Коррекционно-логопедическое занятие по обучению грамоте "Звуки [б], [б'], буква "Б""

Разделы: Логопедия


Направление:

  • Познавательно-речевое развитие
  • Социально-личностное развитие

Задачи

Коррекционно-образовательные (Область “Познание”)

  • Познакомиться с артикуляцией и характеристикой звука [Б//Бь];
  • Упражнять в определении позиции звука в слове;
  • Продолжать учить детей речевому последовательному планированию и сопровождению деятельности.

Коррекционно-развивающие (Область “Коммуникация”)

  • Продолжать развитие фонематического слуха;
  • Продолжать развивать слуховую и зрительную память и внимание;
  • Развивать мелкую моторику, активизируя речевую зону, с использованием предметов су-джок;
  • Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса.

Коррекционно-воспитательные (Область “Социализация”)

  • Совершенствовать умение слушать и слышать педагога;
  • Воспитывать интерес к занятию (НОД) через использование занимательных упражнений;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
  • Воспитывать уважительное отношение к родственникам через изучение лексической темы “Семья”.

Оборудование:

на доске — план, обозначенный моделями мелом; магниты-“смайлики”; мяч; зеркало*; шарик и кольцо “су-джок”*; звуковая линейка “Птичка”*, символы согласных звуков (синий и зелёный круги)*; большое изображение буквы Б; конверты с заданием и простым карандашом*; ватман; материал для творчества: пластилин, нитки, цветная бумага, клей.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* на каждого ребёнка

Ход занятия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети приглашаются в логопедический кабинет, встают в круг.

Логопед:

- Ребята, приходя в логопедический кабинет, нам необходимо помнить главное правило:

Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре
Верно, чётко говорим
И нисколько не спешим.

Итак, сегодня у нас … (дети проговаривают дату и день недели), и мы продолжаем знакомиться с новым звуком. Для того, чтобы ничего не забыть и делать всё по порядку, нам понадобится план. (На доске располагается план в виде моделей). По окончании каждого задания будем ставить “смайлик” - точку.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Логопед:

- Начнём с игры. На этой неделе мы с вами говорим о семье. Игра называется “Семейный ком” (по типу игры “Снежный ком” - начинается с фразы “В большой семье есть...”.

Дети приглашаются за столы. Проводится пальчиковая гимнастика с шариком су-джок “Шарик я в руках катаю...”, с кольцом - “Моя семья”.

Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте ее!
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто чинит и гладит белье?
Чьи волосы снега белее,
А руки в морщинках, сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
(Бабушка.)

- На какой звук начинается слово “бабушка”? Есть ли ещё звук [Б] в слове бабушка (где находится)?

- Давайте рассмотрим в зеркале артикуляцию звука [Б] — губы соединены, зубы во рту разомкнуты, язычок слегка отходит от нижних зубов. Губы резко “взрываются”, и воздух с силой вырывается наружу.

- Дайте ему характеристику — какой он? (звук [Б] — согласный, его нельзя петь, он встречает преграду; звонкий). А бывает ли твёрдым или мягким, мы сейчас проверим.

Детям предлагается работа на звуковых линейках “Птичка”, с использованием символов.

- Для чего нам нужны “звуковые птички”? (ответы детей)

слова: бант, банка, кабинет, коробочка;

иллюстрации: белка, барсук, бегемот (взяты с учётом последующей лексической темой).

Вывод: Звук Б может быть твёрдым (синий цвет) и мягким (зелёный).

Детям предлагается встать.

- Добавь слово на [Б] или [Бь]

У нашего дома растёт белоствольная … берёза.

Для проезда в автобусе необходимо купить … билет.

Братику купили новые … ботинки.

Над цветком порхает красивая … бабочка.

- Давайте отдохнём:

проводится физминутка “Как у нас семья большая да весёлая...”

“Как живёшь?”

- Вот так выглядит буква Б. На что она похожа? (ответы детей)

На столах в конвертах ещё одно задание: на карточках напечатана буква Б, рядом в клетке нужно поставить любую из гласных букв: А, О, У, И (дети печатают), прочитайте, что у вас получилось (ответы детей). С одной стороны листа — порядок такой: пустая клетка + Б, с оборотной стороны листа — Б + пустая клетка.

- А теперь придумайте слова, которые начинаются на ваш слог.

Предполагаемые ответы:

БА — бабочка, бабушка, барабан...
БУ — бусы, Буратино, буквы..
БО — бочка,...
БИ — билет, бинокль, бисер...

- Какие ещё можно придумать слова с вашим слогом? За помощью можно обратиться к гостям (2-3 минуты). После дети называют несколько “подсказанных взрослыми” слов.

- У нас осталось ещё одно задание — творческое. Вы уже много букв знаете. Предлагаю оформить коллективно “Буквенный калейдоскоп”. Вы можете выбрать любой материал, изобразить знакомую букву и разместить на общий лист. (Дети выполняют работу, вместе рассматривают результат, называют буквы фонемами).

ИТОГ

Логопед:

- Давайте обратимся к нашему плану. Всё ли мы сделали, со всем ли справились? Что полезного сегодня на занятии мы узнали? Какие задания вы проведёте в семье? В какую игру с занятия поиграете с мамой (папой и т.д.)?

- Ромашка - символ семьи. Лепестки, словно каждый из родственников объединяются в центре. Я хочу, чтобы каждый из вас унёс символ семьи домой.

См. приложение 1.

См. приложение 2.

См. приложение 3.