Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: способствовать созданию условий для самостоятельного открытия учащимися распределительного закона умножения относительно сложения.
Задачи:
- Формировать представление о формулировке и записи распределительного закона умножения относительно сложения через формулу; умение по применению на практике распределительного закона умножения относительно сложения и записи его в общем виде, используя буквы.
- Развивать математическую речь, логическое мышление, умения сравнивать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, размышлять, отыскивать разные решения, классифицировать, обобщать, формулировать выводы и отстаивать свою точку зрения.
- Продолжить работу по воспитанию любви к предмету, любознательности, чувства сопереживания и уважительного отношения к мнению одноклассников, культуры общения.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Средства обучения: учебник, карточки, пословица, мультимедийная доска (проектор), смайлики.
Используемая литература:
- Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство “Учебная литература”:Издательский дом “Фёдоров”,2008. Часть I.
- И.И.Аргинская “Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе”, издательство “Учебная литература”, 2006г.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока |
1. Психологический настрой детей на урок | Учитель: - Сегодня очень хороший солнечный день. - Давайте мы улыбнёмся друг другу. - Пусть наш урок будет интересным и даст нам возможность открыть новые знания. - Желаю всем нам успеха! В путь! - Один мудрец однажды сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся!” - В чём заключается смысл данной пословицы? (Слайд 1) - А для чего же мы изучаем такую сложную науку, как математика? (Высказывания детей ) |
2. Актуализация знаний с последующей мотивацией. | 1) Учитель: - Предлагаю решить логические задачи в группах. (деление класса на 3 группы) 1 группа. Валя и Наташа учатся в одном классе.“Я всегда захожу в четвёртый кабинет от начала коридора”, - сказала Наташа. “А я захожу в четвёртый кабинет от его конца”, - сказала Валя. Ск. кл. комнат на этом этаже? (7 комнат.) 2 группа. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Каково отчество Васиной мамы? (Семёновна) 3 группа. Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (за 4 минуты) Учитель: - Слово предоставляется представителям от каждой группы. (выслушивается и оценивается работа всех групп) - Молодцы! Все хорошо потрудились!. 2) Учитель: - Посмотрите на следующее задание. - Что можете сказать про эту запись? 20, 12, 11. (Слайд 2) Высказывания детей: - Это числа. Их три. Все они натуральные. Здесь есть чётные и нечётные числа. Они двузначные. Числа записаны в порядке убывания. ... и т.д. Учитель: - Какое задание вы бы предложили своим одноклассникам, используя данные числа? Высказывания детей : - Найти лишнее число. - Разделить числа на группы и дополнить эти группы своими числами. - Расположить числа в порядке возрастания. - Найти сумму (разность) этих чисел. - Представить числа в виде суммы разрядных слагаемых. ...и т.д. Учитель: - А кто из вас внимательный? Есть ли какая-то связь этих чисел с сегодняшним днём? Высказывания детей : - Это дата: 20 декабря 2011 год. Учитель: - Молодцы! Вы очень наблюдательны. |
3.Математи-ческий диктант. | Учитель: - А сейчас проведём зарядку для ума – математический диктант. В тетрадях записываем только значение выражений... (диктант) Учитель: - Обменяемся тетрадями и проверим друг друга по образцу. (Слайд №3.) 15, 56, 54, 2, 49, 74, 79, 6, 100, 66 Учитель: - Встаньте те ребята, которые не допустили ни одной ошибки. - Молодцы. - Какие знания вам были нужны при выполнении диктанта? Высказывания детей : - Знание компонентов сложения, вычитания, умножения и деления, таблицы умножения, деления, сложения, вычитания.Умение понимать задание и правильно выполнять действия с числами. ... и т.д. Учитель: - Молодцы! Спасибо за старание. Учитель: - Представьте три наименьших числа, из записанных нами чисел в виде суммы одинаковых слагаемых. Запишите результаты в тетради. Высказывания детей :
Учитель: - Представьте каждое из этих чисел в виде произведения двух множителей. Высказывания детей : (получить разные записи)
Учитель: - Как вы думаете, для чего нам нужны знания таблицы умножения? - Когда ею можно заменить сложение? Высказывания детей : (о связи сложения с умножением) Учитель: - Да, сегодня нам эти знания очень пригодятся. - Мы для себя откроем ещё одну связь между сложением и умножением. |
4.Постановка проблемы в актуализации знаний. | Учитель: - Что записано? (Слайд 4)
Высказывания детей : - Выражения. Учитель: - Сравните выражения каждой пары. - Чем похожи выражения каждой пары? Высказывания детей : - Использованы одни и те же числа. - И там, и там встречается умножение и сложение. - Выражение решается в несколько действий. Учитель: - Чем они отличаются? Высказывания детей : - Наличием скобок. Количеством действий. - Порядком действий. Учитель: - Попробуйте, опираясь на свои знания, найти значения выражений. - Что интересного заметили? - В чём особенность получившихся значений? Высказывания детей: - Одинаковый результат. Учитель: - Попытайтесь сформулировать вывод, почему значения записанных выражений одинаковы? Высказывания детей: - Вывод: в первой паре мы сумму чисел умножали на число, во второй паре мы находили значение суммы, где каждое слагаемое дано в виде произведения чисел. Найдя значения выражений, мы увидели, что они равны между собой. Учитель: -Давайте сформулируем наше новое знание. Высказывания детей: - Вывод: при умножении суммы на число значение выражения не изменится, если умножить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить. Учитель: - Где мы можем проверить нашу гипотезу? Высказывания детей: |
5. Формулировка темы урока. | Учитель: - Откройте учебник на стр.93. (Слайд 5) - Прочитаем утверждение, которое здесь записано. Учитель: - Сравните данное утверждение с тем, которое мы сделали сами. (Высказывания детей) Учитель: - Какое открытие сделали? Высказывания детей : - Узнали новое свойство действий – распределительное свойство умножения относительно сложения. |
6. Физминутка. | Учитель: - Давайте отдохнём и будем дальше на примерах использовать свойство умножения относительно сложения, с которым познакомились. (Слайд 6) |
7. Первичное закрепление. | Учитель: - Вы думаете, что всё самое интересное уже позади? - Нет, всё ещё впереди. - Выполним пункт 3, №168. Работать будем в парах. (Составь ещё три пары похожих выражений и найди их значение) - Проверим варианты решений на доске. - С каким свойством умножения познакомились? - Как звучит новое математическое свойство? Высказывания детей : (воспроизводят переместительное свойство умножения относительно сложения) Учитель: - Какова наша задача на уроке? Высказывания детей : - Применять новые знания при решении задач и примеров. Учитель: - Предлагаю записать формулу в общем виде, используя буквы а,в,с, опираясь на выполненные выражения в предыдущих заданиях. Высказывания детей : - (а+в)*с=а*с+в*с (Слайд 7) Учитель: - Сравните нашу формулу с формулой в учебнике на стр.93, пункт 6, №168. - Почему разные записи? Высказывания детей : - Вывод: это одинаковые формулы. Можно использовать разные буквы. А вместо переменных можно поставить любое натуральное число. |
8. Самостоятельная работа. | Учитель: - Выполним пункт 7, №168. Вам предлагается решить 2 выражения по выбору. - При выполнении каких заданий мы можем применить этот закон? Высказывания детей : - При решении задач, примеров, ... Учитель: - На следующих уроках вам предстоит узнать, где ещё применяется распределительное свойство умножения относительно сложения. |
9.Работа с геометрическим материалом. | Повторение стр.95. №171. (Слайд 8) Учитель: - Как называется фигура, которая изображена на стр.95, №171? Высказывания детей: - Многоугольник. - Восьмиугольник. Учитель: - Можем ли мы найти площадь этой фигуры? - Как это сделать? Высказывания детей: - Разбить фигуру на прямоугольники, найти их площади и полученные площади сложить. - Представить визуально прямоугольники. 2). Нахождение площади фигуры. Учитель: -Сам-но найдите S фигуры любым способом. Высказывания детей : (Слайд 9)
(После выполнения №171 проводится проверка, во время которой выявляются рациональные способы нахождения площади данной фигуры). Учитель: - Какие способы нахождения площади на ваш взгляд самые рациональные? Почему? Высказывания детей :
- Требуют меньше всего выполнения действий и вычислений. - Достраиваем до прямоугольника и находим его S. |
10. Физминутка. | - Я буду проговаривать команды для движений, которые вы должны показывать, а сама при этом буду выполнять другие движения. Проверим, кто из вас самый внимательный. |
11. Работа над решением составной задачи. | Учитель: - Учебник стр.94 №170. Прочитайте 1, а затем 2 задачи. (Слайд 10) - Предлагаю составить краткую запись к задаче, пользуясь таблицей. - Сравните задачи. Чем они похожи? Высказывания детей : (По содержанию и сюжету. Встречаются одинаковые числа.) Учитель: - В чём их основное различие? Высказывания детей: - Количество детских и женских платье в 1 задаче различно, а во 2-й - одинаково. Учитель: - Реши обе задачи по действиям или выражением. Высказывания детей:
Учитель: - Для какой задачи можно составить более короткое числовое выражение? Высказывания детей: - Запись 3*5+2*5 можно заменить записью (3+2)*5 Учитель: - Какое свойство умножения применяется при его решении? Высказывания детей: (распределительное свойство умножения относительно сложения) Учитель: - Проверим версию, выполнив вычисления. |
12. Итог урока. Д/з | - Ребята, дома вы продолжите закреплять
навык применения нового свойства при решении №171
(пункты 3,4), где будете находить периметры
прямоугольников и №169 (выбираете 1 столбик) (Слайд
11) - Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам. Продолжи фразу: (Слайд 12)
- Какое вы сегодня сделали открытие? - Как формулируется распределительный закон умножения относительно сложения? - Где мы можем его использовать? |
13. Рефлексия. | - Как вы сами оцениваете свою работу на
уроке. - Кому вы скажите спасибо за работу на уроке? - У каждого из вас, на парте, лежит смайлик. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока. - Вспомните слова мудреца, сказанные в начале урока: “Не для школы, а для жизни мы учимся!” - Как вы их понимаете сейчас? -А теперь крепко потрите свои ладошки, так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками соседа. - На этом мы и заканчиваем наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. |