Развитие читательской культуры по фантастической повести К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


“Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит,
чем подразнить запахом аппетитного чтения”.
Даниэль Пеннак

Ни для кого не секрет, что проблемой приобщения школьников к чтению озабочены в настоящее время не только педагоги. Повсеместное снижение как читательской, так и общей культуры молодёжи является предметом беспокойства широких кругов общественности не только в России, но и в других развитых странах. Молодые люди не любят, не хотят и не умеют читать, не получают удовольствия от чтения, не воспринимают чтение как основу успешности в различных видах деятельности.

В России государственные образовательные учреждения и учреждения культуры, целый ряд общественных организаций рассматривают поддержку чтения в качестве приоритетных задач своей деятельности. Идет интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников.

Основы читательской культуры закладываются в начальной школе. В ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга существуют добрые традиции приобщения маленьких школьников к чтению. Прежде всего, это тесная связь учебной деятельности и внеклассной работы: литературные праздники и творческие конкурсы, библиотечные уроки и литературные гостиные проходят в гостеприимных стенах нашей школьной библиотеки. Это уроки литературного чтения, на которых учителя работают по современным учебным книгам, используют элементы технологий критического мышления, творческих мастерских, проблемного обучения, применяют коллективные способы обучения, побуждая детей к размышлению, к участию в дискуссии, к творчеству.

С литературными героями дети встречаются не только на уроке чтения. Так, например, на уроке математике они помогают Незнайке решать задачу, а на уроках русского языка пишут письмо Мальвине. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как “День книги”, когда ребёнок читает литературное произведение на уроке чтения, а затем, в тот же день, встречается с его героями и на других уроках.

С 2007-2008 учебного года начальная школа гимназии принимает участие в реализации проекта Фонда поддержки образования “Успешное чтение”, целью которого является создание в образовательных учреждениях условий для развития читательской культуры школьников. В рамках этой работы учащиеся начальной школы реализуют проект “Хорошее время читать” - увлекательную игру, которая позволяет каждому ребенку приобрести новый читательский опыт, получить удовольствие от общения с книгой и с другими читателями.

Таким образом, мы стараемся с первых дней обучения ребёнка в гимназии формировать основы читательской культуры – желание и умение читать хорошие, соответствующие возрасту и интересам книги, полно воспринимать заложенную в них информацию, учиться нравственным поступкам, получать удовольствие от чтения.

Особое место в становлении маленького читателя принадлежит урокам внеклассного чтения. Это уроки, направленные, прежде всего, на формирование интереса к чтению. В то же время, это – уроки формирования общего учебного умения работы с информацией. Современные технические средства позволяют повысить качество таких уроков, использовать недоступный ранее наглядный материал, учить детей работе с разными источниками информации.

Примером может служить урок внеклассного чтения в 4 классе по теме “Фантастические произведения Кира Булычёва о приключениях Алисы”, наглядный материал к которому был подготовлен в виде компьютерной презентации в Power Point.

Данный урок проводится после самостоятельного чтения фантастической повести “Девочка, с которой ничего не случится” и других произведений Кира Булычёва по выбору учащихся.

Задачи урока.

  • Создать условия для развития интереса к чтению.
  • Создать условия для развития умения анализировать художественное произведение: определять жанр, давать характеристику герою.
  • Учить пользоваться различными источниками информации.

Урок начинается с работы с выставкой книг.

Учащиеся рассматривают представленную на слайде 2 выставку книг и дают ей название. Затем учитель выводит название “Фантастические повести Кира Булычёва о приключениях Алисы Селезнёвой” на экран, а дети дополняют выставку принесёнными на урок книгами.

Опираясь на название выставки книг, учащиеся формулируют тему урока, а затем, с помощью учителя, ставят перед собой задачи: уточнить знания о жанре прочитанных произведений, учиться рассказывать о главной героине, узнать интересные факты об авторе.

Следующий этап урока направлен на уточнение представлений учащихся о следующих терминах: фантастика, повесть, приключение (слайды 3, 4, 5). Сначала дети дают толкования слов, опираясь на свой опыт. Затем учитель постепенно выводит на экран фрагменты словарных и энциклопедических статей, в процессе анализа которых уточняются знания учащихся. Финалом работы является осознанное соотнесение литературоведческого термина с прочитанным произведением.

Слайд 6 позволяет продолжить разговор о приключениях Алисы и предназначен для воссоздания учащимися фрагментов содержания повести “Девочка, с которой ничего не случится” с целью уточнения понимания смысла прочитанного.

Возможные варианты работы:

Детям предлагается узнать фрагмент произведения по иллюстрации и рассказать о нём.

Детям предлагается восстановить последовательность событий из повести, назвав правильный порядок иллюстраций.

Детям предлагается разделиться на две команды и поучаствовать в игре “Крестики – нолики”, правила которой сходны с правилами известной детской игры с тем же названием, но для того, чтоб поставить в выбранную клетку свой значок, команда должна дать ответ на вопрос, “спрятанный” под картинкой.

  1. Кому и с какой целью профессор Селезнёв начал писать о приключениях Алисы?
  2. Назовите жертву неудачного эксперимента, которую профессор Селезнёв повстречал в своём саду.
  3. Кто из домашних питомцев Алисы умел разговаривать и читать?
  4. “Я их хотела оставить себе. Я же не знала, что человечество их ищет”. Кого Алиса принесла в корзинке с земляникой?
  5. Опишите устройство, с помощью которого Алиса оказалась в гостях у писателя - фантаста Аркадия.
  6. С какими земными животными автор сравнивает этих симпатичных обитателей одной из планет системы Сириуса?
  7. Мало кто верил в успех этого эксперимента, однако выдающееся событие показывали все телеспутники мира. Что за событие изображено на иллюстрации?
  8. Какое событие прославило Алису и испортило репутацию биологам?
  9. С помощью какого прибора, с кем и о чём беседует профессор Селезнёв?

На слайдах 7-24 представлены вопросы игры и ответы на них. Переход к вопросу осуществляется нажатием на соответствующую картинку на слайде 6, проверка правильности ответа осуществляется при нажатии на картинку рядом с вопросом. При нажатии на управляющую кнопку “Возврат” мы возвращаемся к слайду 6 и выбираем следующий вопрос.

Восстановив в памяти основные события повести, дети готовы к разговору о главной героине – Алисе Селезнёвой. Нажав на слайде 6 на управляющую кнопку “Далее”, переходим к слайду 25.

Дети говорят о том, чем заинтересовала их главная героиня прочитанных книг – Алиса Селезнёва. Затем учитель выводит на экран портреты Алисы, выполненные разными художниками-иллюстраторами, и предлагает обсудить следующие вопросы:

  • Какие черты Алисы отражены на разных иллюстрациях?
  • Какая иллюстрация особенно нравится и почему?
  • Какой портрет Алисы нарисовали бы сами?

Завершает работу по данному слайду составление рассказа об Алисе с опорой на план. Учитель обращает внимание на то, что такие качества, как доброта, отзывчивость, смелость, любознательность ценятся в русских народных сказках, в литературных произведениях разных жанров, созданных разными авторами в разные эпохи. Важны эти качества и в нашей повседневной жизни, не потеряют они своей ценности и через века.

Разговор об авторе художественного произведения мы, как правило, не начинаем с подачи готового материала, а побуждаем учащихся к размышлению. Детям предлагается поделиться своими предположениями о том, что рассказали прочитанные книги об их авторе – Кире Булычёве, а затем получить новые знания, опираясь на материал слайда 26. Затем учащиеся формулирую свои вопросы о том, что ещё им хотелось бы узнать о писателе. А учитель сообщает, что на некоторые из поставленных вопросов есть возможность получить ответы с помощью 27 слайда.

Дети выбирают заинтересовавшие их вопросы и учатся пользоваться управляющими кнопками для получения ответа. В зависимости от выбранных вопросов, дети переходят к слайдам 28 – 32.

Работа со слайдом “Источники информации” целесообразна, если компьютер имеет выход в Интернет. В этом случае есть возможность научить детей пользоваться гиперссылками и познакомить с сайтами, посвященными творчеству Булычёва.

Подведение итога урока (слайд 33) направлено, прежде всего, на популяризацию в классном коллективе образа читателя как любознательного, интересного, умного собеседника, с которым хотят дружить, советоваться, на осознание учащимися того, что каждый из них может быть таким человеком.

Учитель предлагает детям вспомнить, о чем шел разговор на уроке (о книгах, о событиях, о герое, об авторе), о том, что было самым интересным. Затем напоминает, что интересного разговора не было бы, если бы сами дети не выступили в сложной и увлекательной роли – в роли читателей; предлагает поделиться своими ощущениями, мыслями, чувствами по этому поводу. Урок заканчивается написанием синквейна на тему “Я – читатель”.

Данный урок способствует, прежде всего, развитию интереса детей к чтению. Объём материала, возможность различных вариантов работы с ним позволяет использовать данную разработку как на уроках, так и при проведении литературного праздника или занятия кружка.

Завершить размышления о непростой проблеме приобщения детей к литературе хочется замечательными словами французского педагога и писателя Даниэля Пеннака, который утверждает, что ребёнок “изначально – хороший читатель, каким и останется, если окружающие взрослые поддержат его энтузиазм, вместо того, чтобы доказывать себе собственную состоятельность, поощрят его желание учиться, прежде чем вменят ему в обязанность заучивать, будут сопутствовать ему в его усилиях, а не подкарауливать на повороте, согласятся жертвовать вечерами, вместо того чтобы стараться выиграть время, заставят заиграть настоящее, не потрясая угрозой будущего, не позволят себе превратить в повинность то, что было удовольствием, будут поддерживать это удовольствие, пока он не воспримет его как долг, заложат в основание этого долга бескорыстие всякого приобщения к культуре и сами вновь найдут радость в этом бескорыстии”.

Источники информации

  1. http://taleteller.ucoz.ru/publ/4-1-0-75
  2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bulychev
  3. http://www.mielofon.ru/mis_alis/index.html
  4. http://www.rusf.ru/kb/index.htm
  5. Булычёв К. Заповедник сказок. – М.: “АСТ”, 2004.
  6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Материалы Первого установочного семинара для участников проекта “Успешное чтение” (12 – 14 ноября 2007 г., Санкт-Петербург).
  8. Пеннак Д. Как роман. – М.: “Самокат”, -2005
  9. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринёва и др.). – М.: Просвещение, 2012.
  10. Энциклопедия для детей. Том 9. - М.: “Аванта+”, 2000.