Интегрированное занятие в старшей группе "Поход в лес"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: формировать представление о туризме, как средстве активного отдыха, оздоровления организма.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе.
  • Учить детей узнавать лекарственные растения, знать их применения для оздоровления.
  • Развивать монологическую речь через чтение стихов, рассказывание.
  • Развивать ловкость, координацию, ритмичность движений.
  • Воспитывать любознательность, ответственное отношение к природе.

Материалы: котелок, рюкзаки на каждого ребенка, веревка, компас, фляжка, кружка, фонарик, термос, травы для чая: мята, ромашка, рюкзаки с кружками для детей, планки для костра, ребристая дорожка для ходьбы, тканевый “ручей”, дуга для подлезания, степ-платформы – “кочки”, карточки-знаки “Что можно делать в лесу и что нельзя”.

Предварительная работа:

  • Беседа “Кто на чем путешествует”
  • Знакомство с типами костров – игры “Разложи костер” и “Правила разведения костра”
  • Разучивание: стихов о предметах, необходимых для похода; песни “У похода есть начало”; танца “Солнца не будет...”; речевки туриста, девиза команды.
  • Беседа с детьми о правилах поведения в лесу и лекарственных растениях.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно мою загадку:На себе он тяжесть носит,

А устанет – наземь бросит,
По лесам и по полям
Тащит больше, чем весит сам.

Воспитатель: Правильно, это турист (Слайд 1).

- Ребята, кого называют туристами?

- А вы любите путешествовать?

- Скажите, на чем путешествуют люди?

- Виды туризма бывают разные (Слайд 2). Сейчас я буду называть виды туризма, а вы, ребята, изображать их движениями.

  • Туристы-альпинисты;
  • Туристы-велосипедисты;
  • Туристы-водники;
  • Туристы-пешеходы.

- Вы хотите стать настоящими туристами и отправиться в поход?

- А вот что нужно взять с собой в дорогу, какие предметы необходимы в поход, об этом нам расскажут дети и помогут мне собрать рюкзак. (Дети читают стихи о предметах для похода на выбор 5-6 четверостиший) (Слайд 3).

Котелок в походе нужен
Он с кострами очень дружен
Можно в нем уху варить
Чай душистый кипятить.

Положи в рюкзак с собой
Необходимые продукты:
Бутерброды с колбасой
Овощи и фрукты.

Это фотоаппарат –
Нужная вещица,
Щелкнет раз – и помнит нас.
В походе пригодится!

Чтоб любые два узла
Связывались ловко,
Вся команда бы взяла
Прочные веревки.

Чтоб в пути не заблудиться,
Не отстать от группы вдруг,
Компас точно пригодится
Знать, где север, а где юг.

А чтоб жажду утолить
Надо фляжку положить.
Кружка тоже пригодится
Из ручья воды напиться.

Чтоб облегчить себе путь
Про фонарик не забудь.
Себе дорогу освети,
Не собьешься ты с пути.

От дождя и зноя
Палатка нас укроет.
Мы палатку развернем,
Ловко колышки забьем.

Воспитатель: Рюкзак готов! Но, ребята, вы знаете, поход без трудностей не обходится. Какими должны быть туристы? (Здоровыми, сильными, дружными)

- Чтобы подготовиться к походу, набраться силы, нужно сделать разминку. (Выполнение упражнений под музыку, стоя в кругу или врассыпную)(Слайд 4).

- Ну что, ребята, к походу готовы? (Да), надевайте рюкзаки. В колонну становись!

Воспитатель:

Ждет нас в гости друг зеленый
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы небывалой красоты.
Сосны, ели до небес
Друг зеленый это ... (лес)(Слайд 5)

- Сегодня мы отправимся в поход в лес. Ребята, за мной шагом марш! Дети маршируют и говорят слова речевки:

В.: 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?

Д.: Мы – туристы!

В.: Кто со скукой не знаком?

Д.: Мы – туристы!

В.: Эй, ребята!

Д.: Тверже шаг.

В.: Что турист берет в дорогу?

Д.: Песню, ложку и рюкзак!

В.: Кто отстал?

Д.: Не отставай!

В.: Кто устал?

Д.: Не унывай!

В.: Кто идти захочет с нами?

Д.: Нас скорее догоняй!

Воспитатель: - Вот мы с вами и в лесу. Присядем на пенечки, полюбуемся природой.

Под звуки леса появляется Дед-краевед.

Дед:Здравствуйте, дети! Я – Дед Краевед. Я изведал все тайны леса. Куда это вы собрались? Уж не в мой ли лес?! Я стою на защите леса и никого не пропускаю.

Воспитатель: ДедушкаКраеведушка, пропусти нас, наши дети знают правила поведения в лесу.

Дед:А вот я сейчас проверю вас. Кто правильно значение знаков назовет, тот и в лес пройдет. (Дед Краевед раздает знаки).

Дети рассказывают по знакам, что можно делать в лесу, а что нельзя и почему.

Можно Нельзя
Гулять и любоваться красотой природы Мусорить
Слушать пение птиц Ломать кусты и деревья
Правильно собирать грибы и ягоды Топтать муравейники
Наблюдать за миром природы Разорять птичьи гнезда
Отдыхать, играть на природе Забирать животных домой
Купаться, загорать Рвать редкие растения
  Шуметь в лесу

Дед: Молодцы, хорошо знаете правила. Вы настоящие друзья леса. Помните всегда эти правила, и тогда природа будет вам рада! Пропускаю вас в свой лес, полный тайн и чудес. До свидания, друзья!

Воспитатель: До свидания, Дедушка Краеведушка!

- Ну, а мы отправляемся дальше! Ребята, впереди препятствия, мы должны их преодолеть!

- Скажем наш девиз: “Кто в походы не ходил, тот туристом и не был! Не пугают нас преграды, мы природе очень рады! Ребята, будьте внимательны и осторожны, не отставайте, друг другу помогайте!

Дети проходят:

  • по дорожке из “камней”;
  • через “болото” - прыжки по кочкам;
  • перепрыгивание через “ручей”;
  • подлезаниепод “дерево”.

Воспитатель:Все препятствия преодолели и вышли на поляну (Слайд 6). Теперь можно отдохнуть, устроить привал.Снимайте рюкзаки.

Ой, кажется, дождь закапал, но нас плохая погода не пугает (Слайд 7).Мы туристы - оптимисты!

Для туриста нет плохой погоды,
Для туриста солнце благодать,
Да и дождь не вызовет тревоги,
Лишь бы по земле ему шагать.
Чтобы нам не унывать, будем танец танцевать!

Танец “Солнца не будет, жди, не жди”.

Воспитатель:Молодцы, присаживайтесь на полянку. Вот и закончился дождь (Слайд 8).

Что нужно сделать, чтобы высушить одежду, согреться? Правильно, разжечь костер (Слайд 9). Но для этого надо знать правила разведения костра. Как вы их знаете, я сейчас проверю. Если вы согласны со мной - показывайте вот так (большой палец на обеих руках поднят вверх), если нет, то вот так (руки перекрещены).

Итак, найти старое кострище (правильно);

  • костер разводит только ребенок (неправильно);
  • разжечь костер в ветреную погоду (неправильно);
  • разжечь костер на сухой траве, вблизи хвойных деревьев (неправильно);
  • снять верхний слой почвы по кругу и сложить в сторону (правильно);
  • для дров спилить молодое дерево (неправильно);
  • для костра берут сухие ветки, лежащие на земле (правильно);
  • сесть очень близко к костру (неправильно);
  • перед уходом засыпать костер конфетами (неправильно);
  • перед уходом заливают костер водой, закрывают снятым слоем почвы (правильно).

- Какие типы костров знаете? (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Пушка”)(Слайд 10).

- Ребята, давайте разложим два костра. Девочки сложат “колодец”, а мальчики - “шалаш”.

- Костры разложены, присядем возле них и споем песню (Слайд 11).

Песня “У похода есть начало”.

Воспитатель: Ребята, иногда в походе происходят неприятности. Какие, например? (укус насекомого, порез, ожог, мозоль). Врача в лесу нет. Что может помочь в лесу? Да, правильно, лекарственные растения (Слайд 12). Назовите их.

Рассказы детей о лекарственных растениях.

Чистотел – сок этой травы ядовит, но его применяют вместо йода для заживления ран.

Подорожник – растет по тропинкам и дорогам, его листья прикладывают к ранкам и царапинам и они быстро заживают.

Лопух – это растение еще называют репейником, его листья помогают при ожогах, укусах насекомых, порезах.

Одуванчик – если разломить стебель одуванчика, то выделится млечный сок, который помогает от укусов насекомых.

Ромашка – листья похожи на веточки укропа, цветы ромашки используют для заваривания чая от простуды.

- Все эти растения помогают людям в лесу, их еще называют зеленой аптекой.

- Мы с вами преодолели все препятствия, очень устали и я хочу угостить вас настоящим туристским чаем из полезных трав. Скорее доставайте свои походные кружки из рюкзаков, нужно всем утолить жажду. Ох, и вкусный чай из полезных трав! Ну, а теперь складывайте кружки.

- Ребята, что вам запомнилось в нашем походе? Что понравилось?

Нам пора в обратный путь, в детский сад. Давайте скажем лесу “до свидания”!