Цель урока: Формирование представлений об окислительно-восстановительных реакциях как особой разновидности химических реакций
Задачи:
обучающие: обеспечение формирования
понятий “окислительно-восстановительная
реакция”, “окисление”, “восстановление”,
“окислитель”, “восстановитель”. Развитие
представлений о многообразии химических
реакций;
Необходимое оборудование, реактивы: гальванометр демонстрационный, цинковая и медная пластины, раствор сульфата меди, лимон, компьютер, проектор, презентация, информационные модули ЭОР №1, ЭОР №2, ЭОР №3, ЭОР №4, ЭОР №5, ЭОР №6 (для работы в информационных модулях ЭОР №2,4,6 необходимо установить OMS плеер).
Структура и ход урока
1. Организационная часть (Презентация, слайд №1,2)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, знакомит с целями и задачами урока. Актуализирует знания о химических реакциях, их видах и признаках:
Что такое химическая реакция, какие признаки протекания химической реакции вы знаете?
Какие виды химических реакции изучили ранее, в чем особенность каждого вида реакций?
2. Постановка проблемной ситуации (Презентация, слайд №3,4)
Наверняка многим из вас известен фокус с лимоном-“батарейкой”: (демонстрация) в лимон вставляются два провода и получается простейший источник электрического тока. С научной точки зрения такой лимон представляет собой гальванический элемент.
Многие пользовались в быту гальваническим элементами – “батарейками”, возможно, кто-то разбирал их и имеет некоторое представление об их устройстве, но как работает гальванический элемент?
Первый простейший гальванический элемент представлял собой две пластины: медную и цинковую, опущенные в раствор электролита.
Учитель демонстрирует работу гальванического элемента.
Откуда берется энергия для протекания электрического тока? Какой процесс протекает в гальваническом элементе: физический или химический - обоснуйте. Какие возможные химические реакции могут протекать в такой системе при данном наборе реагентов? Запишите уравнения реакций. К какому виду реакций относятся протекающие процессы?
3. Введение нового материала (Презентация, слайд №4-6)
Что происходит с атомами цинка в процессе реакции? Определите, как изменяются степени окисления остальных элементов в процессе реакции.
На основе содержания ЭОР№2 рассматривается сущность окислительно-восстановительного процесса, основные термины, использующиеся при его описании.
Разбирается сущность метода электронного баланса, как одного из способов уравнивания окислительно-восстановительной реакции и разбора сущности протекающих в ней процессов. Записывается алгоритм метода электронного баланса.
4. Первичное закрепление и диагностика уровня усвоения материала (Презентация, слайд №7)
5. Обобщение и систематизация (Презентация, слайд №8)
6. Домашнее задание (Презентация, слайд №9).