Продолжительность урока 45 мин.
Цели урока: Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме “Формирование средневековых городов”, знакомство учащихся с историей возникновения и расцвета некоторых итальянских городов в период крестовых походов. Повышение общекультурного уровня учащихся.
Обучающая: выяснить степень усвоения и владения понятийным аппаратом, выявить основные причины возникновения городов; обобщить причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами; составить представления о подъеме и расцвете итальянских городов; углубить знания учащихся об устройстве и управлении средневековых городов.
Развивающая: развивать умения отвечать на вопросы, описывать, давать характеристику, делать выводы, устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным; развивать навыки работы с иллюстрациями, научить применять презентации на уроках истории ,развитие монологической речи, развитие аналитических навыков (сравнение, обобщение), развитие умения и навыка групповой работы, развивать познавательный интерес школьников.
Воспитывающая: воспитание интереса и уважения к истории зарубежных стран, воспитание коммуникативной культуры, коллективизма, воспитание уважения к учителю.
Задачи учителя на данном уроке:
- в жатой и увлекательной форме раскрыть особенности устройства средневековых городов;
- коротко и занимательно рассказать учащимся о истории, устройстве, управлении, особенностях и достопримечательностях некоторых итальянских городов;
Форма проведения – нетрадиционный – урок-путешествие.
Форма работы – индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы и приёмы обучения информационно-иллюстративный, частично-поисковый.
Внутрипредметные связи: средневековый город и его обитатели; крестовые походы, католическая церковь в средние века.
Межпредметные связи: русская литература, география, искусство, музыка.
Оформление, оборудование урока и средства обучения:
- ПК, экран, проектор, презентация слайдов, магнитофон, музыкальные записи,
- маршрутный лист, жетоны – ордена, театральные костюмы, выставка книг.
Выступление сопровождается показом слайдов презентации. Применение компьютерной презентации позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала, проводить занятия на более качественном уровне. Визуальная насыщенность урока делает его ярким, убедительным, способствует более быстрому восприятию и запоминанию материала.
Оценка знаний учащихся : оценка учащимся выставляется по количеству набранных ими жетонов (золотых и серебряных монет), а так же по результатам заполнения маршрутных листов с вопросами и заданиями.
Новые понятия и термины изученные на уроке: коммуна, город-государство, тирания, гвельфы, гибеллины
ПЛАН УРОКА
№ | Краткое содержание урока | Приёмы и методы работы | время | № слайда |
1 | Организационный момент | Беседа учителя | 2 мин | 1,2,3 |
2 | Игра “ Путаница” | Проверка знаний | 2 мин. | 4 |
3 | Работа с маршрутным листом | Опрос, проверка знаний | 3 мин | 5,6,7,8 |
4 | Знакомство с г. Венеция | беседа | 2 мин | 9,10,11,12 |
5 | Работа в маршрутных листах | Закрепление новых знаний | 3 мин | 13 |
6 | Управление городом, борьба с сеньорами | Работа с учебником со словарём | 2 мин | 14,15 |
7 | Знакомство с г. Флоренция | Беседа учителя | 2 мин | 16,17 |
8 | Игра “ На средневековой ярмарке” | Групповая инсценировка, работа с текстом | 5 мин | 18 |
9 | Работа с рисунком | Индивидуальная работа с рисунком | 3 мин | |
10 | Знакомство с улицами Флоренции | беседа | 2 мин | 19 |
11 | Знакомство с политической борьбой сеньоров во Флоренции | Работа с учебником, Словарная работа |
5 мин | 20,21 |
12 | Заполнение маршрутного листа | Закрепление изученного материала | 3 мин | 22 |
13 | Знакомство с г. Рим | беседа | 2 мин | 23,24,25 |
14 | Заполнение маршрутного листа | Закрепление изученного материала | 3 мин | 26 |
15 | Работа в маршрутных листах | Проверка знаний | 2 мин | 27 |
16 | Подведение итогов, выставление оценок | индивидуальная | 2 мин | |
17 | Домашнее задание | 1 мин | 28 | |
18 | Обзор выставки литературы | 1 мин |
Ход урока
Слайд 1 Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с городами средневековья и вспомним, где и почему возникали эти города, как был устроен средневековый город, чем занималось проживающее в нём население. Узнаем, кто следил за порядком в городе. Попробуем сравнить города Центральной Европы и Италии. И узнаем когда, и с чего начинается расцвет Итальянских городов.
Ребята, а хотели бы вы побывать в средневековом городе? (Да)
У меня в руках воздушный шар. А знаете почему? (ответ ......)
Правильно. Мы совершим своё путешествие на воздушном шаре.
Слайд 2 Как говорил Александр Твардовский
“Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь
О каком путешествии говорит автор? Ответ (виртуальном)
А как вы думаете, почему мы полетим на воздушном шаре? (ответ ....) Правильно (легче преодолевать высокие и не преступные стены средневековых замков, по улицам средневекового города трудно пройти, лучше на него посмотреть с высоты)
Путешественники обычно составляют схемы и карты, ведут наблюдения, путевые дневники, где составляют описания увиденных земель, записывают свои впечатления.
Слайд 3
У нас тоже есть маршрутный лист . А я буду вашим проводником.
Как вы думаете, какова же цель нашего сегодня урока?
Ответ (Составить описания, заполнить карту, ответить на вопросы) Правильно, сегодня в результате нашего путешествия предстоит заполнить сравнительную таблицу маршрутного листа “Путешествий по средневековым городам”.
А чтобы наш воздушный шар взлетел в небо, мы должны разгадать путаницу,
Слайд 4 (на проекторе или доске слова )
А) РЕТАМИРОП и Б) САЛСАВ
переставьте буквы в слове, и вы получите:
а) титул монарха, главы государства, присвоенный Карлу Великому папой римским (император)
б) слово, которым называли лицо, получившее земельный надел за военную службу (вассал)
За каждый правильный ответ я буду награждать вас орденом. У кого окажется больше всех орденов, получит звание “ Самый умный историк ” нашего города знаний. Ну, а у кого орденов поменьше - могут обменять их на хорошую оценку в классном журнале.
(музыка, “ Менуэт”)
Итак, молодцы, наш шар взлетел, и мы продолжаем наше путешествие. Откройте ваши маршрутные листы.
Звездой отмечен город, где началось наше путешествие,
Слайд 5 город Волоколамск или Волок на Ламе.
А кто знает, почему он получил такое название?
Ответ - (люди поселились на берегу реки Лама, и часто перетаскивали волоком, по земле торговые и военные суда до реки Руза или наоборот)
А скажите, пожалуйста, где и почему возникали города в средневековье?
Ответ (возле замков, монастырей, у речных переправ и бродов, у мостов, удобных морских гаваней, на месте древних разрушенных варварами римских городов) Правильно. Города появились в различных местах ,
о чём свидетельствуют их названия.
Слайд 6 Так немецкий город Гамбург возник вокруг рыцарского замка, ведь слово “бург” означает замок,
Слайд 7 Франкфурт – город у реки, так как “форд” или “фурт” - означает “брод”
Слайд 8 Кембридж - город у моста – так как “бридж” в английском языке означает мост.
Ребята, скажите, как защищался город от врагов и кто его защищал?
Ответ (ров, строили частокол, позднее каменные стены, защитные башни, подъёмный мост и железные ворота. Рыцари и жители, городское ополчение). Правильно.
музыка
Слайд 9 Я хочу рассказать вам о необычном Итальянском городе к которому подлетает наш воздушный шар , городу у которого не было высоких защитных стен, частокола, но он был долгое время непреступен. Это город на воде – ВЕНЕЦИЯ. Слайд 10
Венеция расположена на севере Италии. Когда то, во времена падения Рима, уцелевшие жители прибрежных городов, бежали от мечей варваров на расположенный посреди лагуны остров Риальто. Слайд 11
Там были лишь заросшие тростником болота и песчаные пляжи. А чтобы прокормиться беглецы выпаривали из морской воды соль. На своих рыбачьих лодках они ездили вдоль берегов Адриатики и меняли соль на хлеб. Постепенно вырос посёлок – сотня деревянных домов на сваях и небольшая церковь. Константинопольские власти прислали сюда своего правителя, но со временем об острове забыли, и правитель стал выбираться на сходке местных жителей – народном собрании. Разбогатевшие купцы пригласили греческих мастеров по производству шёлка и стекла, чтобы перенять их талант. Венеция стала портом, крупным торговым центром, связывающим Центральную Европу и страны Средиземноморья.
Чтобы охранять торговые суда островитяне создали военный флот. Слайд 12
В 11 веке начались крестовые походы, и венецианский флот помогал крестоносцам. Крестовые походы принесли городу большие денежные доходы. В 1123 году Венеция стала “царицей морей” . В 13 веке городом уже управляло не народное собрание, а Большой Совет из богатейших купцов.
Ребята, а как вы думаете, что обозначает это словосочетание “царица морей”? Ответ (она контролировала все торговые пути средиземноморья.)
Отметьте в своих маршрутных листах этот город, и давайте вместе заполним сравнительную таблицу. Слайд 13
Кто и когда основал Венецию? 476 году (начало средних веков) беглые римляне
Кто управлял Венецией? Народное собрание, большой совет
Какой статус был у города? Крупный торговый порт, “царица морей”
Когда произошёл расцвет Венеции? 1123 год
Где бы ни возник город, он оказывался на земле короля или феодала, монастыря. Под властью сеньора оказывались все горожане.
Слайд 14 Между горожанами и сеньорами часто возникали конфликты и войны.
Ребята, скажите, а чем же были недовольны жители городов, и в чём проявлялось это недовольство? Ответ (С ростом городов сеньоры стремились получить с горожан больше доходов, да и строительство оборонительных сооружений требовало новых расходов, увеличивались налоги, эксплуатация горожан, штрафы, различные пошлины ; горожане восставали, громили замки)
А помнит ли кто- нибудь из вас, как назывались города, освободившиеся от власти сеньоров? Ответ (коммуна)
А кто знает, от какого слова произошло это название?
Давайте посмотрим в учебник - страница 108.
Зачитываем. (от слова коммунист – общий )
Слайд 15
Кто управлял городом? ответ (Орган самоуправления Выборный городской совет)
Какие главные вопросы решал Совет?
Ответ (ведал казной, войском города, следил за порядком)
Кто стоял во главе городского Совета?
ответ (мэр или бургомистр)
Молодцы, справились с заданием. Наше путешествие продолжается.
музыка
Слайд 16. Давайте заглянем ещё в один прекрасный город Италии - ФЛОРЕНЦИЯ.
Слайд 17. Этот город расположен у подножия Северных Альп на берегу реки Арнд. Была основана Флоренция ещё в 59 году до нашей эры Юлием Цезарем на пересечении торговых путей, но как военное поселение римских ветеранов, получившее название КАСТРА Флоренция, что означало процветающий -Флоренция, кастра - лагерь. Но кровопролитные войны за этот участок земли привели к тому, что город неоднократно разрушался, но как птица феникс, вновь поднимался над городами Италии. Однажды даже стал столицей этого государства.
ДАВАЙТЕ представим , что мы с вами пришли на центральную площадь Флоренции, что здесь находится? Ответ (рынок, собор, ратуша )
Предлагаю немного поиграть.
Мне необходимо 8 человек. Разобьём их на 2 команды по 4 человека.
У меня 2 разрезанные картинки. Соберите правильно рисунки и у нас образуются 2 команда. (костюмы)
Представьте, что вы купцы и везете свой товар на продажу, одни из стран Востока в Европу, а другие из Европы в Египет.
А для помощи, дадим нашим купцам список товаров, за который необходимо заплатить пошлину.
(работа с текстовым документом)
Подумайте и расскажите, что и почему вы везёте на продажу, обоснуйте свой ответ.
(РАБОТА с РИСУНКОМ рабочая тетрадь) в группах
А пока наши купцы совещаются, мы заполним рисунок-схему средневекового города, пожалуйста, подпишите, из каких основных частей состояла территория города, какие главные постройки и сооружения и их предназначения. Придумайте название одной из улиц, объясните его.
Слайд 18. Ярмарка. А сейчас мы посмотрим, что привезли купцы в наш город на ярмарку. (перечисляют привезённый товар) В конце игры угостить всех сладостями .
В результате длительной борьбы с сеньорами Флоренция получила статус коммуны, а со временем под власть коммуны перешла и прилегающая к городу сельская округа, и Флоренция стала городом-государством или городской республикой. Общее собрание горожан собиралось 4 раза в год и выбирало Совет из 150 состоятельных жителей города.
Скажите, какими были улицы средневековых городов? Ответ (узкие, грязные, без названий, не освещённые )
Пройдёмся по улицам Флоренции. Слайд 19.
Здесь мы с вами увидим необычные сооружения - это башни-крепости. Их возводили знатные богатые семей. Вокруг таких башен селились многочисленные родственники и возникали “ Башенные союзы”.
Слайд 20. Со временем между знатными семьями произойдет политический конфликт, и коммуна распадётся на два лагеря : с одной стороны Гвельфы - противники империи, сторонники папы и Гибеллины – те, кто поддерживал власть императора. Власть в городе вернётся в руки знатных феодалов, которые будут передавать её по наследству. Единоличных правителей городов-государств стали называть - ТИРАН , а порядок – тиранией. Во Флоренции на долгие годы власть захватила семья МЕДИЧИ.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр 194 как изменилась жизнь города в этот период можно прочитать в учебнике на стр. 194 Слайд 21
Слайд 22. Давайте заполним наши маршрутные листы.
- Кто и когда основал Флоренцию? Юлий Цезарь. 59 г до н.э.
- Кто управлял Флоренцией? Народное собрание, тираны
- Какой статус был у города? Крупный торговый центр, город-государство
- Когда произошёл расцвет Флоренции? 15 веке
музыка
Слайд 23 Последним городом нашего путешествия по Италии будет, конечно же, знаменитый Рим.
Что вы помните о Древнем Риме ?
Ответ (основан братьями, Колизей, площадь форум, гимназии, стадионы)
Что вам известно о Риме в раннее средневековье ?
Ответ (пал под натиском вандалов и стал похож на маленькую деревушку)
Слайд 24
Много времени и сил потребовалось не только итальянцам, но и мастерам из других стран для восстановления древнего города. Лишь в 15 веке РИМ расцветёт как центр католической религии . В черте Рима находится и самое маленькое государство мира - Ватикан - центр католической церкви, резиденция Папы Римского. Слайд 25
Слайд 26. Заполним таблицу.
- Кто и когда основал Рим? 753 год до н. э Ромул
- Кто управлял Римом? Народное собрание,
- Какой статус был у города? Резиденция папы римского
- Когда произошёл расцвет Рима? 15 веке
ЗАКРЕПЛЕНИЕ пройденного материала. Слайд 27
Вот и завершается наше путешествие.
Нам осталось выполнить последние задания вашего маршрутного листа , самостоятельно вставить пропущенные слова в предложениях.
Города возникли на землях сеньоров, которые требовали от них уплаты Оброка (налогов) и выполнения барщины.
Освободившись от власти сеньоров, город стал называться коммуна.
Городом управлял Совет, во главе с мэром.
Единоличных правителей городов-государств называли
Тиранами
Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня разговаривали на уроке, где побывали, о чём узнали. Что вам понравилось. Что вы узнали нового?
В завершение нашей встречи подведём итоги и подсчитаем заработанные вами ордена.
У кого 10, 9, 8......
У кого больше всех орденов присваивается почётное звание “Знатока истории средневековья” .
А остальные могут обменять свои ордена на следующем уроке на пять балов города знаний.
Слайд 28 Я, думаю, вам понравилось наше путешествие, поэтому я предлагаю вам подготовить сообщения о знаменитых городах и замках в средневековый период.
Материал можно будет найти в книгах: “Сто знаменитых городов мира”, “ Города и страны”, а так же в детских энциклопедиях.
Кто дружит с компьютером, материал может найти в сети Интернет.
1. Лондон
2. Париж
3. Венеция
4. Флореция
5. Прага
6. Генуя
7. Дубровник
8. Милан
9. Марсель
10 Вена
В рабочей тетради Е.А. Крючковой рекомендую выполнить задание № 24 стр. 78
Спасибо вам за хорошую работу. Слайд 29.
Мне было приятно с вами работать.
Урок закончен.
До свидания.