Цель
Образовательная:
- Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, распространение в природе и применение; познакомить с гидридами и летучими водородными соединениями путём сочетания коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, использования различных форм и методических приёмов.
Развивающая:
- Развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия, определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по степеням окисления элементов,
Воспитательная:
- Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу; привить любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире, формировать культуру безопасного обращения с веществами.
Оборудование и материалы: вода, минеральная вода, образцы оксидов, нашатырный спирт, соляная кислота, презентация “Оксиды”. Рабочая тетрадь по химии, 8 класс, О.С.Габриелян. Учебник по химии 8 класс, О.С.Габриелян.
Тип урока. Комбинированный урок (с использованием презентации).
Форма урока. Фронтальная, индивидуальная, групповая (выполнение проекта).
Структура урока
1. Организационное начало и постановка целей урока.
2. Актуализация необходимых знаний и умений (по теме предыдущего урока “Степень окисления”), включая проверку домашних заданий (параграф §17, по рабочей тетради стр.58 №1-9).
Учащиеся
- дают определение степени окисления,
- называют элементы с постоянной степенью окисления,
- по правилу определяют степень окисления бинарного соединения (письменно в рабочей тетради стр.61, №10),
- дают названия бинарным соединениям ( по карточкам – фронтально)
- по названию бинарного соединения, используя степени окисления, выводят формулу (письменно по рабочей тетради стр. 61, №11-12).
- По итогам этого этапа урока выставляются и комментируются оценки.
3. Объяснение нового материала “Важнейшие классы бинарных соединений”.
В тетради записывается тема урока.
Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины. Есть и жидкий минерал, доминирующий на нашей планете. Что же это за минерал, вы ответите мне, когда разгадаете загадку.
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед -
И радуга и лед. (Вода).
Вода Н2О – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете. Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км2. Льдом покрыто 20% суши, вода влияет на климат. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Без воды невозможно представить жизнь человека. Показ презентации “Оксиды” (составили и представили две ученицы). (Слайд №2).
Запишите формулу воды в тетрадь и дайте химическое название.
Записывается определение оксидов. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления -2. (Слайд №3).
Повторяем способ формирования названия бинарных соединений на примере оксидов: “оксид” “элемента” (степень окисления, если она переменная). Упражнение “Не прерви цепочку” (Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Учитель поднимает карточку, показывает всем, ученик дает название оксиду. Работа по цепочке.)
Рассмотрим три формулы веществ, разгаданных вами. Чем они отличаются? (учащиеся говорят, что в первых двух формулах на первом месте стоит неметалл, а в третьей формуле – металл. )
Классификация оксидов: оксиды металлов – основные, оксиды неметаллов – кислотные. (слайд№4).
Приглашаются к доске два ученика и выполняют задание в учебнике О.С.Габриеляна на стр.97 №1, один – выписывает и называет оксиды металлов, другой – оксиды неметаллов.
Углекислый газ СО2 – оксид углерода (IV), диоксид углерода (запись в тетрадь). (Слайд №5).
- Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
- Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические - глюкозу, крахмал и выделяют кислород.
- Образуется углекислый газ при дыхании и сгорании топлива, при тлении и гниении органических веществ, содержится в вулканических газах.
- Минеральные источники содержат углекислый газ.
- При увеличении давления до 60 атм. Углекислый газ превращается в бесцветную жидкость, которая используется при тушении пожара. При испарении этой жидкости образуется твердая снегообразная масса. Её прессуют и получают “сухой лёд”, используемый для хранения мороженого и пищевых продуктов. Ценность сухого льда заключается не только в его охлаждающем действии, но и в том, что продукты в углекислом газе не плесневеют, не гниют.
Угарный газ СО – оксид углерода (II) (запись в тетрадь) образуется при неполном сгорании топлива, в выхлопных газах. Очень опасный для здоровья, загрязняет атмосферу. Используется в металлургии для восстановления металлов из их оксидов, при обработке мяса животных и рыбы для придания им цвета (Слайд №6).
Негашёная известь СаО – оксид кальция (запись в тетрадь). Белое тугоплавкое вещество, которое энергично взаимодействует с водой, образуя гашёную известь, применяемую в строительстве. Оксид кальция используется в производстве сахара. (Слайд №7).
Кварцевый песок, кремнезём, горный хрусталь, кварц, яшма, кремень, аметист, опал SiO2 – оксид кремния (запись в тетрадь). Используется в производстве стекла, огнеупоров, в строительстве, в производстве ювелирных украшений. (Слайд №8).
Боксит (глина), рубин, сапфир, корунд Al2O3 – оксид алюминия (запись в тетрадь). Используется в ювелирном деле, в металлургии, как огнеупорный материал, катализатор. (Слайд №9).
В презентации представлены и другие оксиды. Оксид хрома(III) – Cr2O3 –кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. (Слайд №10).
Оксид цинка – используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила)
Другие классы бинарных соединений.
Гидриды металлов – твердые, нелетучие и тугоплавкие вещества, в которых атомы водорода и металла связаны ионной связью, водород в этих соединениях имеет степень окисления -1 (отрицательную). Примеры. (Запись в тетрадь).
Соединения неметаллов с водородом являются летучими, кроме воды, хорошо растворимы в воде. Например: хлороводород НСl, растворяясь в воде, образует хлороводородную или соляную кислоту; аммиак Н3N ( чаще NH3), растворяясь в воде, образует нашатырный спирт. (Демонстрация веществ, запись в тетрадь.)
4. Физкультминутка.
5. Закрепление материала, изученного на уроке (по рабочей тетради стр. 64 №7).
6. Контроль и оценка учебных достижений учащихся.
Экспресс-тест (самопроверка), пишут на листочках и проверяют, ставят оценку.
1). Оксиды – это: (Слайд №11).
А) вещества, в состав которых входит водород
б) вещества, в состав которых входит кислород
в) вещества, в состав которых входят металлы
2). Как называется оксид СО2:
а) оксид углерода (II)
б) угарный газ
в) оксид углерода (IV)
3). Степень окисления водорода -1 в веществе с формулой:
а) НСl;
б) СаН2;
в) NH3
4). К оксидам относят вещество:
а) СаО;
б) СаН2;
в) СаСl
5). Сумма индексов в формуле боксита:
а) 2;
б) 3;
в) 5
7. Подведение итогов.
- Что узнали нового?
- Что было наиболее интересным?
- О чем хотелось бы узнать больше?
Выставление оценок за урок.
8. Задание на дом (параграф 18, по рабочей тетради стр.62, № 1-7).