Цель: Вызвать интерес к театру и театрализованной деятельности, формировать чувство успешности для каждого ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с театром кукол С. Образцова;
- познакомить с профессией артиста-кукловода;
- обогащать словарь ребёнка, путём введения новых слов (афиша, артисты- кукловоды, театральные куклы, режиссёр ...)
- совершенствовать артистические способности, элементарные навыки управления куклой на ширме;
- побуждать к активному участию в театрализованной игре;
Развивающие:
- способствовать развитию выразительного исполнения образных музыкально-ритмических движений;
- развивать эмоционально выразительную речь, силу голоса, дикцию;
- развивать умение разыгрывать театральные этюды, кукольный спектакль;
- развивать творческие способности детей, фантазию, воображение;
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные партнёрские отношения, умение согласовывать действия в совместной творческой деятельности (постановка спектакля);
- воспитывать бережное отношение к театральным куклам;
Оборудование:
- использование презентации “Театр – творчество - дети”;
- ширма для показа инсценировки;
- театральные куклы для инсценировки “День рождения Машеньки”;
- театральные маски;
- декорации для ширмы: воздушные шары, растяжка-надпись “Поздравляем!”, торт;
- большой, красивый платок;
Ход занятия
Слайд 1,2
Под музыку “В гостях у сказки” дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.
- Ребята, а вы любите сказки?
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру, и прилежному труду,
Говорят, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить!
- А что вы больше любите, слушать или смотреть сказки? А где их можно увидеть? (в театре). Театр – это удивительный мир, где оживает сказка.
- Сегодня у нас необычное занятие: мы побываем в кукольном театре.
Слайд 3
В нашем городе, в Москве, есть замечательный театр, театр кукол. Может кто-нибудь из вас был в этом театре? А почему он так называется – театр кукол? (в этом театре выступают куклы)
Каждый день в театре показывают спектакли. А какой, можно узнать прочитав афишу – это большое, красочное объявление о спектакле (какой спектакль, когда состоится).
Слайд 4,5,6
Театр кукол начинается со сказочных часов, которые расположены над входом в театр. Каждый час кукарекает петух и звучит мелодия “Во саду ли в огороде”, открывается дверка домика и сказочный персонаж приветствует нас под музыку (ослик, или мишка...) Лишь в 12 часов дня они появляются все вместе, по очереди, каждый из своего домика.
Перед театром замирают прохожие, чтобы посмотреть на эти необыкновенные часы. А уж про детей и говорить нечего: они задирают головы, смеются и просят родителей купить билет в театр, чтобы увидеть сказку.
Слайд 7
Создал этот удивительный театр, который знают и любят во всём мире, Сергей Владимирович Образцов.
Он очень любил кукол, и был самым лучшим артистом-кукольником. Стоило ему в руки взять простую куклу, как она тут же оживала и получался смешной номер.
Но самой любимой куклой был этот смешной человечек – Тяпа. Эту куклу ему купила мама, когда ему было 6 лет. Детская игра с годами переросла в профессию. С Тяпой он выступал на протяжении многих лет.
Слайд 8
Зрители приходят в театр за долго до начала спектакля, чтобы рассмотреть удивительную коллекцию театральных кукол. Как вы думаете, откуда в театре такие куклы?
Слайд 9
Все куклы для спектакля изготавливаются здесь же, в мастерских, специальными мастерами.
Слайд 10
Как вы думаете, а куклам кто-то помогает или они сами выступают на сцене или ширме? (люди)
Как называют людей, которые управляют куклами? (их называют кукловоды! (повторите и запомните))
Кукольный театр – это удивительный мир, стоит актёру-кукловоду взять куклу, как вдруг она оживает и начинается спектакль....
Слайд 11
А вы артистами хотите стать?
Тогда скажите мне друзья,
Как можно изменить себя,
Чтоб быть похожим на лису,
Иль волка, или на козу,
На принцессу, на Ягу,
На лягушку, что в пруду?
(изменить голос, чтобы был похож на своего героя)
Под музыку дети выбегают, образуя круг.
Дидактическое упражнение - импровизация с театральными масками: дети примеряют маски, говоря голосом героя (под музыку дети по кругу передают маски, у кого остановилась маска, тот выходит в середину круга и импровизирует...) Игра повторяется 2 раза по 3 маски в кругу.
Музыкальная игра “Угадай, кто под платком?”
- Приглашаю вас, друзья, поиграть с платочком я! (платок необычный, непростой, разноцветный, расписной)
Под музыку дети подскоками бегают врассыпную, музыка закончилась – присели, закрыли глаза. Воспитатель закрывает одного из ребёнка платком.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее угадайте!
Мы платочек поднимаем,
Кто под ним сейчас узнаем!
Ребёнку предлагается изобразить зайку (медведя, лошадку), с помощью движения.
(ребёнок под музыку изображают движение, характерное для того или иного персонажа)
Игра повторяется 3 раза.
Слайд 12
Сегодня я предлагаю вам быть актёрами-кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут куклы!
Я открою вам один секрет. В любом театре есть такая профессия – режиссёр - это помощник актёрам. Он всегда помогает, говорит, что и как лучше сказать на сцене или на ширме.
Я сегодня буду режиссёром. Я предлагаю показать кукольный спектакль “День рождение Машеньки”.
(под музыку дети берут куклы, воспитатель уточняет, как правильно надеть куклу,предлагает пройти за ширму, остальным детям – в зрительный зал)
“Сказка день рождения Машеньки”
Жила-была девочка Машенька. Она была очень добрая, весёлая. Её любили не только подружки, но и зверушки. У Машеньки сегодня день рождения! Ждут Машеньку подарки, поздравления.
(под музыку появляется Машенька и поёт)
Маша:
Я Машенька – красавица,
Я весело живу!
Сегодня день рождения,
Гостей к себе я жду!
(покружилась)
- Это мой любимый праздник, я его так жду, жаль бывает это счастье только раз в году!
Ведущий: - Солнце раненько встаёт, видит Заинька идёт.
Зайка:
Я Зайка – побегайка,
Лисы я не боюсь.
У Маши день рождения –
Я в гости тороплюсь!
Чтобы Маша была ловкой –
Подарю я ей морковку!
- Машенька, поздравляю тебя с днём рождения, прими от меня подарок.
- Спасибо, Зайка, я очень рада, что ты пришёл, оставайся на праздник!
Ведущий: Зайка прошёл к столу, и тут все увидели, как вперевалочку идёт Мишутка.
Мишутка:
Я Мишутка, мёд люблю,
Мёд я Маше подарю.
Вкусный и полезный,
Он от всех болезней!
- С днём рождения поздравляю, весела, здорова будь!
- Спасибо, Мишутка, оставайся на праздник.
Ведущий: Мишутка пошёл и сел рядом с Зайкой. Только уселся Мишутка, как все услышали весёлую песенку Петушка.
Петушок:
Ку-ка-ре-ку! Громко песенку пою!
Вы мне дружно подпевайте,
Кукарекать, начинайте.
Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку!
Подпевайте Петушку!
(вместе со зрителями поёт “Петушок, петушок, золотой гребешок.....”)
- С днём рождения, поздравляю, и букет тебе дарю! (Маша провожает Мишутку к гостям)
Ведущий: - Слышите опять шаги – к Машеньке идёт на праздник Мышка.
Мышка:
Пи-пи-пи, Пи-пи-пи,
Я несу в подарок книжку.
Пусть листает, пусть читает,
Пусть картинки изучает.
- С днём рождения, Машенька!
- Спасибо, Мышка, оставайся на праздник.
Ведущий:
Кто ещё на праздник,
К Машеньке идёт?
Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки?
Котик:
Мяу-мяу! Я Василий, добрый кот!
Машеньке несу на ножки,
Очень модные сапожки!
- Поздравляю с днём рождения! Прими от меня подарок.
(Маша благодарит Котика и гладит его)
- Моим другом оставайся много-много лет!
Ведущий: Котик прошёл и сел рядом Мышкой. Машенька была рада гостям, но с нетерпением ждала свою подругу Дашу. И тут она увидела, что по тропинке идёт Дашенька.
Даша:
Какой чудесный день,
Какой чудесный день!
Я к Машеньке иду,
Подарок ей несу!
- Я открою вам секрет: Нашей Машеньке 5 лет!
- С днём рождения, Машенька! Пусть исполнятся желанья, сбудутся твои мечты!
Машенька: - Я рада, что ты пришла, посмотри, сколько у меня гостей!
(все гости появляются)
Ведущий:
Отмечать нам праздник нужно,
Прямо с раннего утра.
Крикнем радостно и дружно:
С днём рождения! Ура!
Все друзья решили водить хоровод “Каравай” для Машеньки!
(все поют “Каравай”)
Машенька: - Спасибо, мои друзья, что пришли ко мне на праздник!
Ведущий: Вот и закончилось наше представление. Актёры-кукловоды могут выйти из-за ширмы, поклониться зрителям.
Слайд 13
Артистами-кукловодами мы побывали.
Кукольный спектакль, вам показали.
Артисты - просто молодцы!
Давайте похлопаем им от души!
Слайд 14
Под музыку дети прощаются со зрителями, покидают зал. Подвести итог занятия: - Что нового узнали, кем побывали?...