Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Общая физическая подготовка – это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств – выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.
Понятие о силе и силовых качествах. Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости. Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод “до отказа”, заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной усталости мышц. Для здоровья необходим определенный уровень развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе – мышцах спины, груди, брюшного пресса, ног, рук. Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям, так и индивидуально. Поэтому не следует форсировать выход на должный уровень у детей 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет наблюдается значительное увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. Необходимо помнить, что между уровнем отдельных мышечных групп связь относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты – это упражнения с преодолением массы собственного тела, когда учитывается не абсолютная сила, а относительная, что позволяет сгладить разницу в абсолютной силе, обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами.
Быстрота – это способность человека выполнить двигательное действие в максимально короткий отрезок времени. Для развития быстроты необходимо использо-вать упражнения, которые можно выполнить в максимальном темпе. Такие упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо осво-ены, а их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижа-лась. Для развития быстроты основными являются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного выполнения упражнения.
Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах. Гибкость – морфофункциональное двигательное качество. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости. На гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах. Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек на 20-30% выше по сравнению с мальчиками. Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние уменьшается. В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах. Мерилом гибкости является амплитуда движений. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах. Средством развития гибкости являются упражнения на растягивания. Их делят на 2 группы: активные и пассивные. Активные упражнения: пружинистые наклоны, маховые и фиксированные, статические упражнения (сохранение неподвижного положения с максимальной амплитудой). Пассивные упражнения: поза сохраняется за счет внешних сил. Применяя их, достигают наибольших показателей гибкости. Для развития активной гибкости эффективны упражнения на растягивание в динамическом режиме. Общее методическое требование для развития гибкости – обязательный разогрев (до потоотделения) перед выполнением упражнений на растягивание. В младшем школьном возрасте преимущественно используются упражнения в активном динамическом режиме, в среднем и старшем возрасте – все варианты. Причем, если в младших и средних классах развивается гибкость (развивающий режим), то в старших классах стараются сохранить достигнутый уровень ее развития. Наилучшие показатели гибкости в крупных звеньях тела наблюдаются в возрасте до 13-14 лет.
Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Разные люди по-разному справляются со спортивными нагрузками. Секрет выносливости – в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки.
Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу). Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость улучшают координационные возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ на согласование и точность движений особенно эффективны. Наиболее эффективным и доступным средством воспитания ловкости у занимающихся являются подвижные и спортивные игры. Они развивают координацию, точность и соразмерность движений, анализаторные системы. В спортивно-игровых упражнениях приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации. Общими методическими требованиями в процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Рекомендуемые методические приемы и подходы: ОРУ на точность движений по командам, разметка дистанции, постановка дополнительных ориентиров в прыжках или соскоках, метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени), прыжки и соскоки на точность приземления (0,5 х 0,5 м),бег с различной величиной и частотой шага. Дети легко схватывают технику довольно координационно сложных упражнений. В младшем и среднем школьном возрасте развивается способность поддерживать равновесие тела. В среднем школьном возрасте необходимо совершенствовать пространственную ориентировку, развивать ритмические способности. Точности движений и глазомеру содействует метание по цели, на разные расстояния, метание на указанное расстояние разных предметов, корректировка положений рук в ОРУ. В период полового созревания приостанавливается рост координационных способностей. В старшем школьном возрасте ловкость и координационные способности преимущественно развиваются при изменении условий выполнения изученных упражнений.
Программа по ОФП
Наименование программы | “Общая физическая подготовка” |
Направление | Физкультурно-оздоровительное |
Классификация | Специальная; массовая; разновозрастная. |
Целевая группа | Наполняемость: 2 год НП – до 15 чел. |
Цель программы | Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 1 год |
Режим занятий | НП 2 год – 3 раза в неделю, занятие 80 минут. |
Ожидаемые результаты | Улучшение показателей физического развития Выполнение нормативных показателей; |
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей
программы учебного курса являются:
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, утвержденный
Приказом Минобразования РФ от05 03 2004 года № 1089;
Примерная программа, доктора педагогических
учащихся 1-11-х классов” В.И. Лях, 2011г. созданная на
основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта.
Работа секции общей физической подготовки
предусматривает содействие гармоничному
развитию детского организма, укреплению
здоровья, привитие интереса к систематическим
занятиям физическими упражнениями.
Продолжительность занятий в группе 3 раза в
неделю по 80 минут. Программа предусматривает
изучение теоретического материала, проведение
практических занятий по физической, технической
и тактической подготовке. Изучение
теоретического материала осуществляется в форме
15-20 минутных бесед, которые проводятся в начале и
в ходе занятий. Программа содержит обязательный
минимум образования по предмету “Физическая
культура”. Структурированность учебного
материала представлена в соответствии с
основами компонентами
физкультурно-оздоровительной деятельности:
“Основы знаний о физической культуре”
(информационный компонент), “Способы
деятельности” (операционный компонент),
Физическое совершенствование” (мотивационный
компонент), которые позволяют использовать в
учебном процессе разнообразные формы обучения,
содействующие развитию самостоятельности и
творчества. Логикой изложения содержания
каждого из разделов программы определяется
этапность его освоения школьниками (“от общего к
частному” и “от частного к конкретному”),
перевод осваиваемых знаний в практические
умения и навыки.
Требования к уровню подготовки учащихся по
предмету “Физическая культура”. Данные
требования согласуются с требованиями
Государственного стандарта.
В соответствии с концепцией физического
воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП
призваны решать следующие задачи:
Закреплять и совершенствовать умения и навыки,
полученные на уроках физической культуры;
Содействовать формированию жизненно
необходимых физических качеств;
Воспитывать у школьников общественную
активность и трудолюбие;
Развивать творческую инициативу,
самостоятельность и организаторские
способности.
В этот период, помимо общей для всех лет задачи
общеобразовательной школы укрепление здоровья,
всесторонней физической, моральной и
психической подготовки занимающихся решается
задача формирования специальных физических
качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть,
координация движений), приобретая навыки
правильного выполнения движений.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется на
основе учебного плана, годовых графиков
расчетных часов и программы, конкретизированных
в расписании занятий, журнале учета работы и
дневнике учителя.
Цель и задачи образовательной программы
Цель:
Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.Основные задачи.
Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям; содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках. Воспитание нравственных и волевых качеств. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного коллектива. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед. Развитие физических качеств и психических свойств.
Базовый учебно-тематический план второго года обучения.
Количество часов в неделю – 3 часа.
№ | Наименование разделов |
Всего часов | В том числе |
|
теоретических |
практических | |||
1. | Теоретическая подготовка | 6 | 6 | |
2. | Общая физическая подготовка | 48 | 48 | |
3. | Специальная физическая подготовка | 36 | 36 | |
4 | Техническая подготовка | 24 | 24 | |
5 | Тактическая подготовка | 24 | 24 | |
6 | Контрольные испытания Тесты |
6 | 6 | |
7 | Итого часов | 144 | 6 | 138 |
Задачи секции:
- повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями; повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств; обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью; формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;
- укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности; обучение физическими упражнениями из современных здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
- повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры);
- освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.
Содержание образовательной программы
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
|
2 год обучения |
|||
Теоретических |
Практических |
||
1 | Значение физических упражнений для здоровья человека | 1 | |
2 | Правила и нормы поведения на занятиях физической культуры | 1 | |
3 | Гигиена спортсмена. | 1 | |
4 | ЗОЖ и его составляющие. | 1 | |
5 | История олимпийского движения. | 1 | |
6 | Что такое физическая работоспособность и физическая подготовленность | 1 | |
7 | Общая физическая подготовка | 48 | |
8 | Специальная физическая подготовка | 36 | |
9 | Техническая подготовка | 24 | |
10 | Тактическая подготовка | 24 | |
11 | Контрольные испытания Тесты |
6 | |
Итого | 6 | 138 |
Теоретическая подготовка:
- значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
- влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма; ЗОЖ, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
- техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
- история олимпийского движения;
- основы методики обучения и тренировки, порядок обучения технике и тактике;
- правила игры, организация и проведение соревнований;
- тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка:
- комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость), развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи; легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
- гимнастические и акробатические упражнения: упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.; подвижные спортивные игры: “салки”, “попрыгунчики”, “пустое место”, баскетбол без ведения, “перестрелка”, “пионербол ” и т.д.; сдача нормативов по физической подготовке.
Специальная физическая подготовка:
- развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
- упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
- развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча; развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий; специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту; акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
Техническая подготовка:
- обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
- обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча; серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой; обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления; обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча; обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;
Тактическая подготовка:
- формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки; обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
- обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника; обучение командным тактическим действиям:
Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):
Подготовительная, основная и заключительная части.
В подготовительной части занятия необходимо
организовать учащихся; определить ЧСС;
способствовать постепенной функциональной
подготовке организма к повышенным нагрузкам.
В подготовительной части применяются различные
упражнения с изменением ритма, простейшие
задания на координацию движений, ускоренную
ходьбу, бег. В основной части занятия решаются
задачи гармонического общее развития
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всего
организма в целом, воспитание двигательных
качеств, совершенствование двигательных умений
и навыков, воспитание морально волевых качеств. В
основной части используются упражнения в
равновесии, на снарядах, отдельные элементы
легкой атлетики и т.п. Заключительная часть
содействует более быстрому протеканию
восстановительных процессов, снижение нагрузки,
снятие утомления. В заключительной части
применяются простые упражнения для рук,
различные виды ходьбы, упражнения на
расслабление мышц, дыхательные упражнения и
обязательно отдых сидя. Завершение занятия
должно настраивать на последующую работу и
вызвать удовлетворение.
Методическое обеспечение образовательной деятельности.
Ведущим принципом является дифференцированный
подход, дозирование нагрузки на занятиях с
учетом индивидуальных особенностей учащихся.
На занятиях учащиеся должны освоить основные
умения и навыки, входящие в программу по
физической культуре для школьников, а также
научиться использовать данные самоконтроля для
определения состояния здоровья. Указанные
задачи необходимо решать с учетом возраста,
состояния здоровья и уровня физической
подготовленности.
Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:
Учащиеся должны уметь использовать
приобретенные знания, умения и навыки в
практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять умения и навыки, личностную
индивидуальность при выполнении физических
упражнений; иметь навыки самостоятельной работы;
использовать различные источники информации для
получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные
условия для формирования и развития личности
ребенка. Обучение строится таким образом, что
учащиеся, усваивая простые знания, умения и
навыки, сначала выполняют несложные упражнения,
которые усложняются с каждым последующим
заданием. Такая постановка
учебно-воспитательного процесса формирует
психологическую подготовку к труду.
Требования к освоению учебного материала. Приложение №1.
Список литературы. Приложение №2.