Урок-путешествие по теме "Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-путешествие с элементами соревнования

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес через игровую форму работы на уроке;
  • развивать математически грамотную речь, внимание;
  • развивать логическое мышление, воображение, память

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, терпеливости, упорство в достижении цели;
  • воспитывать умение работать в парах, группах, уважительно относится к мнению своих одноклассников

Формы работы на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • работа в парах, группах

Оборудование и средства обучения:

  • Ноутбук, интерактивная доска;
  • Презентация к уроку;
  • Раздаточный материал для учащихся (карточки для индивидуальной работы, для работы в парах, группах в конвертах);
  • Карта маршрута путешествие;
  • Корабли с флагами, черная метка, сундук, пират с канатами для устного счета, морские чайки с уравнениями;
  • Сундук с золотыми шоколадными пиастрами.

Сценарий урока:

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя, жеребьевка.

2. Устная фронтальная работа.

а) опрос правил;

б) “Разминка”

3.

а) определение курса движения кораблей;

б) “Море задач” - конкурс капитанов.

4. “Остров скелетов” (чайки с уравнениями).

5. Физминутка.

6. “Кочки в болоте”.

7. “Бой с пиратами”.

8. Тест - код для сундука с кладом.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок математики по теме “Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями” (слайд №1).

Наверное, каждый из вас мечтал стать путешественником-искателем приключений. На этом уроке у вас будет такая возможность, так как проведем мы его в виде увлекательного морского путешествия по мотиву романа Роберта Луиса Стивенсона “Остров сокровищ”. Этот роман повествует о приключениях нескольких смельчаков, решивших разбогатеть (слайд №2).

За сундук с несметными богатствами, который был зарыт на острове, боролись две команды: команда отважного юноши Джима Хокинса и команда пиратов во главе с одноногим Джоном Сильвером. Чтобы добраться до этого сундука нам предстоит выполнить много различных заданий и показать свои знания и умения по данной теме.

Вначале нам надо определить, кто же получит черную метку и поплывет под пиратским флагом? Попрошу капитанов подойти ко мне (жеребьевка). Я вручаю вам конверт с картой на которой указан путь к острову с зарытым кладом. Также у вас на столах конверты с заданиями, которые надо будет выполнять согласно карте (слайд №3).

2. Актуализация ЗУН.

а) Прежде чем отправиться в путешествие надо подготовить корабли к отплытию, проверить багаж и силы экипажа. А для этого ответим на мои вопросы:

  1. Что показывает числитель дроби? (на сколько частей делят целое)
  2. Что показывает знаменатель дроби? (сколько частей целого берут)
  3. Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями?
  4. Сформулируйте основное свойство дроби.
  5. Какая дробь называется правильной, неправильной?
  6. Как привести дроби к общему знаменателю?
  7. Сформулируйте правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

б) проверим силы с помощью конкурса “Разминка” (слайд №4 - №8).

Сравните дроби:

3. Работа по теме урока

Итак, корабли к путешествию готовы. Полный вперед (слайд №9). Настал момент, когда искатели сокровищ выходят в открытое море, но чтобы узнать курс движения кораблей надо выполнить следующее задание (слайд №10).

Определение курса движения кораблей.

Расположите дроби в порядке убывания.

А Д П А З

9/10; 7/8; 4/5; 3/4; 1/2

З А П А Д

Корабли плывут на запад (слайд №11), теперь за штурвалы взялись капитаны команды и выруливают согласно заданному курсу.

Конкурс капитанов (слайд №12).

Команда Джима Хокинса

За первый день плавания на корабле было израсходовано тонн топлива, за второй на тонны больше, а за третий на тонны меньше, чем за второй день. Сколько тонн топлива было израсходовано за три дня?

Команда Джона Сильвера

На корабль погрузили тонны пресной воды. В первый день израсходовали тонны, во второй на тонны больше, чем в первый. Сколько тонн пресной воды осталось?

Молодцы! Капитаны успешно справились с этим заданием. Движемся дальше.

“Остров скелетов” (слайд №13).

Справа по борту остров скелетов. Преодолеть эту преграду нам помогут морские чайки, только после того как мы решим уравнения. (По одному ученику из команды решают уравнения на доске, после передают мел, любому члену команды, для каждой команды два вида чаек).

Команда Джима Хокинса             Команда Джона Сильвера

Наконец показывается тот самый остров, где зарыты сокровища (слайд№14).

Кто же до него доберется быстрее? Пираты или Джим Хокинс. Пираты злые и коварные, но Джон Сильвер ничего не сделает Джиму, а почему? Потому что Джим каждое утро делает зарядку!

4. Физминутка

Присоединимся и мы к нему, чтобы взбодриться и сбросить усталость, перед тем как причалить к берегу (слайд №15).

“Болотные кочки”.

Причалив к берегу, следуя указаниям карты, все направляются в лес и попадают в непроходимые топи (слайд №16). Продолжить маршрут можно только по болотным кочкам, а для этого в пустые окошечки надо вставить пропущенные числа (слайд №17).

Команда Джима Команда пиратов

Молодцы! Вся команда прошла через болото, но тут раздаются ружейные выстрелы. Пираты не могут больше ждать, им нужны сокровища и команда Джима вступает в бой с пиратами.

Математический бой.

Команда по цепочке выполняет задание на карточках (слайд №18). (Приложение 1)

Победителями в этом тяжелом бою стала команда...

Наконец то сундук найден, приключения подходят к концу, но чтобы открыть сундук, нужен код к замку (слайд №19). Командам осталось выполнить последнее задание.

Тест.

Решив тест, вы получите код (слайд №20). (Приложение 2)

Сундук открыт (слайд №21), давайте, посмотрим какие в нем сокровища.

(ЗНАНИЯ - ЭТО КЛАД). Так вот ребята, клад, который мы так стремились сегодня найти - это ваши знания, которые вы сегодня успешно показали. Но, помимо того клада, которым каждый из вас обладает, вы нашли сокровища Флинта, это золотые пиастры. Вы награждаетесь за ваше усердие, целеустремленность и старания. Вы молодцы!

5. Домашнее задание

Ну и в заключении мне бы хотелось процитировать слова нашего русского писателя Л.Н. Толстого, и задать вам на дом творческое задание (написать сочинение-рассуждение по этой цитате) (слайд №22).

6. Итоги урока.

Пришло время подвести итоги нашего путешествия.

  • Что необходимо было знать, чтобы преодолеть препятствия и найти сундук?
  • Что было необычным на уроке?
  • Что показалось самым интересным?
  • Что больше всего понравилось и запомнилось?

Наше путешествие закончилось. Спасибо за урок. До свиданья! (слайд №23)