Цель урока: закрепить представление о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить умение определять принадлежность элементов множеству;
- развивать навыки определения характера взаимоотношений между множествами (множество – подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечение)
Развивающие:
- формирование навыков работы в коллективе и самоконтроля.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся;
- аккуратность, внимание.
Оборудование:
Техническое:
- компьютерный класс;
- мультимедийный проектор;
Программное:
- Операционная система Windows ХР
- приложения Microsoft Office 2003: PowerPoint.
Другое:
Таблица “ Отметка достижений” (Приложение 1)План урока:
- Организационный момент (4 мин.)
- Повторение понятия “множество”(10 мин.)
- Повторение понятий “подмножество” и “пересечение множеств”(20 мин)
- Рефлексия (3 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
- Итоги урока.(1мин.)
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.
Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, вы хорошо отдохнули на каникулах, поэтому с новыми силами мы продолжим изучать программный материал. Сегодня нам необходимо вспомнить некоторые понятия, которые мы изучали в третьем классе. Я предлагаю совершить необычное морское путешествие!
Отправимся мы в путь на кораблике. Правда, пока кораблик не имеет названия. Поэтому я вам буду загадывать загадки. А вы запоминайте первые буквы отгадок, из них нужно будет составить название нашего корабля. Слайд №1
Загадки:
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
Крепко сбит да невысок,
На носу – крепкий рог,
Кто его дразнить посмеет –
Того он на рог подденет. (носорог)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка. (одуванчик)
Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. (жираф)
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ... (енот)
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (слон)
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный... (тигр)
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) "
Погоняемый кнутом,
Мчится в упряжи, потом
Травку щиплет целый день
Стройный северный ... (олень)!
Правильно отвечающие ученики делают отметку достижений Приложение 1. (Название кораблика - МНОЖЕСТВО)
Итак, определились с названием кораблика, теперь пора познакомиться с темой нашего урока. Слайд №2
2. Повторение понятия “множество”.
- Назовите элементы множества “дни недели”
- Сколько элементов в этом множестве?
- Приведите еще примеры множеств и назовите число элементов в нем.
- Какое множество мы называем пустым?
- Приведите пример такого множества.
Итак, пора отправляться в плавание, но для этого мы должны позаботиться о запасах. Запасы мы получим, выполнив несколько заданий.
Выполнение №1 на стр. 2 учебника. Слайд №3
Ну вот, с едой все в порядке, но мы забыли про питьевую воду, ее тоже нужно заработать.
Выполнение №2 на стр. 2 учебника. Слайд №4
Правильно отвечающие ученики делают отметку достижений Приложение 1.
3. Повторение понятий “подмножество” и “пересечение множеств”
Пора нам познакомиться с картой путешествия. Слайд №5.
Посмотрите, какие интересные места мы с вами посетим: Остров Поиграй, Полуостров Мыслитель, Мыс Художников, Водопад Разум.
Первая остановка – Остров Поиграй.
Пока мы в пути, ответьте на несколько вопросов Слайд №6:
- Назовите рисунок, на котором изображено множество и его подмножество (1).
- Назовите рисунок, на котором изображено пересечение множеств (3).
- Назовите рисунок, на котором изображены два множества, не имеющих пересечение (2).
Земля за бортом! А что на карте? Слайд №7
Вот мы и прибыли на остров. Слайд №8
По его названию можно догадаться, чем мы будем с вами заниматься.
Нас кто-то встречает!
Кто это?
- Игра “Назови подмножество”
- Игра “Что на пересечении”
Мне кажется, что пора отправляться дальше. До свидания, Слоненок! До новых встреч!
Слайд №9
А пока мы в пути, активные ученики делают отметку достижений Приложение 1.
Слайд №10
Мне кажется, что мы прибыли на место. Действительно, это - Полуостров Мыслитель.
Только вот житель или веселый или умный нам попался. Давайте пообщаемся!
Зайчик вам дал задание, придется доказывать свое право пребывания на полуострове.
Самостоятельная работа – задание №3 на стр.3
Проверка Слайд №11
Ребята делают отметку в таблице Приложение 1.
Спасибо, Зайчик! Счастливо оставаться!
Наше путешествие продолжается. Слайд №12
Следующий причал – Мыс Художников. И здесь нас уже ждут. Слайд №13
Выполнение задания №4. Слайд №14
Активные учащиеся делают отметку в таблице Приложение 1.
Спасибо, Художник, нам пора плыть дальше! Слайд №15
Еще чуть-чуть и мы у цели, а пока – физкультминутка! Проводит капитан. Слайд №16
Молодцы!
Итак, последняя остановка. Мы с вами у Водопада Разум. Вот это да, нас уже два жителя встречают. Да, красота какая! Даже дух захватывает!
Что-то Щенок нам говорит, давайте пообщаемся! Слайд №17
Выполнение задания №5 на стр.4 учебника с последующей проверкой Слайд №18
Да, ребята, нам действительно пора уже возвращаться! Слайд №19
Активные учащиеся делают отметку достижений Приложение 1.
4. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подведем итоги. Понравилось вам наше морское путешествие?
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какое понятие мы сегодня повторяли?
- Приведите пример множества, назовите его элементы и их количество.
- Приведите пример пересекающихся множеств.
- Приведите пример непересекающихся множеств.
- Приведите пример множества и его подмножества.
- Приведите пример пустого множества.
Активные учащиеся делают отметку достижений Приложение 1.
5. Домашнее задание Слайд №20
№6 на стр. 4 учебника
В это время учитель собирает таблицы “Отметка достижений” и по количеству отметок выставляет оценки.
Итоги урока. Слайд №21
Учитель сообщает оценки учащимся.
В оставшееся время можно предложить учащимся выполнить задание №7 на стр.5
Используемая литература (Слайд №22).
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс. –М. Баласс, 2011 г.
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. –М. Баласс, 2006 г.
Интернет-ресурсы:
- http://raskraskirus.ru
- http://www.kidsrisunki.ru
- http://fotki.yandex.ru
- http://allpictures.ru
- http://www.kidsrisunki.ru
- http://www.gdefon.ru