Метапредметная тема: «Знание и информация»
Предметная тема: Внешний угол треугольника
Метапредметная цель: сформировать понятие и вывести свойство внешнего угла треугольника в процессе отбора нужной информации путем применения ранее полученных знаний.
Цели урока:
- Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания не только по математике, но и в других областях школьных знаний;
- Развивающая: развивать умение выбирать из потока информации необходимую для решения математических задач;
- Обучающая: создать условия для усвоения понятия внешнего угла треугольника и применения его свойства при решении задач;
Тип урока: изучение нового материала
Необходимые ресурсы, материалы:
- карточки с заданиями;
- операционная система Windows XP;
- презентация Microsoft Power Point (Приложение 4);
- мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент:
Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычный урок.
II. Мотивация:
Ребята, я всегда думала, что «Знание – сила». Но в интернете, в одной статье, прочитала, что этот афоризм сейчас потерял свою актуальность, в связи с появлением современных средств массовой информации. Зачем нужны знания, когда все можно найти в Интернете. И была, конечно, удивлена.
Вопрос классу:
- Как вы думаете, ребята, потерялось ли значение афоризма «Знание – сила»? (ответы учащихся)
- Согласны ли вы с мнением автора статьи?
Сегодня мы на уроке геометрии попробуем разобраться, действительно ли потерялось значение афоризма? Тема нашего урока «Знание и информация» (слайд 1) (Приложение 4). Эту тему мы рассмотрим на примере нового вида угла. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Знание и информация», а тему по геометрии запишем чуть-чуть попозднее, оставьте строчку.
III. Актуализация знаний учащихся:
– Вы изучили, очень много видов угла. Давайте сейчас мы их вспомним (ответы учащихся)
– Молодцы, вы перечислили все виды углов. Те углы, которые вы назвали, нарисованы на листочках, которые лежат у вас на столе. (Приложение 1)
Задание классу: К каждому рисунку соотнесите название угла с правой стороны. Он зашифрован одной буквой. При правильном соотнесение у вас получится слово.
Cлово «компьютеры»
С появлением компьютеров стало возможным получать поток «информаций». Вы сейчас тоже из множества информации выбрали необходимую, показали свои знания.
Цель: научиться из потока информации выбирать необходимую и преобразовать ее в знание. (слайд 2)
IV. Изучение нового материала
Мы с вами повторили все виды углов, какие вы знаете. Но у вас остался еще один угол без названия, под № 10. Я выведу рисунок крупным планом на экран. (слайд 3)
Вопросы по рисунку:
- Какие виды углов есть на рисунке?
- Назовите угол смежный с углом АСВ в DАСВ, где находится по отношению треугольнику?
У нас появляется новый вид угла. Как мы можем назвать его? Значит, тема, нашего урока по геометрии «Внешний угол треугольника» (слайд 4)
Попробуем дать определение внешнего угла треугольника, что такое внешний угол треугольника?
У вас на столах есть листочек, на котором прописаны словосочетания и предложения. (Приложение 2) на слайде 6
Задание классу: Выбрать те словосочетания или предложения, из которых сложится определение внешнего угла треугольника. Записывать определение не нужно, нужно записать только цепочку из цифр, глядя одновременно на рисунок внешнего угла треугольника (слайд 5)
(Проверка и запись цепочки на доске у нескольких учеников)
Чтобы получить точное определение, я вам предоставляю один из видов информаций, цифровую: 1→3→6→8(слайд 7). Используя цифровую информацию и логическую цепочку, сформулируем определение внешнего угла треугольника и запишем его в тетрадь. Прочитайте, что вы записали.
Чтобы удостовериться, что мы получили правильное, точное определение, обратимся к учебнику. Сравним наше определение с данным в учебнике (работа с учебником)
Вопрос классу: Как вы думаете, сколько внешних углов имеет треугольник? (после ответа учащихся слайд 8)
Итак, ребята, получая определение внешнего угла треугольника, мы с вами думали, т.е включили мыслительную деятельность. А полученную информацию превратили в знание.
Вопрос классу: Как вы думаете, владея только информацией т.е определением внешнего угла треугольника, мы можем решать задачи. Нам этой информации достаточно? (ответы учащихся)
Значит, нам нужна еще «информация» о внешнем угле треугольника. А эту информацию мы получим в ходе выполнения лабораторной работы.
Задание классу: (парная работа)
- На столах инструкций лабораторной работы
- Все измерения записываете прямо на листочках в таблицу, а вывод – в тетрадь. (Приложение 3).
Вопрос классу: Прочитайте, какой вывод вы записали?
Мы с вами получили свойство внешнего угла треугольника
Внешний угол треугольника равен сумме двух углов, не смежных с ним. (слайд №9)
Итак, выполняя лабораторную работу, мы использовали «информацию» для получения свойства внешнего угла треугольника, которю преобразовали в знание. Мы все говорим «информация», «знание». Как вы их понимаете?
Вопрос классу:
- Что такое информация? (слайд 10)
- Что такое знание? (слайд 11) (ответы учащихся)
Мы с вами применяли различные виды информации, старались выбирать необходимую. Правильно выбранную использовали для получения определения и свойства внешнего угла треугольника. Значит превратили ее в знание. А сейчас полученные знания будем использовать в ходе решения задач по готовым чертежам. (слайды 12–15)
V. Закрепление
VI. Итог урока:
А сейчас вернемся к началу урока. Нужны ли знания в настоящее время? Потерялось ли значение афоризма: «Знание – сила» ? Не всякая информация является знанием. Нужно правильно выбирать и применять ее. Знания сохраняются долго, мы можем использовать их в любое время, а информация приходит и уходит быстро. Знание – это клад, а умение учиться ключ к нему
VII. Рефлексия: (слайд 15)
- Я на уроке узнал……………………. ……
- Мне на уроке понравилось……………….
- Меня удивило, что………………………..
- В дальнейшем я …………………………
Урок заканчивается китайской мудростью. (слайд 16)
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню
Дай сделать – и я пойму.