ИКТ-сервисы как средство развития творческого мышления

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


В рамках работы на тему «ИКТ-сервисы как средство развития творческого мышления старшеклассников» предлагаю на рассмотрение презентацию к ознакомительному уроку «икт-сервисы на уроках информатики». Данная презентация может также использоваться в качестве распространения опыта на методических объединениях и педсоветах.

Современный учитель использует возможности Интернет и для профессионального роста, и для активизации познавательной деятельности учащихся. Интеграция информационных технологий с новыми педагогическими, обучение в сотрудничестве, проектный метод, работа в группах изменяет содержание деятельности учителя, его позицию в образовательном процессе.

Использование Интернет-технологий:

  • уроки с использованием ресурсов Интернет;
  • участие в сетевых викторинах, олимпиадах и конкурсах;
  • проведение телекоммуникационных проектов;
  • создание веб-сайтов

позволяет учителю организовать учебный процесс таким образом, что ученик становится активным субъектом, который решает значимую для него проблему, обращаясь к различным источникам информации, анализирует, сопоставляет, делает собственные выводы, аргументирует их. Деятельность учителя меняется кардинально: он становится организатором процесса учения, образования новых знаний. Его роль «мудреца», «глашатая знаний» меняется на «проводника», знающего дорогу, но идти по ней, преодолевая препятствия и приобретая необходимый опыт, нужно самому Ученику. Задача современной школы – не «давать готовые знания», но научить приобретать их, дать в руки современный инструмент и жизненные ориентиры, сформировать определенный уровень информационной культуры.

В презентации проанализированы следующие сервисы Интернет:

Glogster

это сервис Веб 2.0, который позволяет создавать онлайн-плакаты, т.е. Glogs. Сервис очень легко освоить, несмотря на то, что он англоязычный...

В отличие от блогов, которые можно размещать на различных платформах, глоги публикуют только на двух сайтах: Glogster (для личного пользования) и Glogster EDU (для учебных целей). Специально созданная версия для образования позволяет учителю/библиотекарю организовать работу с целым классом. Внутри класса можно проводить и оформлять проекты, делиться результатами работы.

Глог, glogs (сочетание слов Графический + бЛОГ, graphical blogs) – это мульмедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды.

  • Примеры плаката Glogster

Fishbone

Fishbone Diagram или Ishikawa (диаграмма Исикавы или «рыбий скелет») – это графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. Изучаемая проблема на диаграмме – это «голова рыбьей кости». «Хребет» на диаграмме условно изображается в виде прямой горизонтальной стрелки. Причины и факторы, прямо и косвенно влияющие на проблему, изображаются наклонными стрелками – это «кости».

На диаграмму Исикавы по направлению влево наносят основные «кости» (категории), которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме.

  • Инструкции для новичков и примеры

Интерактивные листы Google

Интерактивный рабочий лист – электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика.

Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.

Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.

Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге.

Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.

Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.

Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).

Пример Интерактивный лист «Переправа»

Тесты в формах Google

Одним из самых интересных инстhументов Google является сервис Документы Google, в котором учитель может хранить свои личные файлы (тексты, презентации, таблицы), загруженные в сеть с личного компьютера, а также пользователь получает уникальную возможность – создавать презентации, документы, отчеты, таблицы и т.п. прямо в Интернете на самой платформе Документов Google, публиковать эти документы, открывая к ним доступ другим пользователям. С помощью сервиса Документы Google можно создавать формы – анкеты, тесты, опросники, которые тут же автоматически публикуются в сети. Учащиеся отвечают на вопросы анкет (тестов) в Интернете, а учитель получает обработку результатов в виде сводных таблиц.

  • Пример теста

  • Ментальные карты

MindMaps

Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними, способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же «карты запоминания», они же «концептуальные карты», они же «ментальные карты», они же «карты ума».... их же в технологии ТРКМЧП иногда называют кластерами).

Термин «интеллектуальная карта» предложен Тони Бьюзеном.

Карты знаний хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работе с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом.

Для создания карт знаний помимо бумаги и карандаша, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы.

  • Примеры карт

Карта знаний Bubble.us

Ссылка на рисурс

Комиксы Toondoo.com

Этот сервис позволяет пользователям создавать комиксы на основе нескольких сотен готовых персонажей, предложенных в коллекции сервиса, или использовать собственные изображения, добавлять «речевые облачка», вставлять готовые комиксы в блоги или на сайты, отправлять их по электронной почте и так далее.

Говорящие аватарки Voki

Сервис Voki позволяет пользователям создать анимированного мультяшного героя, выразиться в сети своим собственным голосом, используя характер разговора. Вы можете настроить вашого Voki-героя, чтобы он был похожим на Вас, или выбрать среди большого количества других типов характеров: животные, монстры, anime и т.д. Ваш Voki-герой может говорить вашим собственным голосом, добавленным через микрофон, телефон или посто загружен. Эти виртуальные персонализированные фигуры можно вставлять в блог, в интернет-профиль в качестве собственного аватара, пересылать по электронной почте или использовать на уроке.

  • Пример

ZooBurst 3D-книги

Это сервис для создания собственных 3D книг. Использование ZooBurst поможет рассказчикам любого возраста создать свой собственный богатый мир, в котором их рассказы оживут. Для вставки картинок используется библиотека Clip Art, но можно загружать и свои картинки. Можно воспользоваться для персонажей написать текст речи и подключить web-камеру для большей реалистичности. Нельзя скачать на локальный компьютер, можно показывать только в Интернете. Можно встраивать презентации на страницу сайта или блога.

  • Пример

Создание тестов в Power Point

Для создания теста можно воспользоваться всем хорошо известными офисными приложениями. Многие уже умеют создавать презентации в Microsoft Office Power Point. Немного усердия и можно создать с помощью этой программы красочный электронный тест.

А встроенный язык Visual Basic поможет осуществить обработку результатов теста.

Приложение 1, Приложение 2