Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. По итогам диагностики психологической готовности дошкольников и адаптации первоклассников к школе за последние 3 года в нашей школе можно сделать вывод, что около 10-15% детей не готовы к обучению в школе, более половины детей готовы не в полной мере и имеют трудности в адаптации. Кроме того, 99% детей не имеют адекватного представления о школьном обучении, режиме, правилах, что усугубляет психологическое состояние первоклассников, приводит к стрессам, школьной тревожности, снижению учебной мотивации и трудностям в обучении.
Это послужило основанием для создания в школе подготовительных курсов для дошкольников. Развивающая работа с дошкольниками успешно проходит в специальных группах развития, в которых реализуется не обучающая, а развивающая психику ребенка программа.
Рабочая программа “Группа развития дошкольников” является курсом психологической подготовки дошкольников к обучению в школе и входит в образовательную область психологии. Программа составлена на основе развивающей программы Н.И. Гуткиной [1].
Цель учебного курса – формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом.
Задачи учебного курса:
- развитие мотивационной сферы;
- развитие произвольной сферы;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие речевой сферы.
Основной содержательный материал - развивающие игры:
- Игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
- Логические игры;
- Игры с правилами;
- Игры, развивающие фонематический слух;
- Игры, развивающие внимание и память;
- Игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка;
- Игры на ориентацию в пространстве.
Предлагаемые группы развития проводятся с ребятами в возрасте от 5,5 до 7 лет, до начала обучения в 1-м классе школы.
Наполняемость группы: 8 -16 человек (в зависимости от уровня актуального развития).
Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев (сентябрь – май), 72 часа. Режим занятий - 2 часа в неделю, из них 2 – диагностических (первое и последнее).
Все занятия тематические (Приложение 1), направлены на повышение знаний об окружающем мире, самопознание.
Далее приводится разработка занятия на тему “Животный мир”.
Ход занятия
- Пальчиковая гимнастика с учебными предметами [6]
- Беседа, направленная на актуализацию имеющихся о животных знаний. Использование наглядного материала.
- Игра “Земля, вода, воздух, огонь”
- Игра “Что изменилось?”
- Игра “Отгадай загадку”
- Физкультминутка
- Чтение и инсценировка рассказа “Котенок, который забыл, как просить есть”.
- Подведение итогов.
Дети берут карандаш большим пальцем и другими пальцами правой руки поочередно, расположив его примерно перпендикулярно ладони, и начинают чертить в воздухе круги по часовой стрелке и против. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
(указательный)
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок –
Сосчитай-ка их, дружок.
(средний)
Мне в стакан налили чай
И сказали: “Размешай!”
Ложку пальчиками взял,
Сахар быстро размешал.
(безымянный)
К другу в гости шел енот,
Но забыл, где тот живет.
Полчаса кругом ходил,
Только дом не находил.
(мизинец)
Быстро кружится пчела,
Ведь она нектар нашла.
Делает за кругом круг
И зовет своих подруг.
Педагог спрашивает у ребят, знают ли они, кто относится к животному миру, просит назвать каждого ребенка по 2-3 животных. Затем предлагает детям предположить, на какие крупные группы можно разделить всех животных. Демонстрируя наглядный материал (плакаты или презентации), педагог рассказывает об обитателях земной, водной и воздушной среды и показывает их на картинках. Ребятам даются понятия о рыбах, насекомых, рептилиях, птицах, зверях, как о различных представителях животного мира. Подчеркивается необходимость сохранения всех этих видов, бережного отношения к животным.
Выбирают водящего, и играющие становятся вокруг него. Водящий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: “земля”, “вода”, “воздух”, “огонь”. Если он сказал слово “земля”, то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какого-нибудь зверя (млекопитающее). На слово “вода” играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово “воздух” - названием птицы. При слове “огонь” все должны несколько раз быстро повернуться кругом. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
На доске вывешиваются несколько тематических картинок. Ребятам предлагается запомнить, что и в каком порядке висит на доске. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько картинок и предлагает участникам игры отгадать, что изменилось.
Игра основана на психологической методике “4-й лишний”. Ведущий предлагает детям 4 картинки, среди которых три можно отнести к какой-то одной группе предметов, а четвертую к этой группе отнести нельзя, потому ее надо исключить.
Цель – развить эмпирическое обобщение, т.е. научить классифицировать предметы по основным существенным признакам или подводить под общее понятие.
Понятия для загадывания: насекомые, рыбы, рептилии, птицы, звери.
(Кот, собака, лошадь, щука;
ласточка, воробей, корова, курица;
змея, свинья, черепаха, крокодил;
слон, бегемот, комар, жираф;
сорока, ворона, индюк, муха;
лисица, божья коровка, майский жук, пчела;
крокодил, кенгуру, олень, медведь;
карась, окунь, пингвин, лещ;
пчела, сова, жаворонок, соловей;
волк, заяц, кабан, божья коровка;
лебедь, утка, черепаха, аист.)
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и
влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения
крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.)
Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.)
И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)
Ведущий читает рассказ “Котенок, который забыл, как просить есть” (Приложение 2), заранее предупредив, что слушать нужно очень внимательно, так как после прочтения нужно будет изображать какой-то персонаж, а для этого необходимо хорошо запомнить, кто что делал и говорил. По прочтении ребятам раздают роли персонажей сказки, проводится инсценировка. Ведущий помогает, если кто-то из детей испытывает затруднения.
В конце занятия ребята вспоминают, какая была тема занятия; называют, с какими видами животных познакомились; рассуждают, что нужно делать, чтобы сохранить многообразие видов животных на Земле.
Домашнее задание (Приложение 3)
Список литературы
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.
- Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 192 с.
- Куражева Н.Ю. и др. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
- Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2006. – 592с.
- Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие/ Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 124 с.