Цели урока
- Образовательные: объяснить уч-ся такое понятие как реклама, раскрыть составляющие части рекламы, научить составлять простейшие виды рекламы, объявлений.
- Развивающие: развивать навыки работы со справочной литературой.
- Коммуникативные: развивать навыки устной речи
Оборудование: плакаты с диаграммой; иллюстрации к инсценировке; рекламные коллажи, настольные карточки с изображением рекламных отделов; видеозапись телереклам, интервью; толковый словарь Ожегова.
Реклама – промышленная, торговая
агитация,
это оружие, поражающее конкуренцию
В. Маяковский
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
- Работа над новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы, ребята, отправимся в необычное заочное путешествие, Узнаем много нового о явлении, которое сравнительно недавно появилось в нашей жизни, но мы уже не можем представить без него современную жизнь. О чем я говорю? Сейчас узнаете.
(инсценировка стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”)
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!
Вопрос классу:
- Почему старик не мог продать корову, а юноше удалось это сделать за несколько минут? (он сумел разрекламировать её)
- Вот вы и назвали это явление. Реклама. Иначе говоря, он сумел показать все качества коровы так, что её захотелось купить. Значит, реклама способствовала быстрой реализации товара. Юноша сумел показать товар лицом. Так звучит и тема нашего урока. Таков и эпиграф урока.
А непонятные слова объясним с помощью толкового словаря
(В словаре Ожегова читаем объяснения слов: торговля, конкуренция)
ТОРГОВЛЯ, -и, ас. 1. см. торговать, -ся. 2. Хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Государственная, частная т. Внешняя, внутренняя т. Оптовая, розничная т. Работник торговли. || унич. торговлишка, -и, ж. (ко 2 знач.; о мелкой частной торговле; прост.).
КОНКУРЕНЦИЯ, -и, ж. Соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ. Торговая к. Вне конкуренции (перен.: выше всякого сравнения; разг.). || прил. конкурентный, -ая, -ое
3.Целеполагание.
- Итак, сегодня мы будем учиться не только разбираться в основных видах рекламы, но и различать простейшие виды рекламных объявлений, которые будем составлять.
4. А на уроке у нас сегодня будут консультанты - лингвисты, специалисты, работающие со справочной литературой.
В словаре они нашли объяснение слова реклама.
А). Запишите значение в наши словарики трудных слов. Как обычно подберем однокоренные слова.
Б). Игра “Собери слово” (в пустые лепестки ромашки вписать однокоренные слова, выделить корень). Составить 2-3 с\с прил +сущ)
(рекламисты, рекламирование, рекламодатель, рекламировать, рекламный агент)
Активный рекламодатель, широкое рекламирование
5. Слово учителя.
– Сегодня в классе мы создали своё рекламное агентство. Основа любого агентства – отделы. В них работают творческие и технические специалисты, которые выполняют всю работу по рекламе. Крупнейшие агентства в Нью-Йорке на Мэдисон- Авеню. В штаб-квартире работает около 30000 человек.
В нашем рекламном агентстве будет 4 отдела:
Творческий – занимающийся разработкой объявлений. В нем будет работать весь класс;
Отдел средств - размещение рекламы. Выбор листа для рекламы;
Исследовательский - изучение потребности спроса на товар;
Коммерческий – оценивание рекламы, оплата. Я буду возглавлять этот отдел.
В подготовке урока участвует весь класс, но с работой каждой из группы вы познакомитесь на уроке.
А сейчас вопрос консультантам.
-Какие виды рекламы существуют?
Ученик записывает: щиты, плакаты, надписи на дирижабле в небе, сувениры, книжки, каталоги, журналы.
Учитель: Отдел средств рекламы подготовил выставку - коллаж известных рекламных объявлений журналов и газет (рекламы пакетов, шампуни, книг, духов и т.д.) Приложение 1
Ученик: Другой вид рекламы: устный - радио и телевидение.
Учитель: По целям реклама тоже различается. Например:
- Информативная: Такой вид рекламы даёт первое сообщение о товаре, который появился недавно.
- Увещивательная : убеждает купить товар.
- Напоминательная : напоминает о товаре, который давно не нуждается в рекламе (кока- кола, машины)
6. Творческая работа.
Задание классу (видеозапись телерекламы) Приложение 2.
- Определите, к какому типу относится данные рекламы?
6. Реклама может строиться по-разному. Может начинаться с хвалебных слов. На доске записан текст. Найдите слова, которые расхваливают часы, подчеркните их, спишите: (работа в тетради)
“Самые лучшие часы - “Восток” Чистопольского часового завода. Их можно приобрести в фирменном магазине “Часы”. Это самые надежные и точные часы”
7. А сейчас другой вид работы. У вас на столах тексты. Ваша задача - выбрать слова для справок и составить текст рекламы школьных булочек.
Тексты
“Мальчишки и девчонки! Школьные булочки и пирожки у нас. Мы ждем вас!”
Слова для справок: спешите, подходите, самые лучшие, самые сочные, ароматные, свежие, только.
Ученик: “Мальчишки и девчонки! Школьные пирожки и булочки самые лучшие, самые сочные, самые ароматные, самые свежие, только у нас! Спешите, подходите! Мы ждем вас!”
Учитель: Реклама может начинаться с вопросов. Приведите примеры.
Составьте и запишите такую рекламу на тему: “Спорт”.
Ученики: Вы хотите научиться плавать? Мы ждем вас в прекрасном, голубом бассейне чистопольского Дома школьников! Научиться плавать – что может быть лучше?
Учитель: А сейчас предлагаю вам задачу посложнее. Используя одни прилагательные, составьте рекламу, но вы не должны видеть этот предмет. Закройте глаза, напрягите воображение. (Учитель проносит мимо каждого ученика мыло)
Ученики: восхитительное, душистое, чудесное.
Учитель: Это мыло “Дуру”
Ученики составляют рекламу:
Нежное мыло “Дуру”. Не забудь купить его и ты. Оно такое чудесное. Восхитительное, прекрасное!”
Учитель: Вы попробовали свои силы в составлении простейших видов рекламы!
Исследовательский отдел подготовил к уроку анализ спроса на рекламу, они опросили учащихся нашей школы и составили диаграмму.
Ученик: (показывает диаграмму и объявляет)
Из 80 учеников 60 % - положительно относятся к рекламе, 30% - отрицательно, а 10% не задумывались над этим вопросом. Это значит, что реклама активно вошла в нашу жизнь. Большинство опрошенных не представляют программу ТВ без неё. Мы составили десятку лучших реклам, на взгляд опрошенных, на ТВ:
- йогурт “Данон”
- печенье “Юбилейное”
- шоколад “Баунти”
- телевизор “LG”
- порошки “Тайд”, “Дося”
- шампуни “Пантин”
- “ Кока- кола”
- жевательная резинка “Орбит”
Учитель: Работа творческо-исследовательской группы была не менее интересной. Они брали интервью у учителей, учащихся, родителей, задавая вопросы о рекламе.
Ученик: (включая магнитофонную запись)
- Представьтесь, пожалуйста.
-Директор школы.
- Как вы относитесь к рекламе?
- Сегодня без неё невозможно представить работу радио, телевидения, хорошо сделанную рекламу приятно посмотреть.
- А какую рекламу вы бы разметили в нашей школе?
- …
Учитель: Мне кажется, ученики задали интересные вопросы. А какую бы рекламу вы разместили в деревне?
Ученик: Рекламу галош. Без них невозможно выйти в слякоть на улицу.
Учитель: Вы научились составлению простейших видов реклам. А теперь более сложное задание: составьте рекламу самостоятельно (про галоши)
Ученик: Купите галоши, Они стоят гроши!
Вы не прогадаете: В дождь в них прошагаете.
Учитель: А вот какую рекламу составил известный поэт В.Маяковский.
“Дождик, дождь!
Напрасно льёшь!
Я не выйду без галош, с помощью Резинотреста
Мне везде сухое место”.
7. Обобщение изученного.
- Итак, подведем итоги урока.
- С каким явлением мы сегодня познакомились, что нового узнали, чему научились?
Ученик: Мы познакомились с таким понятием, как реклама. Она недавно появилась в нашей жизни. В других странах существуют специальные рекламные агентства, занимающиеся разработкой объявлений. Мы научились составлять рекламные объявления, самостоятельно.
Учитель: Мы убедились, что реклама существовала и раньше. Впервые она возникла в России в 20 веке и через столетия она вновь вернулась к нам.
8. Домашнее задание будет такое. Вспомните свою любимую телерекламу. Охарактеризуйте её по целям, видам. На основе услышанной рекламы придумайте свою.