Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Задачи
Коррекционно-образовательные (Область “Познание”)
- Познакомиться с артикуляцией и характеристикой звука [Б//Бь];
- Упражнять в определении позиции звука в слове;
- Продолжать учить детей речевому последовательному планированию и сопровождению деятельности.
Коррекционно-развивающие (Область “Коммуникация”)
- Продолжать развитие фонематического слуха;
- Продолжать развивать слуховую и зрительную память и внимание;
- Развивать мелкую моторику, активизируя речевую зону, с использованием предметов су-джок;
- Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса.
Коррекционно-воспитательные (Область “Социализация”)
- Совершенствовать умение слушать и слышать педагога;
- Воспитывать интерес к занятию (НОД) через использование занимательных упражнений;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
- Воспитывать уважительное отношение к родственникам через изучение лексической темы “Семья”.
Оборудование:
на доске — план, обозначенный моделями мелом; магниты-“смайлики”; мяч; зеркало*; шарик и кольцо “су-джок”*; звуковая линейка “Птичка”*, символы согласных звуков (синий и зелёный круги)*; большое изображение буквы Б; конверты с заданием и простым карандашом*; ватман; материал для творчества: пластилин, нитки, цветная бумага, клей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* на каждого ребёнка
Ход занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети приглашаются в логопедический кабинет, встают в круг.
Логопед:
- Ребята, приходя в логопедический кабинет, нам необходимо помнить главное правило:
Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре
Верно, чётко говорим
И нисколько не спешим.
Итак, сегодня у нас … (дети проговаривают дату и день недели), и мы продолжаем знакомиться с новым звуком. Для того, чтобы ничего не забыть и делать всё по порядку, нам понадобится план. (На доске располагается план в виде моделей). По окончании каждого задания будем ставить “смайлик” - точку.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Логопед:
- Начнём с игры. На этой неделе мы с вами говорим о семье. Игра называется “Семейный ком” (по типу игры “Снежный ком” - начинается с фразы “В большой семье есть...”.
Дети приглашаются за столы. Проводится пальчиковая гимнастика с шариком су-джок “Шарик я в руках катаю...”, с кольцом - “Моя семья”.
Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте ее!
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто чинит и гладит белье?
Чьи волосы снега белее,
А руки в морщинках, сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
(Бабушка.)
- На какой звук начинается слово “бабушка”? Есть ли ещё звук [Б] в слове бабушка (где находится)?
- Давайте рассмотрим в зеркале артикуляцию звука [Б] — губы соединены, зубы во рту разомкнуты, язычок слегка отходит от нижних зубов. Губы резко “взрываются”, и воздух с силой вырывается наружу.
- Дайте ему характеристику — какой он? (звук [Б] — согласный, его нельзя петь, он встречает преграду; звонкий). А бывает ли твёрдым или мягким, мы сейчас проверим.
Детям предлагается работа на звуковых линейках “Птичка”, с использованием символов.
- Для чего нам нужны “звуковые птички”? (ответы детей)
слова: бант, банка, кабинет, коробочка;
иллюстрации: белка, барсук, бегемот (взяты с учётом последующей лексической темой).
Вывод: Звук Б может быть твёрдым (синий цвет) и мягким (зелёный).
Детям предлагается встать.
- Добавь слово на [Б] или [Бь]
У нашего дома растёт белоствольная … берёза.
Для проезда в автобусе необходимо купить … билет.
Братику купили новые … ботинки.
Над цветком порхает красивая … бабочка.
- Давайте отдохнём:
проводится физминутка “Как у нас семья большая да весёлая...”
“Как живёшь?”
- Вот так выглядит буква Б. На что она похожа? (ответы детей)
На столах в конвертах ещё одно задание: на карточках напечатана буква Б, рядом в клетке нужно поставить любую из гласных букв: А, О, У, И (дети печатают), прочитайте, что у вас получилось (ответы детей). С одной стороны листа — порядок такой: пустая клетка + Б, с оборотной стороны листа — Б + пустая клетка.
- А теперь придумайте слова, которые начинаются на ваш слог.
Предполагаемые ответы:
БА — бабочка, бабушка, барабан...
БУ — бусы, Буратино, буквы..
БО — бочка,...
БИ — билет, бинокль, бисер...
- Какие ещё можно придумать слова с вашим слогом? За помощью можно обратиться к гостям (2-3 минуты). После дети называют несколько “подсказанных взрослыми” слов.
- У нас осталось ещё одно задание — творческое. Вы уже много букв знаете. Предлагаю оформить коллективно “Буквенный калейдоскоп”. Вы можете выбрать любой материал, изобразить знакомую букву и разместить на общий лист. (Дети выполняют работу, вместе рассматривают результат, называют буквы фонемами).
ИТОГ
Логопед:
- Давайте обратимся к нашему плану. Всё ли мы сделали, со всем ли справились? Что полезного сегодня на занятии мы узнали? Какие задания вы проведёте в семье? В какую игру с занятия поиграете с мамой (папой и т.д.)?
- Ромашка - символ семьи. Лепестки, словно каждый из родственников объединяются в центре. Я хочу, чтобы каждый из вас унёс символ семьи домой.
См. приложение 1.
См. приложение 2.
См. приложение 3.