Географические координаты. Географическая широта

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: Сформировать представление градусной сети, способах ее использования.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию у учащихся понятия географическая широта, углубить знания о градусной сети.
  • Отработать приемы работы с картой: определение расстояний, направлений в картах с разным масштабом. Научить определять географическую широту
    • для слабых учащихся: 1. ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, 2. продолжить побуждать интерес к предмету путем посильных заданий, позволяя учащимся работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
    • для средних учащихся: 1. закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий; 2. развивать устойчивый интерес к предмету через практические задания.
    • для сильных учащихся: 1.развивать устойчивый интерес к работе с картой через умения выполнять задания повышенной сложности.
  • Способствовать обогащению способностей учащихся.

Дидактическое обеспечение: настенная “Физическая карта полушарий”, “Физическая карта России”, атлас, ПК, мультимедийный проектор.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать: что такое градусная сеть, географическая широта; основные этапы определения географической широты.

Учащиеся должны уметь: определять географическую широту.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Слайд
Этап проверки домашнего задания
Полные ответы на вопросы:

Географическая карта – изображение Земли на плоскости.

Географическая карта. Её достоинства и недостатки.

Сравните глобус и карту.

Фронтальный опрос:

- что такое градусная сеть

- параллель,

- меридиан,

- какое направление показывают параллели,

- какое направление показывают меридианы.

3 человека отвечают.

Остальные следят за ответами одноклассников, дополняют, исправляют.

 

 

Работают вместе с учителем.

 
Тренировочная практическая работа № 4 “Определение направлений по карте”
Работа по вариантам.

Выполняется на листочках.

На работу отводится 10 минут.

(Приложение 1)

Работают с картами, ответы записывают.  
Объяснение нового материала
1) Вводит понятие географическая широта

2) Объясняет правила определения широты, используя физическую карту полушарий

1) Следят за объяснением учителя, работают с атласом.

2) выполняют действия под контролем учителя в карте

1)слайд 1, 2, 3, 4

2) слайд 5, 6.

Первичное закрепление материала
1) Предлагает самостоятельно определить широту точек:

-- Лондон

- Якутск

- Мехико

- Кейптаун

- Берлин

Работает с каждым учащимся на предмет верного определения широты

1) Выполняют предложенные задания, кому не ясно – обращаются к учителю Слайд 7,8,9,10,11

 

 

 

 

 

12

Объяснение нового материала
1) Объясняет правила определения широты, используя физическую карту России 1) Следят за объяснением учителя, работают с атласом.

2) выполняют действия под контролем учителя в карте

Слайд 13, 14
Первичное закрепление материала
1) Предлагает самостоятельно определить широту точек:

- Хабаровск

- Мурманск

- Иркутск

- Москва

- Волгоград

Работает с каждым учащимся на предмет верного определения широты

1) Выполняют предложенные задания, кому не ясно – обращаются к учителю Слайд 15, 16,17, 18,19

 

 

 

 

 

20

Домашнее задание.
П. 12, задание 4 после параграфа.

Методическое обеспечение:

  1. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса./ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.- М.: Дрофа,2002.
  2. Тематическое и поурочное планирование. География: 6 класс./ Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  3. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  4. Материалы курса “Система практических работ по географии в 6 – 10 классах”. Лекции 1-4.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

Итогом данного урока является формирование умения определять географическую широту.


Приложение 1

Практическая работа № 4 “Определение направлений по картам атласа”

1 вариант 2 вариант
1. Какие материки пересекает:
экватор нулевой меридиан
2. Что расположено севернее:
Африка или Евразия? Австралия или Евразия?
3. В каком направлении по отношению к Новосибирску расположены:
- Кемерово,

- Москва,

- Тура,

- Тюмень,

- Норильск

- Владивосток,

- Магадан,

- Сургут,

- Воронеж,

- Салехард

4. Каждая река берет начало в горах и впадает в море. Опишите, как меняется направление течения
реки Обь. Реки Лена.