Сценарий игровой обучающей ситуации (обучение грамоте) "АБВГДЕйка ‒ волшебная страна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Закрепить знания детей о звуках, буквах, слогах, словах.
  • Способствовать четкому и правильному произношению гласных и согласных звуков в словах.
  • Закрепить понятие “твердый - мягкий” согласный.
  • Учить дифференцировать понятия звук - буква.
  • Закрепить знания детей о слоговом составе слова (делить слова на слоги, составлять слова с заданным количеством слогов).
  • Упражнять в звукобуквенном анализе слова.
  • Развивать общую моторику и двигательные функции рук.
  • Развивать простейшие графические навыки.
  • Учить детей составлять предложения по заданному количеству слов, определять место слов в предложении.
  • Воспитывать активность, умение внимательно слушать.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Здоровье”.

Ход образовательной деятельности

Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами волшебная страна знаний “АБВГдеЙка”.

Мы встретимся со многими буквами, звуками, и не только с ними, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы.

А поможет нам в этом волшебная книга “АЗБУКА”.

  1. АЗБУКА открывается – путь к знаниям начинается.
  2. Азбуку от А до Я
    Надо выучить друзья!
    И тогда долой подсказки,
    Сам прочтешь стихи и сказки.

    Воспитатель: ребята, что я сейчас прочитала? прочитала?
    Дети: Вы прочитали стихотворение.

    Воспитатель: Из чего оно состоит?

    Дети: Стихотворение состоит из предложений.

    Воспитатель: Из чего состоит предложение?
    Дети: Предложение состоит из слов.

    Воспитатель: Из чего состоят слова?
    Дети: Слова состоят из слогов.

    Воспитатель: А слоги?

    Дети: Слоги из звуков.

    Воспитатель: Правильно, дети, слова звучат, потому что в них живут звуки. Что такое звуки?

    Дети: Звук - это то, что мы слышим и произносим.

    Воспитатель: В природе существует много разных звуков, но есть звуки особенные, их произносит человек. Что это за звуки?

    Дети: Это звуки речи.

    Воспитатель: Вы знаете, что звуки бывают разные. Какие это звуки?

    Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

    Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?

    Дети: 1)Это звуки, которые мы произносим только голосом.
    2)Гласные звуки можно тянуть и петь.

    Воспитатель: Вспомним стихотворение о гласных звуках, которые мы знаем.
    (Использование схем)

    Гласные тянутся в песенке звонкой.
    Могут заплакать 0-0-0-0
    И закричать А-а-а-а.
    Громкий гудок паровозу подать У-у-у-у.
    Нежно лошадкой могут заржать И-и-и-и
    Могут как эхо в лесу закричать Ау! Ау! Ау!
    Могут лететь высоко в синеву
    О-а-и-у

    Воспитатель: Молодцы!

    Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы называем согласными?
    Дети: Это звуки, которые нельзя тянуть и петь.

    Воспитатель: Назовите, какие вы знаете?
    Дети: М, П, К. Т

    Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
    Дети: Согласные звуки бывают твердыми и мягкими
    Воспитатель: Правильно.

    Сейчас я буду называть звуки, а вы с помощью сигнальных фонариков обозначать их: зеленой фишкой - мягкий звук, синей фишкой - твердый звук (ИГРА “Молчанка” М, П, К, Т, М, К,П)

    Воспитатель: С этим заданием вы справились.

    (Азбука переворачивается)

  3. Алфавит
  4. Воспитатель:

    Перевернем страницу Азбуки, друзья
    И там вас встретят
    Тридцать три богатыря.
    Мудрецов богатырей
    Знает каждый грамотей.

    Воспитатель: Что это?

    Дети: Это буквы.

    Воспитатель: Что такое буква?

    Дети: Это значок, которым записывается звук на письме.

    Выкладывание букв на столе.

    Пальчиковая гимнастика.

    (Азбука nереворачuваеmся - Карусель)

  5. Вот волшебная страница,
    Оживает вдруг она.
    Перед вами здесь, ребята,
    Карусельная страна.
    (Выносится карусель)
    Ай, да чудо карусель,
    Буквы в ней катаются.
  6. Сели гласные к согласным-
    Слоги получаются.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, мы прочитаем слоги. (Азбука переворачивается - СХЕМЫ)

  7. Азбука листается - наш путь к знаниям продолжается.
  8. Посмотрите сюда!
    Вот беда-то, гласные буквы сбежали куда-то!
    (Магнитофонная запись)
    Мы обычные слова,
    Всех нас знает каждый.
    Мы содержим буквы и-о-у-а
    Трижды или дважды.
    Иногда всего одну
    (Только не в начале).
    Но сегодня .... Ну и ну!
    Все они сбежали!

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем словам найти свои буквы.

    СЛОВА Барабан - а
    Филин - и

    Жук -у

    Сом - о.

    (индивидуальная работа со словами в Азбуке)

    Воспитатель: Хорошо усвоили гласные.

  9. Следующая страница АЗБУКИ открывается – наш путь к знаниям продолжается.

Воспитатель: Перед вами ребусы. Рассмотрите их внимательно.

Поиграть решили буквы в прятки, отыщите их ребятки.

СХЕМЫ О-Т, А-П.

Воспитатель: Дети, назовите какие буквы спрятались.
Дети называют буквы

Воспитатель:

Ну и буквы, ну плутовки (пауза).
Вы украсьте их штриховкой.

Воспитатель: Молодцы!

6. (Азбука переворачивается - ФИЗКУЛЬТМИНУТА)
- Вы писали?
- Мы писали!
А теперь все дружно встали.
В детском садике, ребятки
Могут ловко встать на пятки.
Пошагать и покружиться,
Вправо-влево наклониться.
Снова встать и потянуться
И немножечко про гнуться.
Вам понравилась зарядка?
Повторим ее, ребятки.
В детском садике, ребятки
Могут ловко встать на пятки.
Пошагать и покружиться,
Вправо-влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, загадаю вам загадку.

Вы картинки рассмотрите и отгадку в них найдите.
Схему к слову подберите.

  1. Азбука переворачивается - КИТ (картинки)
  2. Загадка.

    Без расчески причесался
    И умылся без воды.

    В кресло мягкое забрался
    И запел на все лады.

    Воспитатель: Кто это?

    Дети: Это кот.

    Воспитатель: Правильно, ребята, это кот. С помощью букв выложите это слово. Готовы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте его разберем. Сколько в слове букв?

    Дети: В слове КОТ три буквы.

    Воспитатель: Сколько звуков?

    Дети: Три звука.

    Воспитатель: Сколько гласных звуков в этом слове?

    Дети: Один гласный звук - О.

    Воспитатель: Сколько согласных мягких звуков?

    Дети: Мягких согласных нет.

    Воспитатель: Сколько согласных твердых звуков?

    Дети: Проговаривают слово К-о-о-т. Два твердых звука К и Т.

    Воспитатель: Правильно, дети. С помощью фишек выложите схему этого слова. Что у вас получилось?

    Дети: Первая синяя фишка, потому что к - твердый звук Вторая красная фишка - о - гласный звук. Третья синяя фишка - т - твердый звук.

    Воспитатель: Правильно. А сколько слогов в этом слове.

    Дети: В слове КОТ один слог, потому что один гласный звук О.

    Воспитатель: А ты как считаешь? Права Маша?

    Дети: Есть такое правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

    Воспитатель: А сейчас измените слово КОТ так, чтобы было два слога

    Дети: Ко-тик.

    Воспитатель: Давайте прохлопаем в ладоши. А теперь измените слово, чтобы получилось три слога.

    Дети: Ко-те-нок.

    Воспитатель: Давайте проверим так ли это?

  3. (Азбука nереворачuваеmся - Набор слов

Воспитатель: В нашей Азбуке живет много разных слов. Какие?

Дети:

Веселые и грустные,
Длинные и короткие,
Громки и тихие.

Воспитатель: Захотели они о чем-то важном нам рассказать. Дат вот беда, как ни станут, ничего у них не получается.
Послушайте: (Голос в записи. Скоро, школа, мы, в, пойдем)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете это предложение?

Дети: Нет, это набор слов.

Воспитатель: А что такое предложение?

Дети: Это слова, связанные между собой по смыслу.

Воспитатель: Составьте из этих слов предложение. Лера составит предложение на доске, а вы выложите эту схему у себя на столе.

Воспитатель: А в конце нашего путешествия по волшебной стране “АБВгдЕйка” проведем игру “Да, нет”.

Вы устали? – Нет.

У вас хорошее настроение? – Да.

В слове медведь звук М - мягкий? - Нет.

Делить слова на слоги умеете? - Да

Предложение составлять понравилось? - Да

Вы хотите пойти в школу? - Да

Дети, вы справились со всеми заданиями нашей волшебной Азбуки.

И я уверена, что вы будете хорошо учиться в школе.

На этом наше путешествие по стране знаний окончено.

Спасибо!