Цели: развивать представления детей о пользе леса, его значимости для здоровья человека; познакомить детей с грибами, которые можно использовать в пищу, с правилами безопасного поведения при их выборе; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать съедобные и несъедобные грибы, освоят технику работы с бумагой, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.
Ход занятия
Учитель: Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Аленушка: Какая сегодня чудесная погода. Возьми, Иванушка, лукошко да пойдем в лес за ягодами и грибами.
Учитель: Добрались они до леса.
Аленушка: Иванушка, не отходи от меня далеко, а то заблудишься – не тот грибок, не ту ягодку сорвешь и отравишься.
Иванушка: Я есть хочу! Вот и гриб с красной шляпкой. Наверно, это сыроежка, я его съем.
(Иванушка дотрагивается до гриба. Он хватает его за руку.)
Гриб: Ага! Попался! Ты не узнал даже мухомора. Я уведу тебя в царство королевы Бледной Поганки! (уводит Иванушку).
Аленушка: Ау, Иванушка, где ты?
Выходит гриб Боровик.
Аленушка: Ты кто?
Боровик: Отгадай, кто я:
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Да, я белый гриб- мечта всех грибников. Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку мы растем редко, чаще группами. Боровик - красивый и крупный гриб, его часто называют царем грибов.
Аленушка: А ты не видел моего братца?
Боровик: Я не видел. Может мои друзья его видели. (Появляются грибы)
Лисички: Девочка отгадай нашу загадку
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ...
Аленушка: Лисички! Вас легко узнать!
Лисички: Мы живем в смешанных лесах. Лисички можно жарить, варить, мариновать.
Сыроежки: А теперь отгадай, кто мы:
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ...
Аленушка: Сыроежки!
Сыроежки: Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Мы друзья малоопытных грибниов. Сыроежки - самые хрупкие грибы, их можно варить и жарить.
Аленушка: Дорогие грибы, не видели ли вы моего братца Иванушку?
Грибы: Видели, видели! Он в ядовитом поганом царстве! Королева там Бледная Поганка. В ее царство попадают те, кто не знает грибы и путает их.
Появляется королева Бледная Поганка.
Бледная Поганка: Зачем пожаловала, девочка?
Аленушка: Я пришла за своим братцем. Верни мне его.
Бледная Поганка: Хорошо! Я отпущу твоего братца, если ребята помогут тебе выполнить задания.
Задание первое: отгадайте загадки:
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
Бледная Поганка: С первым заданием ребята справились, молодцы! А вот второе задание на внимание.
Поиграем в игру “Лучший грибник ”
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.
А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках,
В темной шляпке набекрень
Боровик укрылся в тень.
А веселые ребята —
Тонконогие опята —
Притаились возле пня
И кричат: “Ищи меня!”
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, —
Это чудо из чудес.
- Посмотрим, кто же был самый внимательный. Где следует искать разные грибы?
Бледная Поганка: И с этим заданием вы справились. Вы знаете грибы, а кто расскажет о том, как же их правильно собирать? (дети рассказывают)
А попробуйте выполнить следующее задание. Вот вам мой кроссворд.
Бледная Поганка: Какое же задание вам дать, чтобы вы с ним не справились? Придумала! Какие блюда можно приготовить из грибов? Вот с этим заданием вам ни за что не справиться! (дети называют блюда, которые можно приготовить из грибов)
Бледная Поганка: Все, все, все! Сдаюсь! Забирайте Иванушку!
Аленушка: Иванушка, больше не уходи от меня далеко! Если бы ребята не помогли, ты бы и остался в царстве Бледной Поганки. Я надеюсь ты запомнил, какие грибы можно употреблять в пищу.
Учитель: Предлагаю конкурс поделок. Вы можете сделать гриб в технике оригами или аппликацию
Схемы оригами - (Грибы). |
Грибы Приготовьте из красной (оранжевой, коричневой) с одной стороны бума-1 квадрат размером 15 х 15 см. Положите большой квадрат белой стороной к себе, перегните по диагоналям. Согните углы, как показано на рисунке. Согните нижнюю часть назад. Согните деталь пополам, поверните работу. Вогните уголки внутрь. Повторите действие с нижним углом на другой стороне. Нижнюю часть поднимите с двух сторон. Вогните углы, захватывая спереди больше бумаги. Уберите внутрь указанную часть. Повторите действие с другой стороны. Уберите уголки внутрь. Грибы готовы. Складку на ножке большого гриба можно прикрыть листиком или травкой. |
Еще одна простая оригами для самых
маленьких. Эта оригами подойдет как мальчикам
так и девочкам. Попробуем сделать грибочки —
мухоморы. Сделать гриб из бумаги достаточно
просто и быстро:
Берем квадратный лист бумаги и складываем углы к
центру. Нижний угол не загибаем:
Нужно сделать сгиб бумаги. Сгибать нужно не
посередине!
Углы верхней части бумаги сгибаем назад и
переворачиваем бумагу.
Подогните боковины под треугольные карманы на
переднем плане
Уголки сверху и снизу сгибаем и переворачиваем
бумагу. Осталось немного разукрасить наш гриб.
Вот такие должны получится мухоморчики.