МКОУ ДОД "Центр Детского Творчества" – многопрофильное учреждение дополнительного образования, осуществляющее свою деятельность на территории Троицкого муниципального района в семи направлениях:
- Художественное-эстетическое направление
- Эколого-биологическое направление
- Военно-патриотическое направление
- Туристко-краеведческое направление
- Научно-техническое направление
- Физкультурно-спортивное направление
- Культурологическое направление
- Социально-педагогическое направление
МКОУ ДОД "Центр Детского Творчества" организует и проводит массовые мероприятия по всем направлениям деятельности, ведет методическую работу по организации дополнительного образования и воспитания, организует и проводит массовые районные соревнования, обеспечивает участие обучающихся в областных, российских, международных соревнованиях.
В нашем большом и дружном коллективе трудятся 117 человек:
- Основных педагогических работников – 40 человек
- Педагогов-совместителей – 67 человек
- Технических работников– 7 человек
- Административных работников – 6 человек.
Одним из важных направлений деятельности МКОУ ДОД «Центр Детского Творчества» является эколого-биологическое, основной целью которого является повышение экологической культуры обучающихся.
В 2011-2012 учебном году в МКОУ ДОД «Центр Детского Творчества» осуществляло деятельность в данном направлении 6 педагогов дополнительного образования в 7 объединениях.
В 7 группах разных годов обучения (от 1 до 5) занималось 102 обучающихся.
В рамках программы «Родной край» в 2011-2012 учебном году реализовывались следующие образовательные программы:
№ |
Название программы |
Руководитель |
Образовательное учреждение |
Цель |
1 |
Экология Челябинской области |
Лакман Л.В. |
МКОУ «Яснополянская СОШ» |
Изучение сущности экологических процессов, законов, взаимосвязей Челябинской области. |
2 |
«Цветик семицветик» |
Иванова О.В. |
МКОУ ДОД «ЦДТ» |
Знакомство с разнообразием цветочно-декоративных растений, их биологическими особенностями. |
3 |
«Живчик» |
Иванова О.В. |
МКОУ ДОД «ЦДТ» |
Формировать у школьников целостного представления о взаимосвязях человека, природы и общества. |
4 |
«Родничок» |
Полушвайко Г.П. |
МКОУ ДОД «ЦДТ» |
Изучение природы, важнейших аспектов её развития и динамики конкретной местности на основе использования доступных для учащихся методов. |
5 |
«Экология растений» |
Минина О.В. |
МКОУ «Новомирская СОШ» |
Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природе и к себе как части природы. |
6 |
«Школьное лесничество» |
Игликова К.Е |
МКОУ «Нижнесанарская СОШ» |
Приобщение обучающихся к миру природы, пониманию её ценности каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном зелёном доме. |
7 |
«Юный эколог» |
Савицкая Н.А. |
МКОУ «Каракульская ООШ» |
Изучение природы, важнейших аспектов её развития и динамики конкретной местности на основе использования доступных для учащихся методов. |
О результативности образовательных программ можно судить по уровню участия в мероприятиях муниципального, областного уровней.
Активнее всех принимали участие в мероприятиях обучающиеся педагогов дополнительного образования Ивановой О.В., Лакман Л.В., Игликовой К.Е.
В вышеназванных программах для педагогов дополнительного образования стало приоритетном изучение экологии в краеведческом аспекте: Савицкая Н.А. – комплексное исследование сельского озера, Игликова К.Е. – изучение явлений и объектов в заповеднике «Уразаевский», Полушвайко Г.П. – работа по выявлению особенностей природы, истории родного края и выявление взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами. В данных направлениях в течении года производились необходимые методические рекомендации, а так же индивидуальные консультации с педагогами дополнительного образования по вопросам образовательной деятельности в объединении.
Методическое объединение педагогов эколого-биологического направления определило основные задачи деятельности объединения в 2011-2012 учебном году:
– Природоохранная работа в объединениях;
– Расширение охвата обучающихся;
– Развитие углублённого интереса к сельскохозяйственным наукам;
– Совершенствование форм и методов учебно-исследовательской деятельности.
С решением поставленных задач в целом педагоги дополнительного образования справились успешно, за исключением последнего пункта. В каждую из программ внесены разделы по природоохранной работе, формирование и пополнение информационно-методического материала проводится педагогами постоянно. Контингент обучающихся на данный момент, преимущественно средний и старший школьный возраст, необходим более широкий охват младшего школьного возраста. В январе 2012 года с этой целью был проведён традиционный районный конкурс юных экологов «Тропинка» для 1-5 классов, в котором приняли участие почти все образовательные учреждения района, а победитель районного конкурса обучающиеся из МКОУ «Яснополянская СОШ» (Руководитель Иванова О.В.) защищали честь района на зональном конкурсе, где, к сожалению, заняли лишь 5 место, вместо 2 на прошлогоднем конкурсе.
В связи с непростой социально-экономической ситуацией на селе одна из неопределённых задач деятельности объединений – привлечение к сельскому труду обучающихся разных возрастов. Эта задача решается во всех школах активизацией деятельности учебно-опытных участков.
С целью демонстрации и достижений исследовательской, опытнической работы школьников в области растениеводства в октябре 2011 года была поведена VI выставка плодов и овощей «Живи, Земля!», на которой 5 образовательных учреждений продемонстрировали достижения своих пришкольных участков.
Участие в заочных конкурсах исследовательских работ и викторинах стимулирует обучающихся к творческой деятельности, корректирует работу педагогов по образовательным программам.
Повышение уровня образовательного процесса, работа в названных направлениях, определяет основные цели и задачи на будущий год, и ставит новые, таковыми являются:
– Социально-экологическая деятельность;
– Информатизация образовательного процесса;
– Пропаганда валеологического образования;
– Усиление научно-исследовательской деятельности.
Природоохранная работа на данный момент проводится только силами членов объединения, но для большей эффективности необходимо привлечение населения, с целью достижения данной цели в ноябре были запущены акции «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца» и «Покормите птиц зимой».
Новые технологии диктуют новые требования. Информатизация образовательного процесса, в рамках национального проекта «Образование» требует наличие ИКТ компетенции не только у педагогов, но и у обучающихся. Работа с различными ЦОРами, использование компьютерных технологий при проведении различных исследовательских работ, оформление материала в виде презентации на конкурсы, свободное пользование Интернетом улучшают качество образовательного процесса и существенно расширяют кругозор обучающихся.
Пропаганда валеологического образования – закономерная необходимость сегодняшнего времени, известно, что по статистике более половины выпускников имеют IV категорию здоровья, поэтому воспитание валеологической культуры, бережного отношения к собственному здоровью, является важным направлением в образовательных программах МКОУ ДОД «Центр Детского Творчества».
Хороший уровень учебно-исследовательской деятельности подтверждается высокими результатами на научно-исследовательских конференциях городского, муниципального уровня (ПДО Сивулько), но исследовательская работа нуждается в более углублённом, научном подходе, к тому же профессиональная компетенция большинства педагогов позволяет успешно заниматься самообразованием и координировать научно-практическую деятельность обучающихся.
Цели, поставленные на 2012-2013 учебный год перед педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления, являются актуальными и согласуются с общими целями и задачами МКОУ ДОД «Центр Детского Творчества».