Тема урока "Добро и зло"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
  • прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
  • воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
  • формировать потребность совершать добрые дела;
  • формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
  • развивать творческие способности учащихся.

Основные термины и понятия: добро, зло.

Ход урока

I. Организация класса

II. Повторение, обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- О чём вы читали дома? Кто хочет задать классу свой вопрос по теме? А я приготовила вам кроссворд. См. Презентацию

По горизонтали:

  1. Христианский служитель религиозного культа.
  2. Сообщество верующих в исламе, весь исламский мир.
  3. Тот, кто бережёт, сохраняет что-либо.
  4. В иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы.

По вертикали:

  1. Название буддийской общины.
  2. Авторитетный учитель, ведущий верующих по пути, указанному Буддой.
  3. Глава мусульманской общины, руководитель общественной молитвы.
  4. Служитель богов в древних религиях.
  5. В христианстве: лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства.
  6. В переводе с греческого – “надсматривающий”.

Ответы: 1. Священник. 2. Умма. 3. Хранитель. 4. Раввин.

1. Сангха. 5. Лама. 6. Имам. 7. Жрец. 8. Диакон. 9. Епископ.

III. Актуализация знаний

...Крошка-сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?

- Знакомы ли Вам эти строки? Определите тему сегодняшнего урока.

IV. Изучение нового

1. Знакомство с притчей “Бабочка” (в исполнении С.Копыловой)

– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)

– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)

– Как вы понимаете смысл этой притчи?

– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

2. Определение понятий

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.

У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.

– А теперь работайте в паре. Попробуйте дать определения:

Добро – это...

Зло – это...

Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль:

Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

- Запишите в тетрадь следующие определения этих понятий.

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

3. Знакомство с притчей “Солнце и ветер”

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили, кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только получше застегнул плащ, съёжился и зашагал быстрее.

Тогда за дело принялось солнце. “Смотри, сказало он ветру, - я буду действовать по-другому, ласково”. И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и подставил солнцу своё лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его.

Вот так Солнце, действуя по-доброму, победило.

4. Практикум

а) На доске такие же значки, как и в рабочих листах. На карточках записаны черты характера.

- Распределим качества – “помощники добра” и “помощники зла”

Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, гнев, честность, тактичность, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, спокойствие, агрессивность.

б) Итак, мы провели чёткую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? Приведите примеры, где, казалось бы, делая добро, мы совершаем зло.

Оцените ситуацию:

Ситуация 1. Маша получила “2” и для того, чтобы мама её меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Ситуация 2. Чтобы лучший друг не получил “2” за контрольную, Костя дал ему списать задания из своей тетрадки.

5. Высказывания о добре

Прочтите, что говорили о добре и зле известные люди.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

(Василий Осипович Ключевский – видный русский историк к.19 – н.20 века)

Не уставайте делать добро! (А. Чехов)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)

Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)

– Выберите из этих высказываний одно и запишите в свою тетрадь.

6. Воплощение образов добра и зла

- Давайте посмотрим, как разные художники воплотили в своих произведениях образы добра и зла как две противоположности в жизни.

Кто на этом рисунке воплощает добро, а кто – зло? Почему? Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!

Что здесь является воплощением добра, а что – зла? Почему туча – это образ

зла? Какими свойствами она обладает, что она несёт? А когда облака бывают на небе? Чем они освещаются?

На рисунке бабочки отсутствуют привычные белый и чёрный цвета, но и тем не менее, противоположные образы здесь выражены. Как? Через опалённое крыло. Здесь огонь – образ зла.

Проблемная ситуация: Есть ли на этом рисунке образ зла? Можем ли мы здесь черный цвет рассматривать как противоположность белому? Что же выражает как бы перевернутое дерево в земле? (корни). Подумайте: корни, сокрытые землей, их не видно, но они белого цвета, и при этом из них вырастает прекрасное дерево. О чем нам хотел сказать художник? (О том, что добро хорошо совершать незаметно, в своём сердце, тогда результаты будут радовать всех окружающих).

7. Игра “Ассоциации”

Д –

О –

Б –

Р –

О

 

З –

Л –

О

8. Знакомство с притчей “Два волка”

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...”

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.

V. Итог урока

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!

VI. Домашнее задание

Всем:

Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь. Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

По выбору:

  1. Подобрать пословицы о добре и зле.
  2. Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
  3. Сочинение “Добро и зло в русских народных сказках”.
  4. Рисунок “Воплощение образов добра и зла”.
  5. Придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.

Видеоролик на песню “Дорогою добра” См. Приложение 3