Урок-морское путешествие "Переселяем множество". 4-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: закрепить представление о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить умение определять принадлежность элементов множеству;
  • развивать навыки определения характера взаимоотношений между множествами (множество – подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечение)

Развивающие:

  • формирование навыков работы в коллективе и самоконтроля.

Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся;
  • аккуратность, внимание.

Оборудование:

Техническое:

  • компьютерный класс;
  • мультимедийный проектор;

Программное:

  • Операционная система Windows ХР
  • приложения Microsoft Office 2003: PowerPoint.

Презентация “Морское путешествие”.

Другое:  Таблица “ Отметка достижений” (Приложение 1)

План урока:

  1. Организационный момент (4 мин.)
  2. Повторение понятия “множество”(10 мин.)
  3. Повторение понятий “подмножество” и “пересечение множеств”(20 мин)
  4. Рефлексия (3 мин.)
  5. Домашнее задание (2 мин.)
  6. Итоги урока.(1мин.)

Ход урока

1. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, вы хорошо отдохнули на каникулах, поэтому с новыми силами мы продолжим изучать программный материал. Сегодня нам необходимо вспомнить некоторые понятия, которые мы изучали в третьем классе. Я предлагаю совершить необычное морское путешествие!

Отправимся мы в путь на кораблике. Правда, пока кораблик не имеет названия. Поэтому я вам буду загадывать загадки. А вы запоминайте первые буквы отгадок, из них нужно будет составить название нашего корабля. Слайд №1

Загадки:

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)

Крепко сбит да невысок,
На носу – крепкий рог,
Кто его дразнить посмеет –
Того он на рог подденет. (носорог)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка. (одуванчик)

Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. (жираф)

Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ... (енот)

Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (слон)

Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный... (тигр)

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я –    (ворона) "

Погоняемый кнутом,
Мчится в упряжи, потом
Травку щиплет целый день
Стройный северный ... (олень)!

Правильно отвечающие ученики делают отметку достижений Приложение 1. (Название кораблика - МНОЖЕСТВО)

Итак, определились с названием кораблика, теперь пора познакомиться с темой нашего урока. Слайд №2

2. Повторение понятия “множество”.

  1. Назовите элементы множества “дни недели”
  2. Сколько элементов в этом множестве?
  3. Приведите еще примеры множеств и назовите число элементов в нем.
  4. Какое множество мы называем пустым?
  5. Приведите пример такого множества.

Итак, пора отправляться в плавание, но для этого мы должны позаботиться о запасах. Запасы мы получим, выполнив несколько заданий.

Выполнение №1 на стр. 2 учебника. Слайд №3

Ну вот, с едой все в порядке, но мы забыли про питьевую воду, ее тоже нужно заработать.

Выполнение №2 на стр. 2 учебника. Слайд №4

Правильно отвечающие ученики делают отметку достижений Приложение 1.

3. Повторение понятий “подмножество” и “пересечение множеств”

Пора нам познакомиться с картой путешествия. Слайд №5.

Посмотрите, какие интересные места мы с вами посетим: Остров Поиграй, Полуостров Мыслитель, Мыс Художников, Водопад Разум.

Первая остановка – Остров Поиграй.

Пока мы в пути, ответьте на несколько вопросов Слайд №6:

  • Назовите рисунок, на котором изображено множество и его подмножество (1).
  • Назовите рисунок, на котором изображено пересечение множеств (3).
  • Назовите рисунок, на котором изображены два множества, не имеющих пересечение (2).

Земля за бортом! А что на карте? Слайд №7

Вот мы и прибыли на остров. Слайд №8

По его названию можно догадаться, чем мы будем с вами заниматься.

Нас кто-то встречает!

Кто это?

  1. Игра “Назови подмножество”
  2. Игра “Что на пересечении”

Мне кажется, что пора отправляться дальше. До свидания, Слоненок! До новых встреч!

Слайд №9

А пока мы в пути, активные ученики делают отметку достижений Приложение 1.

Слайд №10

Мне кажется, что мы прибыли на место. Действительно, это - Полуостров Мыслитель.

Только вот житель или веселый или умный нам попался. Давайте пообщаемся!

Зайчик вам дал задание, придется доказывать свое право пребывания на полуострове.

Самостоятельная работа – задание №3 на стр.3

Проверка Слайд №11

Ребята делают отметку в таблице Приложение 1.

Спасибо, Зайчик! Счастливо оставаться!

Наше путешествие продолжается. Слайд №12

Следующий причал – Мыс Художников. И здесь нас уже ждут. Слайд №13

Выполнение задания №4. Слайд №14

Активные учащиеся делают отметку в таблице Приложение 1.

Спасибо, Художник, нам пора плыть дальше! Слайд №15

Еще чуть-чуть и мы у цели, а пока – физкультминутка! Проводит капитан. Слайд №16

Молодцы!

Итак, последняя остановка. Мы с вами у Водопада Разум. Вот это да, нас уже два жителя встречают. Да, красота какая! Даже дух захватывает!

Что-то Щенок нам говорит, давайте пообщаемся! Слайд №17

Выполнение задания №5 на стр.4 учебника с последующей проверкой Слайд №18

Да, ребята, нам действительно пора уже возвращаться! Слайд №19

Активные учащиеся делают отметку достижений Приложение 1.

4. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подведем итоги. Понравилось вам наше морское путешествие?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Какое понятие мы сегодня повторяли?
  • Приведите пример множества, назовите его элементы и их количество.
  • Приведите пример пересекающихся множеств.
  • Приведите пример непересекающихся множеств.
  • Приведите пример множества и его подмножества.
  • Приведите пример пустого множества.

Активные учащиеся делают отметку достижений Приложение 1.

5. Домашнее задание Слайд №20

№6 на стр. 4 учебника

В это время учитель собирает таблицы “Отметка достижений” и по количеству отметок выставляет оценки.

Итоги урока. Слайд №21

Учитель сообщает оценки учащимся.

В оставшееся время можно предложить учащимся выполнить задание №7 на стр.5

Используемая литература (Слайд №22).

  1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс. –М. Баласс, 2011 г.
  2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. –М. Баласс, 2006 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://raskraskirus.ru
  2. http://www.kidsrisunki.ru
  3. http://fotki.yandex.ru
  4. http://allpictures.ru
  5. http://www.kidsrisunki.ru
  6. http://www.gdefon.ru