них - восприятие, внимание, мышление, воображение, память, эмоции, мотивация и воля. Занятия определенной деятельностью чаще всего связаны с интересом к ней. В свою очередь, интерес способствует совершенствованию знаний, умений и навыков. Для современной психологии и педагогики характерно понимание интереса как одного из важнейших мотивов деятельности. Интерес проявляется, как потребность личности заниматься определенной деятельностью, которая приносит удовлетворение; “интерес выступает и как побудитель активности личности, когда все психические процессы протекают более интенсивно, а деятельность приобретает увлекательный характер и становится особенно результативной” [10, c.114]. Интерес оказывает огромное положительное влияние на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память и волю. Внимание, обусловленное интересом, бывает более длительным; интересное легче укладывается в памяти и прочнее удерживается; интерес повышает работоспособность личности, вызывает стремление познать даже трудный материал.
Психология рассматривает мышление как деятельность. Являясь активным целеустремленным волевым актом, деятельность эта совершается через внутренние мыслительные процессы - анализ, синтез, абстракцию и обобщение в виде системы сознательно регулируемых интеллектуальных операций. В музыкальной деятельности восприятие нотного текста и активная работа внутреннего слуха выступают как единый смысловой комплекс. При этом мышление музыканта воспроизводит не только конечную цель, но и те действия, посредством которых она будет решена.
Итак, проведенный анализ исследуемого вопроса дает основание сделать следующие выводы:
Чтение нот с листа, как вид музыкальной деятельности является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом художественной деятельности. Это означает: чтение музыки с листа есть акт ее интерпретации.
Процесс чтения нот с листа представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность.
При чтении нот с листа участвуют: зрение, слух, осязание и моторика, что представляет собой сложный психофизиологический процесс.
Развитый навык игры нот с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, действие которой осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Список литературы
- Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. [Текст] / Л.А. Баренбойм – М.: Советский композитор, 1973. – 270 с.
- Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. [Текст] / Т.Л. Беркман – М.: Просвещение, 1977. – 104 с.
- Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь. [Текст] / Ю.С. Булучевский – М.: Музыка, 1986. – 216 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. [Текст] / А.Л. Готсдинер – М.: МИП “Магистр”, 1993. – 190 с.
- Гофман Й. Фортепианная игра. [Текст] / Й. Гофман – М: Музыка, 1961. – 224 с.
- Коган Г.М. Работа пианиста. [Текст] / Г.М. Коган – М.: Музыка , 1963. – 342 с.
- Музыкальная энциклопедия. Т.6. [Текст] – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 672 с.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд.3-е. [Текст] / Г.Г.Нейгауз - М.: Музыка, 1967.- 310 с.
- Николаев Л.В. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. [Текст] / Л.В. Николаев – М.: Музыка, 1995. – 265с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. [Текст] / В.И.Петрушин – М.: ВЛАДОС, 1997. – 383 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. [Текст] / Б.М. Теплов – М.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
- Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. [Текст] / С.Е. Фейнберг – М.: Советский композитор, 1978. – 598 с.
- Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с учащимися – пианистами. // Вопросы инструментальной подготовки. [Текст] / К.А. Цатурян – М.: Музыка, 1971. – с.65-97
- Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. [Текст] / Г.И. Шахов – М.: Музыка, 1996. – 189 с.