Урок математики по теме "Распределительный закон умножения относительно сложения"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: способствовать созданию условий для самостоятельного открытия учащимися распределительного закона умножения относительно сложения.

Задачи:

  • Формировать представление о формулировке и записи распределительного закона умножения относительно сложения через формулу; умение по применению на практике распределительного закона умножения относительно сложения и записи его в общем виде, используя буквы.
  • Развивать математическую речь, логическое мышление, умения сравнивать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, размышлять, отыскивать разные решения, классифицировать, обобщать, формулировать выводы и отстаивать свою точку зрения.
  • Продолжить работу по воспитанию любви к предмету, любознательности, чувства сопереживания и уважительного отношения к мнению одноклассников, культуры общения.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Средства обучения: учебник, карточки, пословица, мультимедийная доска (проектор), смайлики.

Используемая литература:

  • Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство “Учебная литература”:Издательский дом “Фёдоров”,2008. Часть I.
  • И.И.Аргинская “Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе”, издательство “Учебная литература”, 2006г.

Ход урока

Этапы урока Ход урока
1. Психологический настрой детей на урок Учитель:

- Сегодня очень хороший солнечный день.

- Давайте мы улыбнёмся друг другу.

- Пусть наш урок будет интересным и даст нам возможность открыть новые знания.

- Желаю всем нам успеха! В путь!

- Один мудрец однажды сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся!”

- В чём заключается смысл данной пословицы? (Слайд 1)

- А для чего же мы изучаем такую сложную науку, как математика? (Высказывания детей )

2. Актуализация знаний с последующей мотивацией. 1) Учитель:

- Предлагаю решить логические задачи в группах. (деление класса на 3 группы)

1 группа. Валя и Наташа учатся в одном классе.“Я всегда захожу в четвёртый кабинет от начала коридора”, - сказала Наташа. “А я захожу в четвёртый кабинет от его конца”, - сказала Валя. Ск. кл. комнат на этом этаже? (7 комнат.)

2 группа. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Каково отчество Васиной мамы? (Семёновна)

3 группа. Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (за 4 минуты)

Учитель:

- Слово предоставляется представителям от каждой группы.

(выслушивается и оценивается работа всех групп)

- Молодцы! Все хорошо потрудились!.

2) Учитель:

- Посмотрите на следующее задание.

- Что можете сказать про эту запись? 20, 12, 11. (Слайд 2)

Высказывания детей:

- Это числа. Их три. Все они натуральные.

Здесь есть чётные и нечётные числа. Они двузначные. Числа записаны в порядке убывания.

... и т.д.

Учитель:

- Какое задание вы бы предложили своим одноклассникам, используя данные числа?

Высказывания детей :

- Найти лишнее число.

- Разделить числа на группы и дополнить эти группы своими числами.

- Расположить числа в порядке возрастания.

- Найти сумму (разность) этих чисел.

- Представить числа в виде суммы разрядных слагаемых. ...и т.д.

Учитель:

- А кто из вас внимательный? Есть ли какая-то связь этих чисел с сегодняшним днём?

Высказывания детей :

- Это дата: 20 декабря 2011 год.

Учитель: - Молодцы! Вы очень наблюдательны.

3.Математи-ческий диктант. Учитель:

- А сейчас проведём зарядку для ума – математический диктант. В тетрадях записываем только значение выражений... (диктант)

Учитель:

- Обменяемся тетрадями и проверим друг друга по образцу. (Слайд №3.)

15, 56, 54, 2, 49, 74, 79, 6, 100, 66

Учитель:

- Встаньте те ребята, которые не допустили ни одной ошибки. - Молодцы.

- Какие знания вам были нужны при выполнении диктанта?

Высказывания детей :

- Знание компонентов сложения, вычитания, умножения и деления, таблицы умножения, деления, сложения, вычитания.Умение понимать задание и правильно выполнять действия с числами. ... и т.д.

Учитель: - Молодцы! Спасибо за старание.

Учитель:

- Представьте три наименьших числа, из записанных нами чисел в виде суммы одинаковых слагаемых. Запишите результаты в тетради.

Высказывания детей :

  • 2=1+1
  • 6=3+3
  • 6=2+2+2
  • 6=1+1+1+1+1+1
  • 15=5+5+5
  • 15=3+3+3+3+3
  • 15=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1

Учитель:

- Представьте каждое из этих чисел в виде произведения двух множителей.

Высказывания детей : (получить разные записи)

  • 2=1*2
  • 2=2*1
  • 6=2*3
  • 6=3*2
  • 6=6*1
  • 6=1*6
  • 15=5*3
  • 15=3*5
  • 15=15*1
  • 15=1*15

Учитель:

- Как вы думаете, для чего нам нужны знания таблицы умножения?

- Когда ею можно заменить сложение?

Высказывания детей :

(о связи сложения с умножением)

Учитель:

- Да, сегодня нам эти знания очень пригодятся.

- Мы для себя откроем ещё одну связь между сложением и умножением.

4.Постановка проблемы в актуализации знаний. Учитель: - Что записано? (Слайд 4)
  • (3+5)*3...
  • 3*3+5*3
  • (4+2)*2...
  • 4*2+2*2

Высказывания детей :

- Выражения.

Учитель:

- Сравните выражения каждой пары.

- Чем похожи выражения каждой пары?

Высказывания детей :

- Использованы одни и те же числа.

- И там, и там встречается умножение и сложение.

- Выражение решается в несколько действий.

Учитель:

- Чем они отличаются?

Высказывания детей :

- Наличием скобок. Количеством действий.

- Порядком действий.

Учитель:

- Попробуйте, опираясь на свои знания, найти значения выражений.

- Что интересного заметили?

- В чём особенность получившихся значений?

Высказывания детей:

- Одинаковый результат.

Учитель:

- Попытайтесь сформулировать вывод, почему значения записанных выражений одинаковы?

Высказывания детей:

- Вывод: в первой паре мы сумму чисел умножали на число, во второй паре мы находили значение суммы, где каждое слагаемое дано в виде произведения чисел. Найдя значения выражений, мы увидели, что они равны между собой.

Учитель:

-Давайте сформулируем наше новое знание.

Высказывания детей:

- Вывод: при умножении суммы на число значение выражения не изменится, если умножить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.

Учитель:

- Где мы можем проверить нашу гипотезу?

Высказывания детей:

5. Формулировка темы урока. Учитель:

- Откройте учебник на стр.93. (Слайд 5)

- Прочитаем утверждение, которое здесь записано.

Учитель:

- Сравните данное утверждение с тем, которое мы сделали сами. (Высказывания детей)

Учитель:

- Какое открытие сделали?

Высказывания детей :

- Узнали новое свойство действий – распределительное свойство умножения относительно сложения.

6. Физминутка. Учитель:

- Давайте отдохнём и будем дальше на примерах использовать свойство умножения относительно сложения, с которым познакомились. (Слайд 6)

7. Первичное закрепление. Учитель:

- Вы думаете, что всё самое интересное уже позади?

- Нет, всё ещё впереди.

- Выполним пункт 3, №168. Работать будем в парах.

(Составь ещё три пары похожих выражений и найди их значение)

- Проверим варианты решений на доске.

- С каким свойством умножения познакомились?

- Как звучит новое математическое свойство?

Высказывания детей :

(воспроизводят переместительное свойство умножения относительно сложения)

Учитель:

- Какова наша задача на уроке?

Высказывания детей :

- Применять новые знания при решении задач и примеров.

Учитель:

- Предлагаю записать формулу в общем виде, используя буквы а,в,с, опираясь на выполненные выражения в предыдущих заданиях.

Высказывания детей :

- (а+в)*с=а*с+в*с (Слайд 7)

Учитель:

- Сравните нашу формулу с формулой в учебнике на стр.93, пункт 6, №168.

- Почему разные записи?

Высказывания детей :

- Вывод: это одинаковые формулы. Можно использовать разные буквы. А вместо переменных можно поставить любое натуральное число.

8. Самостоятельная работа. Учитель: - Выполним пункт 7, №168.

Вам предлагается решить 2 выражения по выбору.

- При выполнении каких заданий мы можем применить этот закон?

Высказывания детей :

- При решении задач, примеров, ...

Учитель:

- На следующих уроках вам предстоит узнать, где ещё применяется распределительное свойство умножения относительно сложения.

9.Работа с геометрическим материалом. Повторение стр.95. №171. (Слайд 8)

Учитель:

- Как называется фигура, которая изображена на стр.95, №171?

Высказывания детей:

- Многоугольник. - Восьмиугольник.

Учитель:

- Можем ли мы найти площадь этой фигуры?

- Как это сделать?

Высказывания детей:

- Разбить фигуру на прямоугольники, найти их площади и полученные площади сложить.

- Представить визуально прямоугольники.

2). Нахождение площади фигуры.

Учитель:

-Сам-но найдите S фигуры любым способом.

Высказывания детей : (Слайд 9)

  • 1 способ: 6*6=36(см2)
  • 2 способ: 6*3+4*3+2*3=36(см2)
  • 3 способ: 9*4=36(см2)
  • 4 способ: 3*2+6*2+9*2=36(см2)

(После выполнения №171 проводится проверка, во время которой выявляются рациональные способы нахождения площади данной фигуры).

Учитель:

- Какие способы нахождения площади на ваш взгляд самые рациональные? Почему?

Высказывания детей :

  • 6*6=36(см2)
  • 9*4=36(см2)

- Требуют меньше всего выполнения действий и вычислений.

- Достраиваем до прямоугольника и находим его S.

10. Физминутка. - Я буду проговаривать команды для движений, которые вы должны показывать, а сама при этом буду выполнять другие движения. Проверим, кто из вас самый внимательный.
11. Работа над решением составной задачи. Учитель:

- Учебник стр.94 №170. Прочитайте 1, а затем 2 задачи. (Слайд 10)

- Предлагаю составить краткую запись к задаче, пользуясь таблицей.

- Сравните задачи. Чем они похожи?

Высказывания детей : (По содержанию и сюжету. Встречаются одинаковые числа.)

Учитель: - В чём их основное различие?

Высказывания детей:

- Количество детских и женских платье в 1 задаче различно, а во 2-й - одинаково.

Учитель:

- Реши обе задачи по действиям или выражением.

Высказывания детей:

  • 1 задача: 3*5+2*4=23(м)
  • 2 задача: 3*5+2*5=25(м)

Учитель:

- Для какой задачи можно составить более короткое числовое выражение?

Высказывания детей:

- Запись 3*5+2*5 можно заменить записью (3+2)*5

Учитель: - Какое свойство умножения применяется при его решении?

Высказывания детей:

(распределительное свойство умножения относительно сложения)

Учитель: - Проверим версию, выполнив вычисления.

12. Итог урока. Д/з - Ребята, дома вы продолжите закреплять навык применения нового свойства при решении №171 (пункты 3,4), где будете находить периметры прямоугольников и №169 (выбираете 1 столбик) (Слайд 11)

- Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам. Продолжи фразу: (Слайд 12)

  • Я узнал (а) ...
  • Я повторил (а) ...
  • Я научился (лась) ...

- Какое вы сегодня сделали открытие?

- Как формулируется распределительный закон умножения относительно сложения?

- Где мы можем его использовать?

13. Рефлексия. - Как вы сами оцениваете свою работу на уроке.

- Кому вы скажите спасибо за работу на уроке?

- У каждого из вас, на парте, лежит смайлик. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.

- Вспомните слова мудреца, сказанные в начале урока: “Не для школы, а для жизни мы учимся!”

- Как вы их понимаете сейчас?

-А теперь крепко потрите свои ладошки, так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками соседа.

- На этом мы и заканчиваем наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.