Занятие направлено на:
- применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;
- применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определенным признакам в группы, вычленять из группы предметов “лишний”;
- развитие пространственного воображения и мышления;
- создание условий для
- повышения мотивации к учению,
- получения опыта коллективного труда;
- воспитание интереса к народным исконно-русским видам прикладной деятельности.
Оборудование:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- конструктор ТИКО,
- выставка детских работ кружка ДПИ,
- рисунки окон.
1. Актуализация темы
Учитель:
- Назовите самого быстрого художника (зеркало)
Интересно и выражение: “зеркальная гладь воды”. Почему так стали говорить? (слайды 3,4)
Ученик:
В тихой заводи пруда
Где течет водица,
Солнце, небо и луна
Точно отразится.
Ученик:
Вода отражает пространство небес,
Прибрежные горы, берёзовый лес.
Над гладью воды вновь стоит тишина,
Затих ветерок и не плещет волна.
2. Повторение видов симметрии.
2.1. Учитель:
- Опыты с зеркалами позволили прикоснуться к удивительному математическому явлению – симметрии. Что такое симметрия, мы знаем из предмета ИКТ. Напомните, что такое симметрия?
Ученик:
- В переводе слово “симметрия” означает “соразмерность в расположении частей чего-нибудь или строгая правильность”. Если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии, то половины фигуры совпадут.
Учитель:
- Давайте убедимся в этом. Сложите цветок (вырезанный из цветной бумаги) пополам. Совпали половины? Значит фигура симметричная. Сколько осей симметрии имеет данная фигура?
Ученики:
- Несколько.
2.2. Работа с интерактивной доской
Учитель:
- На какие две группы можно распределить предметы? (Симметричные и несимметричные). Распределите.
2.3. Учитель:
- Симметрия в природе всегда завораживает, очаровывает своей красотой...
Ученик:
Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
(слайд 5 – бабочка – вертикальная симметрия)
2.4. Практическая деятельность.
Учитель:
Вертикальная симметрия – это точное отражение левой половины узора в правой. Сейчас мы научимся выполнять такой узор красками.
(переходим к столу с красками. Каждый ученик складывает лист пополам, разворачивает его, накладывает краску нескольких цветов на линию сгиба, складывает лист по линии сгиба, скользящими движениями ладони по листу от линии сгиба к краям растягивает краску. Разворачивает лист и наблюдает за симметричностью узора относительно вертикальной оси симметрии. Оставляем лист для высыхания.)
(Дети возвращаются на свои места)
2.5. Наблюдая за природой, человек часто встречал удивительные образцы симметрии.
Ученик:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке
(снежинка - слайд 6 – осевая симметрия)
7-9 - центральная симметрия.
2.6. Использование симметрии человеком
Учитель:
4. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям симметрия придает гармоничность, законченность.
(Слайды 10, 12)
2.7. На выставке детских работ кружка ДПИ представлены работы с симметричными рисунками. Дети учатся выпиливать лобзиком детали, которые скрепляют при помощи клея. Готовые изделия: подкасетник, резной стульчик, шкатулка, рамка для фотографии, заготовки для журнального столика.
Учитель:
- Симметрию используют люди при создании орнаментов.
Ученик: - Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов. На Руси люди украшали орнаментом терема, церкви.
Ученик:
- Это домовая резьба (слайд 14 - 16). Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего, использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо.
Ученик:
- Домовой резьбой украшались крыльцо, наличники, карнизы, причелины. Простые геометрические мотивы — повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих фронтоны двускатной крыши домов. Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающем тепло и свет.
Учитель:
- Знаками Солнца являются солярные символы, обозначающие дневной путь светила. Особенно важным и интересным был образный мир наличников окон. Сами окна в представлении о доме — являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон. Верхняя часть наличника обозначала — небесный мир, на ней изображались символы Солнца.
(Слайды 16 -18 - симметрия в узорах на ставнях окна)
3. Практическое применение умений
Учитель:
- Сегодня мы будем создавать симметричные узоры для наличников или ставен окна. Объем работы очень большой. Как поступали в старину на Руси, когда строили дом? Как нам успеть за короткое время украсить окно? Как быть?
Ученики:
- Раньше работали артелью. А мы будем работать в паре с распределением работы на части.
Учитель:
- Давайте вспомним правила работы в паре и группе (слайд №19).
- Намечаем этапы работы:
4. Итог работы
Выставка детских работ.
- Славно сегодня мы потрудились!
- Мы постарались!
- У нас получилось!
Словарная работа
- Наличник - оформление оконного или
дверного проёма в виде накладных фигурных
планок. Выполненный из дерева и обильно
украшенный резьбой — резной наличник.
Пышные оконные наличники с венчающими их резными фронтонами снаружи и тончайшая резьба с изображением трав и животных. - Причелина – от слова чинить, делать, приделывать, в русской деревянной архитектуре — доска, закрывающая торцы бревен на фасаде избы, клети
- Солярный знак. Круг — распространенный солярный знак, символ Солнца; волна, — знак воды; зигзаг — молнии, грозы и живительного дождя.