Цель: формировать представление о туризме, как средстве активного отдыха, оздоровления организма.
Задачи:
- Закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе.
- Учить детей узнавать лекарственные растения, знать их применения для оздоровления.
- Развивать монологическую речь через чтение стихов, рассказывание.
- Развивать ловкость, координацию, ритмичность движений.
- Воспитывать любознательность, ответственное отношение к природе.
Материалы: котелок, рюкзаки на каждого ребенка, веревка, компас, фляжка, кружка, фонарик, термос, травы для чая: мята, ромашка, рюкзаки с кружками для детей, планки для костра, ребристая дорожка для ходьбы, тканевый “ручей”, дуга для подлезания, степ-платформы – “кочки”, карточки-знаки “Что можно делать в лесу и что нельзя”.
Предварительная работа:
- Беседа “Кто на чем путешествует”
- Знакомство с типами костров – игры “Разложи костер” и “Правила разведения костра”
- Разучивание: стихов о предметах, необходимых для похода; песни “У похода есть начало”; танца “Солнца не будет...”; речевки туриста, девиза команды.
- Беседа с детьми о правилах поведения в лесу и лекарственных растениях.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно мою загадку:На себе он тяжесть носит,
А устанет – наземь бросит,
По лесам и по полям
Тащит больше, чем весит сам.
Воспитатель: Правильно, это турист (Слайд 1).
- Ребята, кого называют туристами?
- А вы любите путешествовать?
- Скажите, на чем путешествуют люди?
- Виды туризма бывают разные (Слайд 2). Сейчас я буду называть виды туризма, а вы, ребята, изображать их движениями.
- Туристы-альпинисты;
- Туристы-велосипедисты;
- Туристы-водники;
- Туристы-пешеходы.
- Вы хотите стать настоящими туристами и отправиться в поход?
- А вот что нужно взять с собой в дорогу, какие предметы необходимы в поход, об этом нам расскажут дети и помогут мне собрать рюкзак. (Дети читают стихи о предметах для похода на выбор 5-6 четверостиший) (Слайд 3).
Котелок в походе нужен
Он с кострами очень дружен
Можно в нем уху варить
Чай душистый кипятить.Положи в рюкзак с собой
Необходимые продукты:
Бутерброды с колбасой
Овощи и фрукты.Это фотоаппарат –
Нужная вещица,
Щелкнет раз – и помнит нас.
В походе пригодится!Чтоб любые два узла
Связывались ловко,
Вся команда бы взяла
Прочные веревки.Чтоб в пути не заблудиться,
Не отстать от группы вдруг,
Компас точно пригодится
Знать, где север, а где юг.А чтоб жажду утолить
Надо фляжку положить.
Кружка тоже пригодится
Из ручья воды напиться.Чтоб облегчить себе путь
Про фонарик не забудь.
Себе дорогу освети,
Не собьешься ты с пути.От дождя и зноя
Палатка нас укроет.
Мы палатку развернем,
Ловко колышки забьем.
Воспитатель: Рюкзак готов! Но, ребята, вы знаете, поход без трудностей не обходится. Какими должны быть туристы? (Здоровыми, сильными, дружными)
- Чтобы подготовиться к походу, набраться силы, нужно сделать разминку. (Выполнение упражнений под музыку, стоя в кругу или врассыпную)(Слайд 4).
- Ну что, ребята, к походу готовы? (Да), надевайте рюкзаки. В колонну становись!
Воспитатель:
Ждет нас в гости друг зеленый
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы небывалой красоты.
Сосны, ели до небес
Друг зеленый это ... (лес)(Слайд 5)
- Сегодня мы отправимся в поход в лес. Ребята, за мной шагом марш! Дети маршируют и говорят слова речевки:
В.: 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?
Д.: Мы – туристы!
В.: Кто со скукой не знаком?
Д.: Мы – туристы!
В.: Эй, ребята!
Д.: Тверже шаг.
В.: Что турист берет в дорогу?
Д.: Песню, ложку и рюкзак!
В.: Кто отстал?
Д.: Не отставай!
В.: Кто устал?
Д.: Не унывай!
В.: Кто идти захочет с нами?
Д.: Нас скорее догоняй!
Воспитатель: - Вот мы с вами и в лесу. Присядем на пенечки, полюбуемся природой.
Под звуки леса появляется Дед-краевед.
Дед:Здравствуйте, дети! Я – Дед Краевед. Я изведал все тайны леса. Куда это вы собрались? Уж не в мой ли лес?! Я стою на защите леса и никого не пропускаю.
Воспитатель: ДедушкаКраеведушка, пропусти нас, наши дети знают правила поведения в лесу.
Дед:А вот я сейчас проверю вас. Кто правильно значение знаков назовет, тот и в лес пройдет. (Дед Краевед раздает знаки).
Дети рассказывают по знакам, что можно делать в лесу, а что нельзя и почему.
Можно | Нельзя |
Гулять и любоваться красотой природы | Мусорить |
Слушать пение птиц | Ломать кусты и деревья |
Правильно собирать грибы и ягоды | Топтать муравейники |
Наблюдать за миром природы | Разорять птичьи гнезда |
Отдыхать, играть на природе | Забирать животных домой |
Купаться, загорать | Рвать редкие растения |
Шуметь в лесу |
Дед: Молодцы, хорошо знаете правила. Вы настоящие друзья леса. Помните всегда эти правила, и тогда природа будет вам рада! Пропускаю вас в свой лес, полный тайн и чудес. До свидания, друзья!
Воспитатель: До свидания, Дедушка Краеведушка!
- Ну, а мы отправляемся дальше! Ребята, впереди препятствия, мы должны их преодолеть!
- Скажем наш девиз: “Кто в походы не ходил, тот туристом и не был! Не пугают нас преграды, мы природе очень рады! Ребята, будьте внимательны и осторожны, не отставайте, друг другу помогайте!
Дети проходят:
- по дорожке из “камней”;
- через “болото” - прыжки по кочкам;
- перепрыгивание через “ручей”;
- подлезаниепод “дерево”.
Воспитатель:Все препятствия преодолели и вышли на поляну (Слайд 6). Теперь можно отдохнуть, устроить привал.Снимайте рюкзаки.
Ой, кажется, дождь закапал, но нас плохая погода не пугает (Слайд 7).Мы туристы - оптимисты!
Для туриста нет плохой погоды,
Для туриста солнце благодать,
Да и дождь не вызовет тревоги,
Лишь бы по земле ему шагать.
Чтобы нам не унывать, будем танец танцевать!
Танец “Солнца не будет, жди, не жди”.
Воспитатель:Молодцы, присаживайтесь на полянку. Вот и закончился дождь (Слайд 8).
Что нужно сделать, чтобы высушить одежду, согреться? Правильно, разжечь костер (Слайд 9). Но для этого надо знать правила разведения костра. Как вы их знаете, я сейчас проверю. Если вы согласны со мной - показывайте вот так (большой палец на обеих руках поднят вверх), если нет, то вот так (руки перекрещены).
Итак, найти старое кострище (правильно);
- костер разводит только ребенок (неправильно);
- разжечь костер в ветреную погоду (неправильно);
- разжечь костер на сухой траве, вблизи хвойных деревьев (неправильно);
- снять верхний слой почвы по кругу и сложить в сторону (правильно);
- для дров спилить молодое дерево (неправильно);
- для костра берут сухие ветки, лежащие на земле (правильно);
- сесть очень близко к костру (неправильно);
- перед уходом засыпать костер конфетами (неправильно);
- перед уходом заливают костер водой, закрывают снятым слоем почвы (правильно).
- Какие типы костров знаете? (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Пушка”)(Слайд 10).
- Ребята, давайте разложим два костра. Девочки сложат “колодец”, а мальчики - “шалаш”.
- Костры разложены, присядем возле них и споем песню (Слайд 11).
Песня “У похода есть начало”.
Воспитатель: Ребята, иногда в походе происходят неприятности. Какие, например? (укус насекомого, порез, ожог, мозоль). Врача в лесу нет. Что может помочь в лесу? Да, правильно, лекарственные растения (Слайд 12). Назовите их.
Рассказы детей о лекарственных растениях.
Чистотел – сок этой травы ядовит, но его применяют вместо йода для заживления ран.
Подорожник – растет по тропинкам и дорогам, его листья прикладывают к ранкам и царапинам и они быстро заживают.
Лопух – это растение еще называют репейником, его листья помогают при ожогах, укусах насекомых, порезах.
Одуванчик – если разломить стебель одуванчика, то выделится млечный сок, который помогает от укусов насекомых.
Ромашка – листья похожи на веточки укропа, цветы ромашки используют для заваривания чая от простуды.
- Все эти растения помогают людям в лесу, их еще называют зеленой аптекой.
- Мы с вами преодолели все препятствия, очень устали и я хочу угостить вас настоящим туристским чаем из полезных трав. Скорее доставайте свои походные кружки из рюкзаков, нужно всем утолить жажду. Ох, и вкусный чай из полезных трав! Ну, а теперь складывайте кружки.
- Ребята, что вам запомнилось в нашем походе? Что понравилось?
Нам пора в обратный путь, в детский сад. Давайте скажем лесу “до свидания”!