Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

Разделы: Биология


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “класс насекомые”.

Задачи урока:

  • развивать познавательный интерес через игровые элементы,

  • способствовать формированию навыков работы в группе,

  • систематизировать знания учащихся об основных отрядах насекомых.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-игра).

Оборудование: таблички с номерами команд, компьютерная презентация (2), мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: класс делится на 3 команды, готовятся жетоны для игры, дети готовят сообщения по темам: “редкие и исчезающие виды насекомых” и “интересные факты о насекомых”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Просмотр презентации 1.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что объединяет животных, которых вы только что увидели на слайдах? (ответы детей: они относятся к классу насекомых, немного общей характеристики класса насекомых).

Учитель: Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме “насекомые”, закрепим полученные знания по данной теме в виде игры. Для этого вы поделились на 3 команды (раздать таблички командам: 1,2 и 3 команды), за правильные ответы вы будете получать жетоны, итог игры мы подведем в конце урока.

Учитель: Насекомые – удивительные существа. Кому-то они кажутся красивыми, кому-то страшными, но всем без исключения интересны эти наши маленькие соседи. Но такие ли уж они маленькие? Существуют насекомые-великаны. Самый крупный жук в мире – африканский голиаф, длина его тела достигает 11 см, а весит он до 100гр. Южноамериканский жук-геркулес достигает в длину 19 см, правда, большая часть этой длины приходится на его рог (2 слайд).

Насекомые – самый многочисленный класс царства животных. Самые многочисленные отряды класса насекомых: жуки – 250 тыс. видов, бабочки – 140 тыс. видов, перепончатокрылые – 80 тыс. видов (3 слайд).

Учитель: Давайте начнем нашу игру.

Первое задание: (4-5 слайд) нужно распределить насекомых по отрядам. (2 жетона за 2 правильных отряда, 1 – за 1 правильный 0 – за 0) (проверять начать с 1 гр).

1 гр.

  1. Кобылка, сверчок, медведка, кузнечик – прямокрылые.
  2. Слепень, овод, комар, кровососка – двукрылые.

2 гр.

  1. Плавунец, голиаф, скарабей, божья коровка – жуки (жесткокрылые).
  2. Пчела, пилильщик, наездник, шмель – перепончатокрылые.

3 гр.

  1. Щитник, водомерка, гладыш, вредная черепашка – клопы (полужесткокрылые).
  2. Лимонница, адмирал, аполлон, тутовый шелкопряд – бабочки (чешуекрылые).

Следующее задание(6 слайд) нужно отгадать насекомое (с 1 подсказки отгадали – 3 жетона, со 2 – 2, с 3 – 1 жетон, дается одна попытка, не отгадали или ошиблись, ход переходит к другой команде) (проверять начать со 2 гр).

1 гр.

  1. Питается кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий.
  2. Бескрылое насекомое.
  3. Прыгает на 50 см в длину и на 30 см вверх. (Блоха)

2 гр.

  1. В основном ночные животные.
  2. Любят влагу и тепло.
  3. Может повреждать бумагу, переплеты книг, изделия из кожи. (Тараканы).

3 гр.

  1. Имеют 2 пары крыльев.
  2. Яйца откладывают в воду.
  3. Взрослые особи не питаются. (Поденки).

А сейчас мы проверим ваше домашнее задание(7 слайд) интересные факты о насекомых, выходят представители, зачитывают по 5-7 фактов (мах 3 жетона).

Для следующего конкурса мне нужно по 1 представителю от каждой команды: вытягивают по одному вопросу – отвечают, получают жетон, сами если не могут ответить, то сначала их команда, а потом соперники)

  1. Как называется особый орган для захвата добычи у личинок стрекоз? (маска).
  2. У какого насекомого яйцеклад длиннее туловища? (наездник)
  3. Сколько грамм нектара может принести пчела за один раз в зобике? (0,06гр.)

Для следующего нашего конкурса вы сначала должны составить название насекомого, затем определить кто из 3 представителей лишний и почему? (8-9 слайд) (мах 2 балла, если составили и определили кто лишний и почему – 2 балла, только составили – 1балл). (Начать проверять с 3гр).

1 гр.

  1. Печал, вумрайе, апернци. Пчела, муравей – перепончатокрылые, репница-бабочка.
  2. Шва, облха, оббакач. Вши, блохи-паразиты, бабочка-не паразит

2 гр.

  1. Амкор, олкп, ахму. Комар, клоп – рот.ап. колюще-сосущий, муха – лижущий.
  2. Неопдак, срткеоаз, аарктан. Поденка, стрекоза -2 пары крыльев, таракан – нет крыльев.

3 гр.

  1. Лачпе, рошлекпдя, крстеоаз. Пчела, шелкопряд-одомашнены, стрекоза-не одомашнена.
  2. Псеельн, дово, рувйема. Слепень, овод – двукрылые, муравей-перепончатокрылые.

Существует в природе большое количество примет, в том числе и про насекомых, я вам сейчас предлагаю составить примету и объяснить её.

(10 слайд) (слова вразброс, чтобы собирали – мах 2 жетона) (начать проверять с 1 гр).

  1. Паук плетет сеть — к сухой погоде.
  2. Муравьи прячутся в муравейник — к ненастью.
  3. Много мошек — готовь лукошко.

Учитель: Несмотря на то, что насекомые – самый многочисленный класс в царстве животных, среди них существует большое количество редчайших видов, которые, возможно, скоро совсем исчезнут с лица Земли. Мне бы хотелось, чтобы о некоторых из них вы сейчас нам рассказали. Это было у вас дом. задание (мах 3 жетона).

И в завершении нашего урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на мои вопросы: (11 слайд)

  • каково значение насекомых в природе и в жизни человека? (положительная и отрицательная роли)
  • если бы насекомых не было, возможна была бы жизнь на Земле?

Итог урока

(12 слайд) значение насекомых в природе и жизни человека.

Предложить детям посчитать количество жетонов и на отдельном листе написать фамилии участников и кол-во жетонов.

Презентация 2