Цель урока: Сформировать представление градусной сети, способах ее использования.
Задачи урока:
- Способствовать формированию у учащихся понятия географическая широта, углубить знания о градусной сети.
- Отработать приемы работы с картой: определение
расстояний, направлений в картах с разным
масштабом. Научить определять географическую
широту
- для слабых учащихся: 1. ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, 2. продолжить побуждать интерес к предмету путем посильных заданий, позволяя учащимся работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
- для средних учащихся: 1. закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий; 2. развивать устойчивый интерес к предмету через практические задания.
- для сильных учащихся: 1.развивать устойчивый интерес к работе с картой через умения выполнять задания повышенной сложности.
- Способствовать обогащению способностей учащихся.
Дидактическое обеспечение: настенная “Физическая карта полушарий”, “Физическая карта России”, атлас, ПК, мультимедийный проектор.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать: что такое градусная сеть, географическая широта; основные этапы определения географической широты.
Учащиеся должны уметь: определять географическую широту.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайд |
Этап проверки домашнего задания | ||
Полные ответы на вопросы: Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Географическая карта. Её достоинства и недостатки. Сравните глобус и карту. Фронтальный опрос: - что такое градусная сеть - параллель, - меридиан, - какое направление показывают параллели, - какое направление показывают меридианы. |
3 человека отвечают. Остальные следят за ответами одноклассников, дополняют, исправляют.
Работают вместе с учителем. |
|
Тренировочная практическая работа № 4 “Определение направлений по карте” | ||
Работа по вариантам. Выполняется на листочках. На работу отводится 10 минут. (Приложение 1) |
Работают с картами, ответы записывают. | |
Объяснение нового материала | ||
1) Вводит понятие географическая широта 2) Объясняет правила определения широты, используя физическую карту полушарий |
1) Следят за объяснением учителя,
работают с атласом. 2) выполняют действия под контролем учителя в карте |
1)слайд 1, 2, 3, 4 2) слайд 5, 6. |
Первичное закрепление материала | ||
1) Предлагает самостоятельно определить
широту точек: -- Лондон - Якутск - Мехико - Кейптаун - Берлин Работает с каждым учащимся на предмет верного определения широты |
1) Выполняют предложенные задания, кому не ясно – обращаются к учителю | Слайд 7,8,9,10,11
12 |
Объяснение нового материала | ||
1) Объясняет правила определения широты, используя физическую карту России | 1) Следят за объяснением учителя,
работают с атласом. 2) выполняют действия под контролем учителя в карте |
Слайд 13, 14 |
Первичное закрепление материала | ||
1) Предлагает самостоятельно определить
широту точек: - Хабаровск - Мурманск - Иркутск - Москва - Волгоград Работает с каждым учащимся на предмет верного определения широты |
1) Выполняют предложенные задания, кому не ясно – обращаются к учителю | Слайд 15, 16,17, 18,19
20 |
Домашнее задание. | ||
П. 12, задание 4 после параграфа. |
Методическое обеспечение:
- Начальный курс географии. Учебник для 6 класса./ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.- М.: Дрофа,2002.
- Тематическое и поурочное планирование. География: 6 класс./ Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
- Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
- Материалы курса “Система практических работ по географии в 6 – 10 классах”. Лекции 1-4.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.
Итогом данного урока является формирование умения определять географическую широту.
Приложение 1
Практическая работа № 4 “Определение направлений по картам атласа”
1 вариант | 2 вариант |
1. Какие материки пересекает: | |
экватор | нулевой меридиан |
2. Что расположено севернее: | |
Африка или Евразия? | Австралия или Евразия? |
3. В каком направлении по отношению к Новосибирску расположены: | |
- Кемерово, - Москва, - Тура, - Тюмень, - Норильск |
- Владивосток, - Магадан, - Сургут, - Воронеж, - Салехард |
4. Каждая река берет начало в горах и впадает в море. Опишите, как меняется направление течения | |
реки Обь. | Реки Лена. |