Цель: Изучить влияние природных условий на хозяйственную деятельность коренных народов Севера.
Задачи:
- Коммуникативные - формировать навыки работы в группах
- Познавателтьные – формировать навыки работы с источниками, с географическими и историческими картами, анализировать иx, делать выводы.
- Регулятивные – давать оценку работы групп.
- Личностные – воспитывать толерантность, уважение к историческому прошлого родного края.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Методы обучения: с географическими атласами, историческими источниками, беседа, частично- поисковые.
Формы обучения групповая.
Средства обучения: интерактивные материалы, атласы, карты, исторические источники, таблицы.
Ход урока
1 этап: Организационный: Приветствие учителя, выступления учащихся (презентация).
1 слайд Земля, моя земля!
2 мин Тебя увижу я-
И новую струну нежданно шевельну.
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби
И солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!...
Юван Шесталов.
2 этап: Актуализация знаний УУД, постановка цели и задач урока.
Учитель: Прекрасные стихи Ювана Шесталова точно описывают природу нашего края. Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
Ответы уч-ся.
3 мин 2слайд Учитель: Совершенно верно, сегодня на уроке мы должны изучить влияние природных условий на жизнь и быт коренных народов севера (ханты и манси).
Учитель: Западно-Сибирская равнина- третья по величине равнина в мире. Она протянулась от сурового побережья Карского моря до подножий гор Южной Сибири и Казахстана, от Урала до Енисея. Чтобы рассмотреть физико-географические и исторические особенности Западно-Сибирской равнины, мы разделились на группы, их 5.
Задача 1 группы “Климатологи”- изучить климатические особенности Западной Сибири, а так же внутренние воды этой территории.
Задача 2 группы “Зоографы”- изучить растительный и животный мир Западно-Сибирской равнины.
Задача 3 группы “Краеведы”: на основании анализа исторического источника группа должна определить основные занятия коренных народов Западной Сибири.
Задача 4 группы “Графики” работают со справочным материалом и строят график изменения численности коренных народов Севера, анализируют его.
Задача 5 группы “Картографы”- работают с картами атласа и контурными картами, рассматривают природные зоны Западно-Сибирской равнины.
3 этап: Применение теоретических положений в условиях выполнения практической работы.
12 мин Учитель: Каждая группа получила задания, где указана форма отчета. В каждой микрогруппе есть спикер, который координирует и оценивает работу всех ее членов. Работа в группах длится 12 минут. По завершению работы спикер должен представить результат работы группы.
В процессе выслушивания выступлений участники других групп могут вступить в дискуссию со спикером, задавать вопросы, отвечать на вопросы. Спикеры выступают в вой же последовательности, соответственно № группы.
Работа в группах.
1группа “Климатологи”.
- Состав группы
- По карте атласа на стр. 14 выделить климатические пояса в Западной Сибири, средние температуры января, июля, осадки, господствующие типы воздушных масс.
- Сделать вывод об особенностях климата Западной Сибири.
- По карте атласа на стр. 43 назвать крупные реки региона, их значение для данной территории.
- Назвать причины заболоченности Западно-Сибирской равнины
Состав группы | Оценка |
1. | |
2 | |
3. | |
4. | |
5. |
2 группа “Зоографы”
- Состав группы
- По карте атласа на стр. 20-22 выделить преобладающие виды растений и животных.
- Из Красной книги ХМАО выписать 4-5 примеров растений и животных.
- Сделать вывод о причинах занесения этих видов в Красную книгу.
- Предложить меры по сохранению исчезающих видов растений и животных в Западной Сибири.
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
3 группа “Краеведы”
- Состав группы
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Документы
Описание сибирских народов XIX в. Г. Миллер
… пятилетнему ребенку отец уже делает лук и стрелы в соответствии его ростом и силами, ставит ему цель и показывает, как нужно пускать стрелу. Для ребенка это даже не учение, а игра … Собравшись вместе, дети соревнуются в стрельбе …
… относительно обучения, которое получают дети в юности от своих родителей, то по примеру русских приучают своих детей с самого раннего детства ко всем домашним работам и охоте. Многие остяки и вогулы, занимающиеся оленеводством, учат детей стрелять искусно из лука.
… Народы севера, постоянно передвигающиеся с одного на другое место, такие как остяки и вогулы — имеют хижины, состоящие из длинных шестов, расположенных по кругу, а сверху соединяющиеся вместе. Эти шесты летом они покрывают берестой, а зимой богатые, замшевыми оленьими шкурами...
… у этих народов нет почти никакой посуды кроме той, что делаются из бересты, а также кожи и дерева. Для прочности они обтягивают их кожей, или рыбьями шкурами и умеют перевозить их на оленях. Весь запас мяса, рыбы, муки и других съестных припасах держится в этих посудах.
Вопросы к документу:
1.О каких занятиях коренного населения вы узнали из документа?
(Подтвердите словами из текста )
2.Охарактеризуйте жильё, быт остяков и вогулов.
3.Почему жизнь коренных народов менялась несравненно медленнее, чем жизнь русских?
4 группа “Графики”
- Состав группы
- Используя таблицу: Динамика численности коренных народов ХМАО, построить линейную диаграмму.
- Объяснить причины увеличения (снижения) численности коренных народов Севера.
- Спрогнозируйте, как изменится динамика численности ханты и манси через 10 лет? Почему?
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Динамика численности коренных народов ХМАО (тыс. чел).
Народы | 1959 г. | 1970 г. | 1979 г. | 1989 г. | 1999 г. | 2009 г. | 2011 г. |
ханты | 11,4 | 12,2 | 11,2 | 11,9 | 12,0 | 12,4 | 12,9 |
манси | 5,6 | 6,7 | 6,2 | 6,6 | 6,6 | 7,2 | 7,5 |
5 группа “Картографы”
- Состав группы
- На контурной карте нанести границы природных зон в Западной Сибири.
- Обозначить легенду карты.
- На интерактивной доске выделить границы природных зон.
- Объяснить причины смены природных зон.
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Слайды 3-8 4 этап: Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (презентация).
20 мин. Выступления спикеров групп.
Слайд 9 5 этап: Домашнее задание (презентация).
4 мин. Спикеры вытягивают вопросы домашнего задания для своей микрогруппы.
- Почему в орнаменте коренного населения преобладают красный, синий, белый цвета?
- Что изображено на гербе Сургута? С чем это связано?
- Почему сеть магазинов в Сургуте называется “Лабаз”?
- Почему Ханты-Мансийский автономный округ называется Югра?
- Какое значение для ханты и манси имеет культ медведя?
4 мин. 6 этап: Рефлексия деятельности.
Подведение итогов совместной деятельности учеников, достижение поставленной цели.
Список использованных источников
- И.И.Баринова. География России. Природа 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа 2010.
- География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов под ред. Бакулина В.В. М.: Экопрос 2006.
- Г. Миллер Описание сибирских народов из сборника статей. М.: 1998.
- Соколова З.П. Путешествие в Югру. М.: 1982.