Культурнообразовательное пространство в современных условиях – это сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В процессе жизни и бытия человека закладываются духовные чувства. С момента рождения люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту своего народа, природе и культуре своей страны. Базой формирования являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Любовь маленького ребёнка–дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. В этой связи трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, по начальному формированию чувств гражданственности во взаимодействии с семьёй. Методы и приёмы воспитания разнообразны, но обязательно нужно учитывать психологические особенности дошкольника (образность и конкретность мышления, эмоциональное восприятие окружающего, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере “чувства истории”, понимания социальных явлений.)
Воспитывать любовь к Родине, родному городу, краю, в котором он живёт через культурнообразовательное пространство – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу. От всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все "разумное, доброе, вечное", что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.
Итак, главной задачей детского сада русской культурной традиции – это закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с живописью, духовной поэзии, музыки, пения и народными играми.
Культурнообразовательное пространство начинается с восхищения того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, поликлиника, и т.д., рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняем, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняем, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого проводим экскурсии по городу, на природу, ведём наблюдение за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Для более глубокого знакомства с историей своего родного города и его людьми, которые принесли ему славу своим доблестным трудом, в МБДОУ был создан проект “На Земле города воздвигал Человек”. Целью этого проекта было знакомство с почетными гражданами города Черемхово. В ходе проекта была организована работа с детьми и родителями. Итогом этой работы было создание электронного фотоальбома о почетных гражданах города Черемхово.
Также в нашем детском саду активно ведётся работа по изучению творческой деятельности местных самородков, таких как художники: Вадим Инешин, Дамир Лукманов; поэтов, писателей: Владимира Михеева, Татьяны Ковальской, Тамары Хорошиловой, Василия Жилкина, фотокорреспондента Виталия Макарова; драматурга: Владимира Гуркина; актёров драматического театра: Доры Ковальчук, Людмилы Мошкиной
Основной целью нашей работы является воспитание у детей чувство любви к своей малой Родине, людям и Отечеству.