Цель: Создание условий для закрепления практических навыков изображения объемных форм на основе геометрических тел.
Задачи:
- Закрепление и систематизация знаний о жанре пейзажа.
- Закрепление практических навыков рисования геометрических тел.
- Развитие творческого потенциала учащихся.
- Совершенствование графических навыков.
Зрительный ряд: электронная презентация “Парковый пейзаж”.
Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук.
Оборудование для учащихся: бумага фА3, фА4, тушь, гуашь, кисти, восковая свеча, шило.
План урока
№ п/п | Этап урока | Содержание | Время |
1-й час | |||
1 | Организационный | Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу | 1 минута |
2 | Сообщение темы урока | Сообщение темы урока, начало демонстрации презентации | 1 минута |
3 | Повторение | Просмотр презентации (слайды №2-6), опрос | 5 минут |
4 | Объяснение нового материала | Просмотр презентации (слайды №7-12), лекция | 5 минут |
5 | Объяснение хода практической работы | Просмотр презентации (слайды №13-18), объяснение педагога | 10 минут |
6 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа учащихся (изображение карандашом паркового пейзажа) | 10 минут
|
Подготовка фона для выполнения граттографии | 12 минут | ||
7 | Организационный | Уборка рабочего места | 1 минута |
2-й час | |||
8 | Организационный | Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу | 1 минута |
9 | Аналитический | Анализ эскизов пейзажей, созданных на 1-ом уроке | 5 минут |
10 | Объяснение хода практической работы | Объяснение учителя, работа под руководством педагога | 10 минут |
11 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа учащихся | 20 минут |
12 | Подведение итогов | Беседа, анализ и оценивание рисунков | 8 минут |
13 | Организационный | Уборка рабочего места | 1 минута |
Ход урока
1-й час
1. Организационный момент
Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.
2. Сообщение темы урока.
Слайд №1
Учитель:
- Тема нашего сегодняшнего урока – парковый пейзаж, выполненный в технике граттографии.
3. Повторение изученного материала
Слайд №2
Учитель:
- Вспомните, что такое пейзаж?
Пейзамж — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
Слайд №3
Учитель:
- Назовите разновидности пейзажа.
Сельские пейзажи близки к картинам быта: можно заметить самые обыденные сюжеты, привычные предметы и неприглядную правдивость, но в то же время в них присутствует мягкий романтизм деревенской жизни.
Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
Слайд №4
Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Слайд №5
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.
Слайд №6
В парковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, где гармонично сочетаются природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой.
4. Объяснение нового материала
Слайд №7
Учитель:
- Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой именно парковые пейзажи - топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева.
Слайд № 8
Учитель:
- Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи.
Слайд № 9
- Щедрин Семен Федорович (1745-1804) – родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в Академии художеств. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы и помещичьи усадьбы.
Слайд № 10
- Парковый пейзаж может включать изображения малых архитектурных форм. К ним относятся: скамейки,
Слайд № 11
фонари;
Слайд № 12
беседки.
5. Объяснение хода практической работы
Слайд № 13
Учитель:
- Чтобы включить в парковый пейзаж архитектурные элементы, надо помнить, что основу любой сложной формы составляет простая форма. В основу беседки может быть положена форма куба или цилиндра.
Слайд № 14
Слайд № 15
Учитель:
- Для построения скамейки мы используем тот же алгоритм, что и для построения куба к двум точкам схода.
Слайд №16
Учитель:
- Поэтому изображать малые архитектурные формы необходимо изображать в том же порядке, что и геометрические тела.
Слайд №17
Учитель:
- Давайте посмотрим на экран и вспомним алгоритм изображения геометрических тел, а также дополним этот алгоритм этапами работы над изображением беседки. Итак, следует:
1 - наметить расположение в листе;
2 - прорисовать форму;
3 - нарисовать детали конструкции;
4 - наметить окружающее пространство;
5 - перевести рисунок на подготовленный чёрный фон;
6 - доработать граттографию.
Слайд № 18
Учитель:
- В аналогичном порядке вам следует работать, если вы будете изображать любую другую архитектурную форму, например, скамейку.
6. Самостоятельная работа учащихся
Учитель:
- Итак, сейчас вы на листе формата А4 нарисуете карандашом парковый пейзаж, включающий в себя малые архитектурные формы.
- Закончив работать над рисованием пейзажа карандашом, на листе формата А3 вы готовите фон для граттографии:
1 - обозначаете на листе рамку, шириной 4 см;
2 - натираете весь лист, кроме рамки воском, для этого вы принесли восковую свечу;
3 – покрываете весь лист, кроме рамки черной краской, смешав для этого чёрную гуашь и тушь.
- На втором уроке по данной теме, когда фон высохнет, мы продолжим работу над парковым пейзажем.
7. Организационный этап урока
Приведение в порядок рабочих мест.
2-й час
8. Организационный этап урока
Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.
9. Аналитический этап урока.
Учащиеся группами выходят к доске и демонстрируют рисунки, созданные на предыдущем уроке. Учитель и учащиеся дают рекомендации по улучшению рисунков.
10. Объяснение хода практической работы.
Учитель:
- Итак, сейчас вы дорисовываете пейзажи карандашом, затем переводите свои рисунки на заранее подготовленный черный фон. Для этого карандашный рисунок накладываете сверху на фон и обводите все изображение ручкой, сильно нажимая. Затем переведенное изображение вы процарапываете на черном фоне и передаете объем при помощи штриховки.
11. Самостоятельная работа учащихся.
Выполнение рисунков.
12. Подведение итогов.
Выбор наиболее удачных рисунков.
13. Организационный момент
Уборка рабочего места.
Источники.