Цели:
- развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие умения работать в группе.
Ход игры
Ведущий. Ребята, сегодня в нашей школе пройдёт игра «Экспресс эрудитов».
Экспресс – это скоростной поезд. Эрудит – это человек, обладающий глубокими, всесторонними знаниями.
Каждый класс сегодня – экспресс, который будет путешествовать по станциям. На каждой станции вас ждут сложные, но очень интересные задания по разным темам. Вы получаете маршрутный лист, в котором указана последовательность станций. В этот же лист будут выставляться баллы, набранные вами на станциях. В конце игры будет определён класс-победитель, в котором учатся самые эрудированные ребята.
Время пребывания на каждой станции 7 минут. Музыка подскажет вам, когда нужно отправляться в путь к следующей станции.
Все экспрессы готовы? В путь! Удачи вам!
I. Станция «Математическая».
1. Задачи.
- По двору ходили гуси. Всего у них было 22 ноги. К ним подошли двое козлят. Сколько стало ног? (30)
- У Васи и Коли вместе 15 марок. Вася подарил Коле 2 марки. Сколько стало у них вместе марок? (15)
- Стоят в поле два дуба. У каждого дуба по три ветки, на каждой ветке по 5 яблок. Сколько всего яблок? (Ни одного. На дубах яблоки не растут.)
2. Сколько квадратов на рисунке?
(10)
3. Эстафета.
29 – (6 + 8) = …(Т) 69 – 44 – 19 = …(Л) 18 + 18 – 23 = …(И)
27 – 18 + 2 = …(О) 48 – 37 + 6 = … (Н) 32 + 9 – 29 = … (О)
17 + 17– 29 =…(Ч)
11 |
15 |
6 |
13 |
5 |
17 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
(Отлично.)
II. Станция «Игры со словами».
1. Угадайте, какое слово нужно вписать в клетки, чтобы вместе с буквами, стоящими рядом, получились новые слова.
- Слово в клетках означает остаток дерева. (Пень.)
сту |
|
- Слово в клетках означает домашнее мурлыкающе животное. (Кот.)
лета |
|
2. Составьте из букв как можно больше слов. Буквы можно читать как по часовой стрелке, так и обратно.
(Оклад, клад, доклад, док, код, лад, ад, ода, до. Около, кол, лот, тол, ток, кот, лото, лоток, окот, околоток, кок, око.)
3. Анаграммы.
Переставь буквы в словах так, чтобы получились новые слова.
насос – ……. шрам – …….
масло – ……. корт – …….
автор – ……. баян – …….
банка – ……. зов – …….
(Сосна, смола, товар, кабан, марш, крот, баня, воз).
III. Станция «Ребусная».
IV. Станция «Литературная».
1. Сказочные предметы.
Восстановите оторванную часть листка.
(Самолёт, кладенец, скороходы, самогуды, самобранка, невидимка.)
2. Хозяин домика.
Зачеркните буквы, которые встречаются в каждой строчке один раз, и узнаешь имена хозяев домиков – обезьянки, ослика, свинки. Из каких сказок они?
(Чичи. К.И. Чуковский «Доктор Айболит». Иа-Иа. Хрю-Хрю. А. Милн «Вини-Пух и все остальные».)
3. Стая ворон.
Колдунья превратила литературных героев в ворон. Все имена начинаются с кар.
Отгадайте их и злые чары развеются.
- Тот, кто у Клары украл кораллы.
- Попугай из сказки К. И. Чуковского «Айболит».
- Папа Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»
- Мальчик из повести Я. Лари, вместе со своей сестрой Валей совершивший полёт на стрекозе.
- Смешной толстячок с пропеллером из повести А. Линдгрен.
- Приятель Самоделкина, весёлый человечек с необыкновенным носом, из сказок Ю. Дружкова.
- Акула из стихотворения К. Чуковского «Айболит».
(1. Карл. 2. Карудо. 3. Карло. 4. Карик. 5. Карлсон. 6. Карандаш. 7. Каракула.)
V. Станция «Загадкино».
Отгадайте загадки. Впишите отгадки в вертикальные ряды. Если ответы будут вписаны правильно, то буквы по горизонтали в выделенных клетках составят текст русской пословицы.
1. Утка в море,
Хвост на заборе. (Ковш.)
2. Ходит, ходит,
А в избу не входит. (Дверь.)
3. Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. (Буквы.)
4. Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи.)
5. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб.)
6. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь.)
7. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица.)
8. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)
9. Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет даёт. (Свеча.)
10. Весь день на воде,
А водой не насытится. (Утка.)
11. Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок. (Паук.)
12. Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (Ручка.)
13. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга.)
14. Весь день усами шевелят
И время узнавать велят. (Часы.)
15. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я .... (Осьминог.)
VI. Станция «Природоведческая».
1. Блиц-опрос.
- Какая птица выводит зимой птенцов? (Клёст.)
- Вьют ли перелётные птицы гнёзда в тёплых странах? (Нет.)
- Какой жук носит название месяца, в котором родился? (Майский).
- Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Есть шипы.)
- Какое травянистое растение расцветает весной первым? (Мать-и-мачеха.)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.)
- У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)
- Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)
- Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушки.)
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
- Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)
- Какие звери летают? (Летучая мышь, белка-летяга.)
- Что значит выражение «Волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)
- Каких зверей называют «шатунами»? (Медведей, не спящих зимой.)
2. Игра «Танграм».
Из восьми одинаковых треугольников сложите изображение лисы и зайца.
VII. Станция «Спортивная».
- Эстафеты с предметами.
- Прыжки в мешках.
- Кольцеброс.
VIII. Станция «Игровая».
1. Игра «Берег – море».
Линейное построение двух команд напротив друг друга. По команде «Море!» – прыжок вперёд. По команде «Берег!» – прыжок назад. Тот, кто ошибается или покачивается – выбывает.
2. Игра «Воробьи – вороны».
Линейное построение двух команд напротив друг друга. Одна из команд – воробьи, другая – вороны. Ведущий произносит первые два слога во – ро – команды сближаются. Если ведущий заканчивает слогом – ны, вороны перетягивает воробьёв к себе в команду. Если слогом – бьи, то воробьи перетягивают ворон. Пойманные участники становятся членами другой команды и продолжают играть за новую команду. Побеждает команда, в которой в конце игры больше игроков.
Станции «Спортивная» и «Игровая» выполняют функцию физкультминуток. В маршрутном листе это третья и шестая станции.
IX. Подведение итогов. Награждение.
Литература:
- Дружинина М.В. Поиграем в слова! Головоломки, шарады, загадки. – Москва, 1997.
- Игра «Ребусы». – Киров, 2001.
- Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль, 2002.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. – Москва, 1998.
- Корякина Л.В. Математика. Задачи в стихах. 1–4 классы. – Волгоград, 2008.
- Соколова А.В. Интеллектуальные игры. – Москва, 2008.
- Сухинин И. Литературные приключения. – Москва, 2000.