Гальванический элемент. Методические материалы
Тема урока

Источники постоянного тока.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока

Сформировать представления об электрическом токе.

Основные понятия

Источники постоянного тока. Работа гальванического элемента.

Использование новых информационных технологий

Проведение объяснения нового с использованием интерактивных моделей, использование модулей практики при опросе учащихся.

План урока
Этапы урока Время, мин Приемы и методы
1 Этап актуализации знаний. Мотивационный этап 2 Беседа с учащимися по вопросам
2 Демонстрация источников тока: гальванических элементов, аккумуляторов, термопары, фотоэлементов, электрофорной машины 8 Проведение демонстрации
3 Изучение нового материала. Работа с интерактивной моделью гальванического источника тока 9 Объяснение нового
4 Рефлексия. Ответы на вопросы 6 Ответы учащихся
5 Самостоятельная работа учащихся. Использование модуля практики 15 Ответы учащихся
Таблица 1. 
Этап актуализации знаний. Мотивационный этап
Определение места урока и этапов урока

На предыдущем уроке была выяснена физическая природа электрического тока. Данный урок является закрепляющим знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока.

Ответы на вопросы.
  • Может ли электрофорная машина являться источником электрического тока?
  • Какие источники тока вы знаете?
Демонстрация источников тока: гальванических элементов, аккумуляторов, термопары, фотоэлементов, электрофорной машины

Данную демонстрацию рекомендуется проводить как частично фронтальную демонстрацию, то есть все, кроме крупных аккумуляторов и электрофорной машины, может находиться на столах учащихся.

Обсуждение вопроса, к каким источникам тока – механическим или химическим – относятся те или иные источники.

  • Изучение нового материала. Изучение действия источников тока проводят на аналогии.
    Рис. 1. 
    Проводят аналогию с горнолыжной трассой. Под действием силы тяжести лыжники спускаются с горы. Чтобы этот процесс был непрерывным, необходимо возвращать лыжников на вершину. Подъемник выполняет эту работу, действуя против силы тяжести. Аналогично в источнике тока выполняется работа по разделению зарядов против сил электрического поля. Изучают действие гальванического элемента на интерактивной модели.
  • Рефлексия. Ответы на вопросы.

    • Для чего служат источники электрического тока?
    • Могут ли электрические силы выполнять работу по разделению зарядов в источнике тока?
    • Какие виды энергии используют в источниках тока для создания электрического поля?
    • Что происходит в источниках тока?
    • Что является положительным и отрицательным полюсами в аккумуляторах?
    • Какой источник тока называется термоэлементом?
  • Самостоятельная работа учащихся. Используя видеопроектор или интерактивную доску, организовать работу с модулем практической проверки у доски, опрашивая только трех учащихся. (Если нет проектора или интерактивной доски, то можно распечатать модуль практики и дать только часть с заданиями каждому на парту. Обратить внимание на то, что распечатка должна быть обязательна, так как вопросы содержат рисунки).
    • Установите соответствие. Какие виды энергии используются для получения электрического тока при работе.
      Электрофорная машина Химическая энергия
      Гальванический элемент Механическая энергия
    • Заполните таблицу. В каких приборах или устройствах используют.
      Аккумуляторы Гальванические элементы
      Правильный ответ. Аккумуляторы: радиопередатчики, научная аппаратура на искусственных спутниках Земли, устройство для запуска автомобилей. Гальванический элемент: карманный фонарь, часы, пульт управления техникой.
    • Установите соответствие. Какие преобразования энергии происходят.
      1. Генератор А. Энергия света в электрическую энергию
      2. Термоэлемент Б. Электромагнитная энергия в электрическую энергию
      3. Фотоэлемент В. Тепловая энергия в электрическую энергию
      4. Аккумулятор Г. Механическая энергия в электрическую энергию
      5. Пьезоэлемент Д. Энергия химических реакций в электрическую энергию

      Правильный ответ: 1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Д, 5 – Г.