Задачи:
- Закрепить знания детей о звуках, буквах, слогах, словах.
- Способствовать четкому и правильному произношению гласных и согласных звуков в словах.
- Закрепить понятие “твердый - мягкий” согласный.
- Учить дифференцировать понятия звук - буква.
- Закрепить знания детей о слоговом составе слова (делить слова на слоги, составлять слова с заданным количеством слогов).
- Упражнять в звукобуквенном анализе слова.
- Развивать общую моторику и двигательные функции рук.
- Развивать простейшие графические навыки.
- Учить детей составлять предложения по заданному количеству слов, определять место слов в предложении.
- Воспитывать активность, умение внимательно слушать.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Здоровье”.
Ход образовательной деятельности
Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами волшебная страна знаний “АБВГдеЙка”.
Мы встретимся со многими буквами, звуками, и не только с ними, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы.
А поможет нам в этом волшебная книга “АЗБУКА”.
- АЗБУКА открывается – путь к знаниям начинается.
- Алфавит
- Вот волшебная страница,
Оживает вдруг она. - Азбука листается - наш путь к знаниям продолжается.
- Следующая страница АЗБУКИ открывается – наш путь к знаниям продолжается.
Азбуку от А до Я
Надо выучить друзья!
И тогда долой подсказки,
Сам прочтешь стихи и сказки.
Воспитатель: ребята, что я сейчас прочитала? прочитала?
Дети: Вы прочитали стихотворение.
Воспитатель: Из чего оно состоит?
Дети: Стихотворение состоит из предложений.
Воспитатель: Из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Воспитатель: Из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из слогов.
Воспитатель: А слоги?
Дети: Слоги из звуков.
Воспитатель: Правильно, дети, слова звучат, потому что в них живут звуки. Что такое звуки?
Дети: Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель: В природе существует много разных звуков, но есть звуки особенные, их произносит человек. Что это за звуки?
Дети: Это звуки речи.
Воспитатель: Вы знаете, что звуки бывают разные. Какие это звуки?
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: 1)Это звуки, которые мы произносим
только голосом.
2)Гласные звуки можно тянуть и петь.
Воспитатель: Вспомним
стихотворение о гласных звуках, которые мы знаем.
(Использование схем)
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать 0-0-0-0
И закричать А-а-а-а.
Громкий гудок паровозу подать У-у-у-у.
Нежно лошадкой могут заржать И-и-и-и
Могут как эхо в лесу закричать Ау! Ау! Ау!
Могут лететь высоко в синеву
О-а-и-у
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы
называем согласными?
Дети: Это звуки, которые нельзя тянуть и петь.
Воспитатель: Назовите,
какие вы знаете?
Дети: М, П, К. Т
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают твердыми и
мягкими
Воспитатель: Правильно.
Сейчас я буду называть звуки, а вы с помощью сигнальных фонариков обозначать их: зеленой фишкой - мягкий звук, синей фишкой - твердый звук (ИГРА “Молчанка” М, П, К, Т, М, К,П)
Воспитатель: С этим заданием вы справились.
(Азбука переворачивается)
Воспитатель:
Перевернем страницу Азбуки, друзья
И там вас встретят
Тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей.
Воспитатель: Что это?
Дети: Это буквы.
Воспитатель: Что такое буква?
Дети: Это значок, которым записывается звук на письме.
Выкладывание букв на столе.
Пальчиковая гимнастика.
(Азбука nереворачuваеmся - Карусель)
Перед вами здесь, ребята,
Карусельная страна.
(Выносится карусель)
Ай, да чудо карусель,
Буквы в ней катаются.
Сели гласные к согласным-
Слоги получаются.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы прочитаем слоги. (Азбука переворачивается - СХЕМЫ)
Посмотрите сюда!
Вот беда-то, гласные буквы сбежали куда-то!
(Магнитофонная запись)
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы и-о-у-а
Трижды или дважды.
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня .... Ну и ну!
Все они сбежали!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем словам найти свои буквы.
СЛОВА Барабан - а
Филин - и
Жук -у
Сом - о.
(индивидуальная работа со словами в Азбуке)
Воспитатель: Хорошо усвоили гласные.
Воспитатель: Перед вами ребусы. Рассмотрите их внимательно.
Поиграть решили буквы в прятки, отыщите их ребятки.
СХЕМЫ О-Т, А-П.
Воспитатель: Дети, назовите какие буквы спрятались.
Дети называют буквыВоспитатель:
Ну и буквы, ну плутовки (пауза).
Вы украсьте их штриховкой.Воспитатель: Молодцы!
6. (Азбука переворачивается - ФИЗКУЛЬТМИНУТА)
- Вы писали?
- Мы писали!
А теперь все дружно встали.
В детском садике, ребятки
Могут ловко встать на пятки.
Пошагать и покружиться,
Вправо-влево наклониться.
Снова встать и потянуться
И немножечко про гнуться.
Вам понравилась зарядка?
Повторим ее, ребятки.
В детском садике, ребятки
Могут ловко встать на пятки.
Пошагать и покружиться,
Вправо-влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
Воспитатель: А сейчас, ребятки, загадаю вам загадку.
Вы картинки рассмотрите и отгадку в них найдите.
Схему к слову подберите.
- Азбука переворачивается - КИТ (картинки)
- (Азбука nереворачuваеmся - Набор слов
Загадка.
Без расчески причесался
И умылся без воды.
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это кот.
Воспитатель: Правильно, ребята, это кот. С помощью букв выложите это слово. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте его разберем. Сколько в слове букв?
Дети: В слове КОТ три буквы.
Воспитатель: Сколько звуков?
Дети: Три звука.
Воспитатель: Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети: Один гласный звук - О.
Воспитатель: Сколько согласных мягких звуков?
Дети: Мягких согласных нет.
Воспитатель: Сколько согласных твердых звуков?
Дети: Проговаривают слово К-о-о-т. Два твердых звука К и Т.
Воспитатель: Правильно, дети. С помощью фишек выложите схему этого слова. Что у вас получилось?
Дети: Первая синяя фишка, потому что к - твердый звук Вторая красная фишка - о - гласный звук. Третья синяя фишка - т - твердый звук.
Воспитатель: Правильно. А сколько слогов в этом слове.
Дети: В слове КОТ один слог, потому что один гласный звук О.
Воспитатель: А ты как считаешь? Права Маша?
Дети: Есть такое правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель: А сейчас измените слово КОТ так, чтобы было два слога
Дети: Ко-тик.
Воспитатель: Давайте прохлопаем в ладоши. А теперь измените слово, чтобы получилось три слога.
Дети: Ко-те-нок.
Воспитатель: Давайте проверим так ли это?
Воспитатель: В нашей Азбуке живет много разных слов. Какие?
Дети:
Веселые и грустные,
Длинные и короткие,
Громки и тихие.
Воспитатель: Захотели они о чем-то важном нам рассказать. Дат вот беда, как ни станут, ничего у них не получается.
Послушайте: (Голос в записи. Скоро, школа, мы, в, пойдем)Воспитатель: Ребята, как вы думаете это предложение?
Дети: Нет, это набор слов.
Воспитатель: А что такое предложение?
Дети: Это слова, связанные между собой по смыслу.
Воспитатель: Составьте из этих слов предложение. Лера составит предложение на доске, а вы выложите эту схему у себя на столе.
Воспитатель: А в конце нашего путешествия по волшебной стране “АБВгдЕйка” проведем игру “Да, нет”.
Вы устали? – Нет.
У вас хорошее настроение? – Да.
В слове медведь звук М - мягкий? - Нет.
Делить слова на слоги умеете? - Да
Предложение составлять понравилось? - Да
Вы хотите пойти в школу? - Да
Дети, вы справились со всеми заданиями нашей волшебной Азбуки.
И я уверена, что вы будете хорошо учиться в школе.
На этом наше путешествие по стране знаний окончено.
Спасибо!